Ольга Субботкина
Конспект организованной образовательной деятельности «Экскурсия в музей боевой славы» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
«Экскурсия в музей боевой славы»
с детьми старшей группы
(интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие)
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Экскурсия в музей боевой славы“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Подготовила: Субботкина Ольга Александровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Саранск, 2024 г.
Цель: формировать нравственно-патриотические нормы, развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым.
Программные задачи:
Образовательные :
- закреплять представления детей о родах войск (летчики, танкисты, моряки);
- познакомить детей с героем-земляком ВОВ М. П. Девятаевым., плакатом автора Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт».
Развивающие:
- расширять знания детей о военной технике, познакомить с военной машиной «Катюша»;
- развивать познавательную активность детей;
- развивать воображение, память;
- расширять словарный запас через песни, стихи, беседы о войне.
Воспитательные:
- воспитывать чувства благодарности к тем, кто защищал Родину, чувства уважения к героическому прошлому страны;
- вызвать эмоциональный отклик от восприятия музыки;
- способствовать дружескому взаимоотношению между детьми.
Творческая:
- совершенствовать навыки и умения изобразительного искусства.
Материал к занятию:
Демонстрационный:
1. Письмо в виде «солдатского треугольника».
2. ТСО:
* Экран;
* Кинопроектор;
* Ноутбук;
* Презентация;
* Музыкальный центр.
* Флешка:
- Фонограммы военных песен: «День Победы» муз. Д. Тухманова, «В землянке» комп. Блантер, «Священная война».
- Слайды сюжетные в соответствии с рассказом воспитателя: музей боевой славы города Саранска, портрет М. П. Девятаева, плакат автора Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт», стела «Родина – Мать».
3. Экспозиция военной техники (игрушки-машины танк, корабль, самолёт).
4. Пазлы игрушечной машины «Катюша» и демонстрационная картинка «Катюша», пазл «Вечный огонь».
5. Указка.
6. Мягкие модули (2-е дуги) или подушечки 11 штук.
7. Макет костра (напольный).
8. Заготовка открытки с изображением ночного неба на ватмане.
Раздаточный:
1. Головные уборы по количеству детей (шлемы танкиста и летчика, фуражки моряков).
2. Баночки для воды, гуашь, кисти, штампы, подставки под кисти, планшеты, тарелочки для раздаточного материала.
3. Шарики Су-Джок.
4. Значки.
Методические приемы:
• сюрпризный момент письмо-треугольник из прошлого;
• мотивация на предстоящую деятельность : приглашение на экскурсию в музей;
• дидактическая игра «Узнай и назови военные машины»;
• рассматривание;
• рассказ воспитателя;
• дидактическая игра «Собери пазл»;
• физминутка «Мы солдаты»;
• чтение стихов (беседа о войне);
• фоновое прослушивание аудиозаписи песен «В землянке», «День Победы», «Священная война»;
• физминутка с шариками Су-Джок;
• интерактивы «Боевой клич Ура!», «Вечный огонь».
• практические действия детей: изготовление салюта методом тампонирования.
Предворительная работа: чтение художественного произведения Л. Кассиль «Памятник советскому солдату».
Последующая деятельность : вечером дети, когда за ними придут родители, дедушки или бабушки, покажут праздничный салют, расскажут о подвигах героев-солдат.
Ход деятельности:
Вводная часть. Сюрпризный момент, мотивация на предстоящую деятельность.
Слайд 1
Воспитатель:
Сегодня я хочу пригласить вас в удивительное место. Приближается всенародный праздник 9 Мая - День Победы. Все люди нашей страны отмечают его.
- Что вы знаете об этом празднике?
Дети: Это праздник для всей страны, много лет назад наши солдаты победили в войне и т. д.
Воспитатель. В этот день 80 лет назад закончилась самая страшная война. В этот день вспоминают солдат, сражавшихся в боях, погибших и живых, тружеников, кто своим нелёгким трудом ковал победу в тылу.
Воспитатель. Сегодня, когда я шла на работу, увидела письмо. Это не обычное письмо, оно из военной поры - «солдатский треугольник». Давайте прочитаем кому оно (на нем надпись) «Детям от победителей». Письмо адресовано нам значит, можно вскрывать (Воспитатель вскрывает конверт, читает).
«Дорогие ребята, мы хотим рассказать вам об одном важном времени в истории нашего народа, когда нашей стране пришлось очень тяжело. Это Великая отечественная война. И приглашаем вас, посетить музей боевой славы.
- Мы принимаем приглашение? Знаете, ребята, в музей приглашают тех, кто знает, что такое музей. Вы знаете?
Дети: Музей это место, где хранятся ценные экспонаты, документы и т. д.
Воспитатель. Правильно, музей - это место, где хранятся интересные предметы, вещи. Он нужен людям для того, чтобы помнить о разных событиях, знать, как жили люди в разное время. Эти предметы называют экспонатами. А рассказывает о них экскурсовод. Сегодня я буду вашим экскурсоводом, и расскажу о некоторых экспонатах нашего музея, которые помогут вам почувствовать дух военного времени и представить, что же чувствовали и как жили люди в военное время, чем занимались.
