Светлана Найденова
Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию «Напитаем нашу душу красотой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с народно – прикладным искусством – вышивкой, росписью; дать представление о традициях старо-русского быта; воспитывать интерес к произведениям народного искусства
Ход занятия :
Воспитатель:
- Дети, я вам много рассказывала о том, как люди жили в старину, об их быте, праздниках, обычаях. Скажите, а чем занимались зимой люди ( ответы детей: вышивали, шили, вязали)
Воспитатель:
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию „Напитаем нашу душу красотой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
- Да! Зимними холодными днями и вечерами люди занимались рукоделием, украшением своих домов – вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки. Иногда это делали в одиночку, а чаще всего собирались вместе на сходницу. Не зря есть пословица: «Собирай всю родницу на веселую сходницу». Задушевная песня всегда помогала людям в работе. Вот и я приглашаю вас в светелку на веселую сходницу.
- Милости прошу! (воспитатель надевает фартук превращается в мастерицу приговаривает)
- хозяйка в дому, что оладушек в меду
- она убирает, она падает
- она одна за всё отвечает
- ведь какова пряха, такова и рубаха
- проходите, гости дорогие, ко мне в светелку на сходницу.
Посмотрите сколько красивых вещей тут у меня. Их сделали руки взрослых людей с большой любовью и желанием. Поэтому они так украшают светелку. - Что вам больше всего нравится?
(ответы детей)
- Что вы видите?
( ответы детей: скатерти)
- Скатерти очень красивые, украшены ажурными кружевами. А мы с вами знаем, как называлась в старину скатерть?
Ответы детей: (настольник)
- Настольник, так, как клали ее на стол.
- Что вы еще видите ( ответы детей: салфетки, полотенца)
- А как называли полотенца ( ответы детей: рушники)
Рушники, которые вы здесь видите, имеют свое специальное предназначение. Ими украшали свои дома, самый красивый вешали в красный угол, то есть в красивый, видный угол, где обычно висела икона. Было еще одно предназначение для рушников. С наступлением весны девушки выходили со своими рушниками на улицу весну встречать, красну закликать.
Пытается найти его в сундуке.
-Ой, а где же оно? Наверное, домовой взял?
А вы знаете ребята,что домовой у славянских народов - домашний дух, хозяин и покровитель дома. Давайте его позовем и спросим.
Выходит домовой.
Мастерица: «Домовой, из моего сундучка пропал рушник. Ты его случайно не видел?
Домовой: «Видел. Да вот решил генеральную уборку устроить. Запылилось за зиму -то всё. Вот и взял постирать.
Эх, да вот не отдам я рушник вам. Знаю я, что вы со многими народным промыслам знакомы. И с гжелью, и хохлому отличите от Вологодских кружев. Так вот, на полке порядок наводил, да все перепутал. А как вы знаете, порядок люблю во всём. Помогите мне расставить все по местам. Я буду загадывать загадки,а вы отвечайте к какому промыслу относится.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
(Хохлома.)
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня!
(Дымково.)
Эта роспись
На белом фарфоре –
Синее небо, синее море
Синь васильков,
Колокольчиков звонких.
Синие птицы
На веточках тонких.
(Гжель)
Разной формы, железные
В хозяйстве очень полезные
Черные, желтые, красные
Удивительно прекрасные
(жостовские подносы)
Домовой:Молодцы, справились с задачей!Выходите. Потанцуем
Эй, ребята, выходите, Поочередно ставить ногу на пятку вперед, руки на поясе.
Пляску русскую начните!
В этой пляске удалой Повороты налево - направо.
Пусть кружится шар земной.
Вот какой веселый пляс Поочередно ставить ногу на пятку вперед, руки на поясе.
Начинается у нас!
Не стоит никто на месте- Повороты налево - направо.
Все танцуют с нами вместе.
Эх, раз, еще раз, Наклоны вправо – влево, руки на поясе.
Мы наклонимся сейчас.
Начинаем перепляс, Притопы ногами в полуприседе.
Постараемся для вас.
Все ногами топают, Притопы ногами, руки на пояс.
Все в ладоши хлопают. Два хлопка перед собой. Два хлопка о колени.
Дети возвращаются на места.
Домовой: Раз вы многое знаете и умеете, вам можно доверить одно дело. В соседних группах я видел,что нет полотенец. А давайте мы изготовим рушники для них.
Мастерица:Ребята, представим что мы мастера, только вместо ткани у нас будет листок бумаги, а иголка-фломастеры.
Мастерица: Давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках. Какие узоры подбирали!
(дети рассматривают узоры на рушниках и поясняют, что видят)
- Верно, узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы, птицы, животные.
-А какие цвета использовали мастерицы, чтобы вышить рушник ( ответы детей: красный, черный)
- А знаете, что означает эта вышивка? (воспитатель показывает детям вышивку на рушнике и объясняет)
Цветок красный с корнями и бутонами – символ крепкой семьи. Корни – это бабушка и дедушка. Цветы – это родители, а бутоны – это дети. В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей. Прямая черная линия - это символ земли.
Дети садятся за столы и приступают к работе, играет тихо музыка.
Домовой рассматривает работы детей, хвалит их, а затем прощается.