Галина Фролова
Конспект открытого интегрированного занятия по региональному компоненту «Колесо истории Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого интегрированного занятия по региональному компоненту
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №31 «ГОЛУБАЯ СТРЕЛА» Г. ТУАПСЕ
Конспект открытого интегрированного занятия
по региональному компоненту
«Колесо истории Кубани»
Подготовил: воспитатель МБДОУ
ДС № 31 «Голубая стрела»
Фролова Галина Ивановна
2020 г.
г. Туапсе
Цели и задачи
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия по региональному компоненту „Колесо истории Кубани“» размещена в разделах
Познакомить детей с историческим прошлым родного края, вызывать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков, с их интересами.
Развивать познавательные способности, воспитывать уважение к старшему поколению.
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за малую Родину.
Развивать интерес к историческому прошлому.
Предварительная работа:
Рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев на Кубани»,
Посещение мини-музея детского сада «Кубанская хата»
Посещение музея на территории детского сада «Казачий хутор».
Рассматривание народных кубанских костюмов.
Беседы с детьми.
Чтение произведений кубанских поэтов.
знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда казаков.
Оборудование:
Макет кубанского подворья, предметы быта казаков: чугун, макитра, рушники, кубанские народные костюмы. Колесо от телеги.
Презентация на тему : «Первые казаки на Кубани»
Материалы: Интерактивная доска. Макеты (казачьей хаты, казака и казачки, печь, колодец, плетень, подворья). иллюстрации с изображением жилья (курень, хата) на Кубани.
Ход занятия:
(Воспитанники и воспитатель в кубанских костюмах. Ребенок находит в группе колесо, обращает на него внимание.)
Воспитатель: Какое необычное колесо ты нашел в нашей группе, интересно оно из прошлого или будущего?
Дети: из прошлого
Воспитатель: На нем что-то написано «Колесо истории Кубани». Инструкция «Если вправо повернешь – время пойдет вперед, в будущее, а если влево, то назад, в прошлое». Какое волшебное колесо, я бы хотела побывать в прошлом и посмотреть, как там жили наши предки.
Дети: мы тоже хотим отправиться в прошлое.
Воспитатель: Тогда давайте вспомним в какую сторону нужно повернуть колесо, что бы оказаться в прошлом?
Дети: влево
Воспитатель: Дружно все за колесо возьмемся, закроем глаза и скажем волшебные слова.
Колесо истории кручу, кручу
Прошлое Кубани узнать хочу.
Воспитатель: (открывают глаза, подходят к макетам кубанского подворья) Сегодня мы вернулись на некоторое время назад, в далекое прошлое Кубани, Ребята, что вы здесь видите?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, самое главное в казачьей хате – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. Обратите внимание на посуду в которой раньше готовили еду, она совсем не похожа на современную. Молоко хранили в глиняном сосуде, который назывался глэчик. Продукт долго оставался свежим и прохладным даже в сильную жару.
Вкусную кашу готовили в чугуне. Он был тяжелый, чугунный и каша в нём была вкусная. А чтобы его поставить в печь или вынуть из печи пользовались ухватом. Каждая хозяйка умела печь пироги. Замешивала тесто в специальной глиняной посуде, которая называлась макитра.
(воспитатель обращает внимание на казачку)
Воспитатель: Вы только взгляните, какую нарядную одежду носили казачка. (рассматривают) А кто такая казачка?
Ответы детей
Воспитатель: Жена казака – казачка занималась дома по хозяйству. Утром она брала коромысло с вёдрами и шла к колодцу, приносила воду, чтобы приготовить еду и постирать одежду. Одежду казачка хранила в сундуке (скрыне). Зимними вечерами казачки занимались вышивкой - они украшали свою одежду, рушники, салфетки, скатерти. А ну ка наши казачки расскажите, какой наряд был у казачек.