Отправляемся на экскурсию в музей!
Основная часть.
Воспитатель: Вот и оказались мы с вами в музее боевой славы. Ребята, проходите. А вот и первая выставка.
На экране появляется Слайд 2 с героем войны М. П. Девятаевым.
Обратите внимание на фотографию (вставайте поудобнее). Во время Великой Отечественной войны солдаты героически защищали нашу Родину. Одним из таких героев был Михаил Петрович Девятаев, который родился на нашей мордовской земле. На войне он был летчиком Слайд 3 и попал в плен. Но и там не отчаялся наш герой, проявил себя. И выбрался из плена, угнав вражеский самолет Слайд 4. Он прошел через всю войну и дошел до Победы. Слайд 5. Посмотрите, ребята, на груди Девятаева много наград за смелость и отвагу. Запомните, это герой Великой Отечественной войны Михаил Петрович Девятаев. Давайте вместе повторим.
Дети: Михаил Петрович Девятаев (индивидуальные ответы детей).
Воспитатель: Вспомните, а на чем он летал?
Дети: на самолёте.
Воспитатель: значит, кем он был?
Дети: Лётчиком.
Воспитатель: А каким он был лётчиком? Подумайте. А ещё каким?
Дети: Смелым, сильным, отважным, мужественным, бесстрашным, решительным.
Воспитатель: Правильно ребята, поэтому у него много наград. Трудно было воевать нашим бойцам, но они защищали Родину.
Теперь прошу вас пройти к следующей выставке. Слайд 6. Перед вами плакат. Автор плаката - Ираклий Тоидзе. А называется он «Родина-мать зовёт».
Как вы думаете, почему он так называется?
Дети: Родина оказалась в опасности и призвала людей защитить её.
Воспитатель: На этом плакате художник изобразил образ матери, призывающей на помощь своих сыновей, приподнятая и слегка отведенная назад левая рука Родины-матери зовет всех на защиту страны. На заднем плане множество штыков говорят о том, уже тысячи солдат встали на защиту своей родины. Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Плакат «Родина-мать» пришелся по душе советским людям. И люди поклялись все, как один, встать на защиту Родины.
В это же время поэт В. Лебедев-Кумач написал стихи к песне «Священная война».
И песня и плакат призывали к защите Отечества.
Звучит фонограмма песни «Священная война» и показ плаката "Родина-мать зовет!"
Под эту песню уходили на фронт наши солдаты, защищать свою Родину, родных, детей.
Приглашаю вас пройти к следующей экспозиции музея.
Это выставка военной техники. Посмотрите сколько здесь машин. Назовите, какие машины вы знаете? (Ребята, не спешите, давайте отвечать по одному).
Дети: Самолет, корабль, танк.
Воспитатель: А как называется эта машина? Слайд 7.
Обращает внимание на «Катюшу».
«И на море и на суше по дорогам фронтовым
Ходит русская «Катюша» ходит шагом боевым».
- Так говорили в то время о новой военной машине под названием «Катюша». Правильно кто-то из вас сказал. Она похожа на обычную машину. Только на ней находится ракетная установка. Посмотрите. Она стреляла сразу несколькими снарядами. Враги очень боялись «Катюши», потому что о ней ничего не знали. Наши солдаты держали в тайне секрет её работы.
Воспитатель предлагает детям пройти к столу с пазлами.
- Вот какая интересная машина, давайте соберем «Катюшу» из пазлов.
Дети, с помощью воспитателя собирают картинку.
Какая часть машины у Сергея? А у кого колёса? Где кабина? Где находится ракетная установка, внизу или наверху? Завершаем нашу работу.
- Как называется эта машина?
Дети: Это «Катюша».
Воспитатель: Ребята, а кто управляет самолётами? (лётчики). Кто служит на корабле? (моряки). Кто водит танки? (танкисты). А вы хотите стать солдатами? Пойдёмте со мной!
Ребята, давайте возьмем головные уборы и наденем их. Саша у нас моряк, кто у нас Серёжа, Марина наша лётчик, а Максим?
- Вот сколько защитников у нашей Родины. Что такое Родина?
Дети: Это наш дом, улица, город.
Воспитатель: Родина – это место, где человек родился и живет. Как называется наша Родина?
Дети: Наша Родина – Россия! Марина, как называется наша Родина?
Воспитатель: Солдаты, внимание! Делай ровный круг! Делай как я!
Физминутка «Мы солдаты».
Раз-два – аты - баты,
Три-четыре – мы солдаты.
Маршируем как пехота.
Раз-два – повороты.
В кабину сели самолёта,
Три-четыре – мы пилоты.
Вниз – вверх, вниз – вверх,
Наши крылья лучше всех.
А теперь на кораблях,
Мы качаемся в волнах.
