Залина Кайтукова
«Весеннее путешествие». Конспект открытого интегрированного коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого интегрированного коррекционно-развивающего занятия в логопедической подготовительной группе «Весеннее путешествие»
Цель занятия: Систематизация знаний по теме «Весна», совершенствование лексико-грамматического строя языка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
- Обобщать представления о весне и типичных весенних явлениях в природе.
- Расширять и активизировать словарь детей по данной теме, словарь антонимов.
- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными).
- Закреплять умение работать с деформированным предложением.
- Упражнять в образовании превосходной формы существительных.
- Совершенствовать навыки звукового анализа слов и умение соотносить схему и звук.
- Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами объемной аппликации с использованием ватных палочек и пластилина;
-Закреплять и расширять знания детей о вербе.
Коррекционно-развивающие.
- Развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением. - Развивать память, мышление. - Развивать аппликативные навыки: скатывания пластилина, аккуратное наклеивание деталей композиции;
- Ввести в активный словарь детей существительное – «верба»;
Развивать воображение детей, фантазию, эстетическое восприятие, самостоятельность; - Развивать крупную и мелкую моторику.
Коррекционно- воспитательные. - Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, активности.
- Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: картинки для согласования со словом «весенний»: дождь, гроза, почки, лес, дерево, облака, лист, трава, солнце, цветы, туча, ручей; изображения насекомых на 2-х листах формата А-4; мягкая игрушка солнышко; лупа; ноутбук; задания на слайдах; CD с записью музыки к занятию; веточки вербы, пластилин, доски для пластилина, стека, ватные палочки, ножницы (чтобы отрезать кончики у ватных палочек, салфетки.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Когда я сегодня шла в детский сад, то встретила почтальона, который передал мне письмо, вот оно. Давайте его вместе откроем и прочитаем.
- Ребята, я вас приглашаю в интересное путешествие!
Воспитатель: А кто нас приглашает, мы с вами узнаем, когда отгадаем загадку.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает? (Весна)
Воспитатель: давайте поедем на встречу с Весной на автобусе, он вас ждёт. Но чтобы занять в нём своё место надо выполнить такое задание: поставить слово «весенний» в нужную форму с той картинкой, которую я покажу (н-р: как будет называться прогулка весной - весенняя прогулка, а день весной - весенний день и т. д.). Окончания слов проговариваем, как следует.
Дети: (весенний дождь, весенняя гроза, весенние почки, весенний лес, весеннее дерево, весенние облака, весенний лист, весенняя трава, весеннее солнце, весенние цветы, весенняя туча, весенний ручей).
Воспитатель: молодцы, поехали! А вот и нужная остановка.
2. Основная часть.
Весна-Логопед: Здравствуйте, ребята! Вижу, вы получили моё письмо и приехали ко мне в гости. Я очень рада этому и предлагаю вам поиграть со мной, хотите?
Тогда первая игра
а) Игра «Скажи наоборот».
- Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (нет) Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот».
Зимой снег белый, а весной… (серый).
Зимой снег чистый, а весной… (грязный).
Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)
Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).
Зимой небо серое, а весной … (голубое).
Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).
Зимой солнце низкое, а весной… (высокое).
Зимой лёд толстый, а весной … (тонкий).
Зимой погода пасмурная, а весной … (солнечная).
Зимой снег глубокий, а весной (мелкий).
Зимой похолодало, а весной… (потеплело).
Зимой жизнь замирает, а весной (оживает).
Зимой земля плотная, а весной… (рыхлая).
Весна бывает ранняя, а бывает … (поздняя)
б) Игра «Четвёртый лишний?» (слайды)
- Посмотрим, как вы знаете приметы весны. Слушайте меня, смотрите и определите, какая из примет лишняя, и объясняйте почему.
-Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины.
- Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха.
- Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнезда.
- С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.
Весна-Логопед: ребята, только что пролетел весенний ветерок и, предложения, которые я хотела вам прочитать рассыпались. Помогите слова собрать и снова подружить между собой.
в) Игра «Подружи слова в предложении» (Работа с деформированным предложением).
Весна, солнышко, греть, сильно (Весной солнышко сильно греет).
Сосульки, крыши, дома, висят, на (Сосульки висят на крышах домов).
Проталинки, снег, появились, из-под (Проталинки появились из-под снега).
Дороги, ручьи, бежать, весело, по (Ручьи весело бегут по дорогам).
Деревья, почки, появляться, на (На деревьях появляются почки).
3. Физкультминутка «Весна пришла».
Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем - Крылья сложили назад.
Весна-Логопед: мы с вами говорили о том, что весной природа оживает, просыпаются некоторые животные, которые всю зиму проспали. А кто ещё просыпается, выползает из своих укрытий? (насекомые).
- Что бы хорошо рассмотреть насекомых возьмём с собой на прогулку лупу. А под лупой всё кажется гораздо больше. Давайте посмотрим и всем расскажем.
г) Игра «Кто под лупой?» (Образование превосходной формы существительных)
Под лупой у нас:
Не жук, а …жучище.
Не паук, а …паучище.
Не комар, а … комарище.
Не пчела, а … пчелища.
Не стрекоза, а … стрекозища.
Не муравей, а … муравьище.
Не таракан, а …тараканище.
Не кузнечик, а кузнечище. Не оса, а … осища.
4. Звуковой анализ слова
Весна-Логопед: А я предлагаю вам выполнить ещё одно задание и помочь мне разгадать зашифрованное слово.
Игра «Шифровка» (слайды)
Дети собирают слово из первых букв в названии каждой картинки - слайда: ветка, ель, сок, ночь, аист, получается слово «весна», далее выкладывают его звуковую схему).
- Отвечайте на мои вопросы полными предложениями.
- Сколько звуков в слове «весна»? (5 звуков).
- Произнесите их по порядку. ([вь], [э], [с], [н], [а]).
- Сколько гласных звуков в слове «весна»? Назовите их. (2 гласных звука:[э], [а]).
- Сколько согласных звуков? Назовите их и дайте им характеристику. ([вь], [с], - [н]).
-Сколько слогов в слове трава? (два).
Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим вену и сделаем ей подарок.
5. Практическая часть
- Ребята, а вы бывали в мастерской? (Ответы детей) А хотите там побывать? (Ответы детей) «Раз, два три - в мастерскую заходи». Ребята, отгадайте, что я принесла сегодня в мастерскую?
Пушистики жёлтые, на ветках сидят!
Самый первый весны наряд! (ответы детей).
- Правильно, ребята, это верба! (выставляю букет вербы на стол)
Верба является символом православного праздника. А вы, знаете какого? Правильно. Об этом празднике вам рассказывала Татьяна Кузьминична на занятии.
- Ребята, а вы хотите сами смастерить веточку вербы? Для этого на веточку от дерева поочередно приклеиваем ватку от ватных палочек, а кусочком коричневого пластилина формируем чешуйку вербы. (Звучит музыка). Ребята посмотрите, какие замечательные веточки вербы у вас получились.
- Ребята, вам понравилось в нашей мастерской? (Ответы детей.)
Все работы хороши и каждая по своему. А главное, что ваши вербочки не завянут, останутся с нами надолго и будут радовать нас.