Лилия Насыбуллина
Конспект открытого итогового занятия по познанию в старшей группе «Путешествие в пустыню»
Цель:
- формирование познавательных процессов и активизация умственной деятельности через обогащенное содержание воспитательно-образовательной работы
- знакомство с обитателями пустыни, верблюдами.
- закрепить представления детей о свойствах песка, полученные в ходе экспериментирования.
Задачи образовательных областей:
Публикация «Конспект открытого итогового занятия по познанию в старшей группе „Путешествие в пустыню“» размещена в разделах
Коммуникация: совершенствование речи как средства общения, учить более точно характеризовать объект, ситуацию, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, расширять кругозор, словарный запас детей: караван верблюдов, верблюжья колючка, барханы.
Здоровье: обеспечение двигательной активности во время непосредственной образовательной деятельности, формирование правильного речевого дыхания, укрепление дыхательной системы и голосового аппарата, формирование правильной осанки.
Познание : расширять кругозор детей через формирование представлений о животном и растительном мире пустыни через использование мультимедийной презентации; воспитывать любознательность, познавательный интерес к окружающему миру.
Социализация: формировать умение работать самостоятельно, воспитывать умение быть доброжелательным, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Физическая культура: использование физкультминутки во время непосредственной образовательной деятельности, развитие координации движения, двигательной активности
Чтение художественной литературы: чтение х/л «Ящерица без хвоста» Н. Романов; «Караван» Ю. Измайлов; «Неизведанное рядом»; «Желтая страница» С. Маршак.
Предварительная работа:
- беседы с детьми
- дидактические игры
- загадывание загадок
- разучивание физкультминутки
- рассматривание изображений пустыни и верблюдов на фотографиях, открытках, в энциклопедиях для детей;
Методы и приё мы:
- беседы с детьми
- вопросы к детям
- показ детям мультипликационного фильма «Верблюжонок»
- приход сказочного персонажа
Материалы и оборудование:
- мультимедийная доска
- проектор
- ноутбук
- Восточная музыка
- импровизированный кувшин
- глобус
- ковер
- слайды с изображением пустыни, верблюжьего каравана, ящериц, змей, скорпионов, пауков
- контейнеры с песком, лупы, ящерицы, змеи, стаканчики с водой на каждого ребенка.
- подзорная труба.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети заходят в группу, садятся.
А. А. Ой, ребята, смотрите здесь какой – то интересный кувшин. Что – то он совсем пыльный (делает движения, как будто протирает кувшин от пыли).
Под восточную музыку появляется Старик Хоттабыч из импровизированного кувшина.
С. Х. Здравствуйте, о умнейшие, о добрейшие, радость глаз моих (Обращается к гостям) Здравствуйте, о прекрасные из прекраснейших! Благодарю вас за избавление меня из кувшина. (видит на столе глобус). О, а что это у вас такое круглое и разноцветное?
Дети. Это глобус!
С. Х. Вай, вай! Тысячу лет живу, но такого не слышал. А что такое глобус?
Дети. Глобус – это модель нашей Земли. На нем можно увидеть, где находится наша страна, наш город. С помощью глобуса можно путешествовать.
С. Х. А почему на вашем глобусе, столько синего и голубого цвета? (Подходит ближе к глобусу)
Дети. Синий цвет обозначает воду: реки, озера, моря, океаны.
С. Х. А какие реки и озера вы знаете?
Дети. Река Ик, Белая, Кандры-Куль, Муллинские озера.
С. Х. Вай, вай! Умнейшие дети, а почему столько зеленого цвета?
Дети. Это растительность - трава, деревья, цветущие растения.
С. Х. О, мудрые отроки, как интересно! А вы знаете, что означает коричневый и желтый цвет на глобусе?
Дети. Песок, пустыню, горы.
С. Х. Правильно! Молодцы! Ребята, а знаете ли вы, что такое пустыня?
Дети. Нет, мы не знаем.
С. Х. Как, вы не знаете, что такое пустыня? Это же моя Родина! Вай, вай, вай, что же делать (Думает) Ну ничего, я вам в этом помогу. Предлагаю вам отправиться в путешествие, в пустыню! Хотите?
Дети. Да!
С. Х. Ну на чем же можно отправиться в пустыню? Дайте подумать. Ага! Придумал! Я предлагаю отправиться туда на ковре-самолете. Вставайте на ковер, любознательные из любознательных. Вы готовы? Летим в пустыню! (Дети летят на ковре-самолете, звучит а\запись «Гул самолета). О, мудрейший посмотри в мою волшебную трубу. Что там видно на горизонте? (дает трубу одному из детей). (Слайд №1 Пустыня)
Ребенок. Вижу кругом один песок, идет караван верблюдов, бегают ящерицы, ползают змеи, светит яркое солнце.
С. Х. Тогда идем на посадку!
С. Х. Вот мы и добрались до пустыни. Как тут жарко и так многого песка! Пустыня - это такое место на Земле, где очень жарко, сухо, там мало растительности и много-много песка. Добрейшие мои, давайте совершим небольшую прогулку по пустыне и посмотрим, кто же в ней живет. Посмотрите, что за чудеса! (Слайд №2 – верблюд). Прямо на нас медленно движется высокое животное, с двумя горбами на спине. Кто это?
