Елена Гурулева
Конспект логопедического занятия «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
Тема: Осень.
Цель: создание условий для расширения, обогащения, актуализации словаря по лексической теме.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.
Коррекционно-развивающие:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;
- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
- упражнять в образовании множественного числа имен существительных;
- развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;
- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
Оборудование: Корзина с муляжами овощей, фруктов, ягод, грибов, массажный мяч, магнитная доска, магниты, корзинка с настоящими листьями, картинки с изображением осенних месяцев, картинки с изображением листьев, интерактивная панель «Интошка», презентация.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Становитесь дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Логопед : Ребята, вам нравится, когда у вас хорошее настроение? (ответы детей)
Сегодня нам пришло видео письмо. Хотите узнать, что там? (слайд 2)
Логопед включает презентацию, а там загадка: (слайд 3)
Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет. (Осень)
- Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то, это время года называется (осень). (Ответы детей.)
2. Объявление темы.
- Сегодня мы отправляемся в царство золотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Мы должны выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? (Ответы детей.)
Логопед : Ребята, осень пришла к вам не с пустыми руками, у неё есть волшебная корзинка, в которой много интересных заданий для вас. Давайте посмотрим.
Задания:
1. Упражнение «Какой лист» (слайд 4)
- Назовите с каких деревьев упали листья, которые изображены на экране (дубовый, кленовый, липовый).
- В моей корзинке тоже много осенних листочков, вам нужно найти свой листик, для этого рассмотрите, что изображено на вашей картинке.
(Детям раздаются картинки с очертанием листика, каждый должен назвать с какого дерева лист и найти такой же в корзинке)
2. Упражнение «Осенние месяцы»
Логопед : Ребята, у осени есть три брата. Назовите осенние месяцы? Какой первый месяц осени?
Как можно назвать осень в сентябре? (Осень в сентябре - ранняя)
Логопед : Какой месяц наступит после него?
Как можно назвать осень в октябре? (Осень в октябре – золотая)
Логопед : Какой месяц завершает осень?
Как можно назвать осень в ноябре? (Осень в ноябре – поздняя осень)
3. Признаки осени (слайд 5)
Логопед : - Ребята! Королева Осень принесла нам картинки, на которых нарисована осень. Королеве Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она хочет, чтобы вы рассказали, все, что о ней знаете.
- Что вы можете сказать про солнце осенью? (греет плохо, солнечных дней стало меньше)
- А какое небо осенью? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)
- Что делает дождь? - идет, моросит, льет, капает, шумит, мочит, поливает.
- Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые)
- Как называется явление в природе, когда с листьев опадают листья? (листопад)
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Ребята, давайте немного отдохнем, посмотрите какой ковер из осенних листьев. Это их ветер с веток сорвал. Мы возьмем по одному листочку и превратимся в ветерок.
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф….
И качает так листок – ф-ф-ф….
Выдох спокойный, ненапряженный.
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…
И качает так листок – ф-ф-ф…
Активный выдох.
Молодцы! Ветерок стих и мы тоже тихо сели на стульчики.
- Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)
- С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)
- Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)
- Почему? Как называют этих птиц? (перелетные)
- Что делают осенью насекомые? (прячутся в старые пни, коряги, забиваются под кору деревьев)
- Что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук, другие меняют шкуру (заяц, белка, лиса, третьи (белка, ёж) делают запасы на зиму)
- Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег)
- Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)
Физкультминутка «Осенние листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (Дети встают в круг, руки над головой в кольцо.)
Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели, (Бег по кругу.)
И на землю тихо сели, (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Встали, руки в стороны.)
Повертел их, покрутил (Покружились.)
И на землю опустил. (Присели.)
4. Игра «Подбери признак»
Осень (какая) - … (холодная, дождливая, золотая, багровая, щедрая, красочная, разноцветная и т. д.)
Дождь (какой) –
5. Игра «Скажи наоборот» — упражнение в подборе антонимов (прилагательных) (слайд 6)
Осень ранняя — поздняя,
день веселый — грустный,
день солнечный — пасмурный,
небо голубое — серое,
время холодное — теплое, жаркое,
небо яркое — тусклое,
облако белое — туча черная,
погода хорошая — плохая
6. Игра с массажным мячом «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая,
Если дует ветер – ветреная,
Если на улице холодно, какая погода? – холодная,
Если пасмурно – пасмурная Если сыро – сырая,
Если хмуро – хмурая, Если по небу плывут серые, темные облака – облачная.
Если солнечно – солнечная, Если ясно – ясная.
Логопед : А теперь игра: «Скажи, как?» Образование наречий от прилагательных
Если день пасмурный, мы можем сказать – на улице как? Пасмурно.
Если земля мокрая, мы скажем – на улице как? Мокро.
Если день сырой, скажем как? – сыро
Если день дождливый, скажем как? – дождливо
Если день ненастный, скажем как? – ненастно
Если день ветреный, скажем как? – ветрено
Если дорожки грязные, скажем как? – грязно
7. Игра: «Урожай» Урожай чего собирают осенью? (овощей, фруктов, ягод, грибов?
(слайд 7 – 9)
8. рассказ «Осень» (слайд 10)
Осень.
Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!
Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта — промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.
9. Пересказ рассказа (2 – 3 ребенка) (слайд 11)
10. Итог занятия : Понравилась ли вам путешествовать? Какие признаки осени вы знаете? Кто любит это время года