Физминутка девочки
Мы казачки озорные (приседают с поворотом)
Юбки пышные такие (поворот вокруг себя)
Кофты с вышивкой, платки (проводят руками с верху вниз)
Лучшие казачки – мы! (руки вверх, притоп одной ногой)
Воспитатель: Молодцы наши казачки. (обращает внимание на макет казака).Ребята а кто же рядом с казачкой стоит?
Дети: Казак.
Воспитатель: Давайте вспомним, кто такой казак?
Дети: Казаками называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II. (подходим к интерактивной доске (Слайд №1)
Воспитатель: Правильно ребята, самые первые казаки это были люди беглые, поселившиеся на окраинных землях Кубани. Позже они поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы. Позже Императрица Екатерина II, подарила эту землю казакам. Как вы думаете, за что царица подарила казакам землю?
Дети: за верную службу. (Слайд №2).
Воспитатель: А кто был верным товарищем казака?
Дети: конь
Воспитатель: (Слайд №3) Да ребята конь был верным товарищем казака, и когда казак возвращался со службы домой, то казачка первым делом целовала коня и
благодарила его за, то, что конь доставил казака домой живым. А наши казаки знают игру про коня.
Физминутка мальчики.
Скачет конь наш
Цок, цок, цок
Слышен топот быстрых ног
Кто того коня поймает
С нами вместе поиграет.
Воспитатель: Хорошо играли, но нам пора отправляется дальше. (слайд № 4) Посмотрите это атаман Захария Чепега, он возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения земель. Он сказал: «Здесь граду быть». А что обозначает слово «град»
Дети: город.
Воспитатель: Слово «град» означает город. Как казаки начали строить город (слайд №5)
Дети: Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления, и стали стоить хаты (слайд №6).
Воспитатель: Из какого материала строили хаты (слайд №6)
Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.
Воспитатель: Чем покрывали крышу?
Дети: Крышу покрывали соломой или камышом. Чем огораживались хаты казаков?
Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.
Воспитатель: (слайд № 7) Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (слайд №8). Так и стали казаки жить на Кубани. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время (слайд № 9)
Дети: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.
Воспитатель: Какое занятие для казаков было самым главным?
Дети: Они охраняли южные границы России от врагов.
Воспитатель: Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Сон казака» (проводится игра).
Игра: Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра зарю встречает,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу, кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-Му, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется – казак забирает «утку».
Надоело казаку
«кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
— Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротники», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
Воспитатель: У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.
А теперь продолжим. Посмотрите на экран. Как строили дома казаки (слайд №10)
Дети: Казаки строили дома все вмести, помогали друг другу.
(подходим к столам с макетами хаты, основы для плетней, на тарелочках солома, деревянные шпажки)
Воспитатель: Ребята смотрите мы попали в град, но что – то тут не так.
Дети: У хаты нет крыши, а плетни не сплетены.
Воспитатель: А давайте поможем достроить град.
Дети: да.
Воспитатель: Тогда начнем, мальчики покроют крышу соломой, а девочки сплетут плетень.
(включаем тихо кубанскую песню, начинаем конструировать)
Воспитатель: Вот какой у нас красивый град получился.
Но какие-то у нас пустые дворы получились. Кто мне скажет, что находилось в каждом дворе?
Дети: В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.
Воспитатель: Давайте несите с нашего подворья все то что должно быть в кубанском подворье. ( дети несут макеты: печки, колодца, животных, ограждаем все сделанными плетнями).Ребята, сегодня вы отлично потрудились, построили свой маленький град, рассказали и узнали много интересного. Но уже пришла пора возвращаться нам обратно в наш детский сад. Где наше волшебное колесо. (дети несут колесо). А для того что бы вернуться назад давайте вспомним в какую сторону нам нужно покрутить колесо?
Дети: Вправо.
Воспитатель: Все дружно возьмемся за колесо закроем глаза и скажем волшебные слова
Колесо кручу, кручу
В настоящее время попасть хочу.
(дети открывают глаза)
Воспитатель: Вот мы и оказались в своей любимой группе. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое Кубани?
Дети: да
Воспитатель: Главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать историю своего народа.