Дети. Верблюд! (Ребенок рассказывает стих про верблюда)
У верблюда два горба, все равно красивый
Гордый, сильный, как всегда, и не торопливый.
По пустыне он идет на высоких ножках,
Груз старается, несет и устал немножко.
С. Х. Молодец! Мне очень понравилось стихотворение про верблюда. А откуда вы его знаете?
Дети. Из книг, от взрослых, из телепередач, видели в зоопарке.
С. Х. Верблюды очень выносливые и сильные животные, незаменимые помощники человека. Они перевозят тяжелые грузы, людей. Верблюды не боятся жары. У них есть 2 горба с запасами жира, которые легко превращаются в воду и помогают верблюдам утолять жажду изнутри. К тому же, они едят, представляете, колючие кактусы, и верблюжью колючку. Ребята, как вы думаете, почему им не жарко в пустыни?
Дети. Потому что у них длинная и густая шерсть. Она защищает верблюда от жарких солнечных лучей.
С. Х. Правильно, о умнейшие!
С. Х. Верблюдов в народе еще называют Кораблями пустыни. (Слайд №3 – караван верблюдов). Они как корабли преодолевают огромные расстояния в пустыне, выстроившись в одну линию, их называют верблюжьим караваном. Давайте вместе повторим. В пустыне живут не только верблюды, (Слайд №4) но и ящерицы, змеи, скорпионы, пауки.
А сейчас давайте немножко отдохнём. (Проводится физкультминутка) :
По пустыне мы гуляли, за природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели, и нас всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете: стали карликами дети.
А потом все дружно встали, великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ножками топаем.
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
С. Х. О мудрейшие из мудрейших! А вы хотите узнать что - то новое о песке и его свойствах?
Дети. Да!
С. Х. Тогда я вас приглашаю в свою лабораторию. Располагайтесь поудобней. На столах контейнеры с песком и лупой. О, умнейшие мои, знаете ли вы что такое лупа?
Дети. Увеличительное стекло. С. Х. Совершенно верно. Это увеличительное стекло.
1. Опыт №1 «Свойства песка»
С. Х. Рассмотрите песок через лупу, потрогайте его (дети находят ящерицу). Кого вы нашли в песке?
Дети. Ящерицу, змею.
С. Х. Как вы думаете, почему они спрятались в песке?
Дети. Они спрятались от солнца и врагов.
С. Х. Всё верно, они прячутся в песке от солнца и врагов. О, любознательные мои, что мы узнали о песке? Какой он?
Ребенок. Песок – это мелкие камушки, разного цвета, формы и размера. Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные. Песок сыпучий, сухой. В пустыне в него закапываются различные животные.
С. Х. Уберите ящериц, змей в сторону, переходим к следующему опыту.
2. Опыт №2 «Легко ли верблюду шагать по песку?»
С. Х. В пустыне песок очень горячий, что обжигает ноги. Чем же защищены ноги у верблюда?
Дети. Копытами.
С. Х. Правильно, они должны быть широкими, чтобы верблюд не провалился в песок. Как вы думаете, легко ли ему шагать по пустыне? Давайте проверим. Возьмите палочки и острым концом пошагайте по песку. Что происходит?
Дети. Палочка проваливается в песок.
С. Х. А теперь переверните палочку другим концом и походите по песку. Палочка проваливается в песок?
Дети. Нет!
С. Х. Почему не проваливается? Как вы думаете?
Дети. Потому что у верблюда широкие копыта на ногах, которые не проваливаются в песок и помогают ему шагать по пустыне.
С. Х. Правильно, молодец! О, умнейшая из умнейших!
С. Х. О мудрейшие, переходим к следующему опыту.
3. Опыт №3 «Что происходит с водой в пустыне?»
С. Х. А вы хотите узнать, что происходит с водой в пустыне?
Дети. Да!
С. Х. Возьмите каждый стакан с водой и вылейте ее в контейнер с песком. Что вы наблюдаете?
Дети. Вода просачивается через песок и уходит вниз.
С. Х. Итак, мои умнейшие дети, вы молодцы! Мне с вами было так интересно. Вам понравилось путешествовать со мной? Что интересного вы узнали про пустыню? Давайте вспомним. Кто живет в пустыне?
Ребенок. В пустыне много песка, там живут верблюды, ящерицы, змеи.
С. Х. Чем питается верблюд?
Дети. Он питается кактусами и колючками.
С. Х. А что мы узнали о ящерицах? Почему они прячутся в песок?
Дети. Они прячутся от солнца и врагов.
С. Х. Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы. Нам пора возвращаться в детский сад. Вставайте на ковер-самолет, летим обратно! (звучит а\запись «Гул самолета). Вот мы и в детском саду. О мудрейшие мои, вы, наверное, устали после дороги, в пустыне очень жарко. Я предлагаю утолить жажду и угощаю вас соком. А мне пора возвращаться к себе на Родину. До новых встреч, о добрейшие мои!