Сквозь бинокль вдаль посмотрим –
Нелегко служить на флоте.
Воспитатель: Вы настоящие солдаты! Молодцы! Снимайте головные уборы, положим их на место. Когда тяжелый бой закончен, уставшие солдаты садились у костра, чтоб отдохнуть. Присядем и мы.
Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!
Звучит фоном фонограмма «В землянке» комп. Блантер.
- Ребята, как вы думаете, война это хорошо или плохо? А что плохого в войне? Дети: Погибают люди, страдают люди, дети остаются без пап, мам, сестренок и братишек…дома разрушаются, очень страшно.
Воспитатель: Ребята, я согласна с вами, война это плохо, пусть всегда будет мир на земле).
Было зябко, и солдаты грели руки у костра. Согреем и мы. А поможет нам в этом шарик. Возьмите по одному и покатайте, грея ладошки. Согреем большой пальчик, указательный, средний, безымянный и мизинец. То же проделаем с другой ручкой (дети выполняют движения с шариками Су-Джок). Чувствуете как тепло нашим ладошкам? Положим шарики обратно. Проверим, согрелись наши ладошки? Прижмите их к щёчкам, тепло? Очень хорошо.
- А ещё в музее можно поиграть. Приглашаю вас на интерактив.
Проводится интерактив «Вечный огонь».
Воспитатель: Предлагаю вам собрать пазл. Собрав его, вы узнаете, что является символом памяти.
Дети собирают пазл, узнают на получившейся картинке вечный огонь.
Вечный огонь-это память о тех, кто воевал на войне. Он горит всегда. Возле него стоит почетный караул. Люди возлагают цветы. К этому месту приходят и взрослые и дети.
А ещё в музее есть творческая мастерская. Давайте пройдем в нее. Вставайте вокруг стола, чтобы всем было удобно.
Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою страну. В нашем городе есть памятник воинам, павшим в войне. Посмотрите.
Показ слайда 8, стела «Родина – Мать».
Перед памятником днём и ночью горит вечный огонь. 9 мая наши войска победили фашистов. И теперь каждый год в этот день мы празднуем Победу.
Воспитатель: Вот здесь я начала оформлять открытку-поздравление героям – победителям с «Днем Победы», но не закончила. Помогите мне ее закончить, и мы отправим ее нашим героям - победителям.
Воспитатель и дети встают у стола по периметру открытки.
В этот день все украшается. Чем?
Дети: шарами (шары должны быть над детьми, флагами.
Воспитатель: а еще в День победы всегда в городах устраивают салют.
Я предлагаю на нашей открытке зажечь много ярких, разноцветных огоньков.
Дети выбирают баночку с понравившейся краской, берут палочки-тампоны, и тампонируют, дорисовывают кистью недостающие элементы. Звучит музыка «День Победы».
Воспитатель: Ребята, мне очень нравиться ваш салют, он получился ярким, красивым, праздничным. Скажите, какому празднику был посвящен наш салют?
Дети: Дню Победы.
Воспитатель: У нас получилась красивая открытка.
Интерактив «Боевой клич Ура!»
Когда солдаты шли на врага, в атаку, они кричали громкое «Ура!». Наступила победа, они тоже кричали «Ура!». Давайте и мы как солдаты крикнем «Ура!»
Заключительная часть.
Воспитатель: Давайте встанем так, чтобы было удобно. А когда за вами придут родители, дедушки или бабушки, вы покажите праздничный салют, расскажите о подвигах героев-солдат. Наша экскурсия подошла к концу, пора подвести итог и вернуться в детский сад.
Анализ: Ребята, посмотрите на меня, где мы сегодня побывали?
Дети: В музее боевой славы.
Воспитатель: Мне очень понравилось, что вы были смелыми, отважными, как настоящие солдаты. Внимательно слушали, сделали красивый салют. Марина и Ваня были активны, отвечая на вопросы. Денис и Дима правильно собрали пазл и т. д. А что вам запомнилось?
Дети: Грели руки у костра, познакомились с «Катюшей» и т. д.
Воспитатель: На память об этой экскурсии я дарю вам значки посетителей музея боевой славы. Отправляемся в детский сад!
Литература
1. Алексеев, С. П. Идет война народная: Рассказы. – М. : Детская литература, 2006. – 126 с.
2. Рассказы о Великой Отечественной Войне / С. Алексеев, А. Митяев, А. Печерская. – М. : Дрофа-Плюс, 2010. – 256 с.
3. Бобылев, П. Н. Великая Отечественная Война: Вопросы и ответы / П. Н. Бобылев, С. В. Липицкий, М. Е. Монин, и др. – М. : Политиздат, 2011.
4. Конкевич С. В. Беседы с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. Демонстрационный материал. Детство-Пресс, 2012 г.
Приложение
Л. Кассиль.
Памятник советскому солдату.
Долго шла война.
Начали наши войска наступать по вражеской земле. Фашистам уже дальше и бежать некуда. Засели они в главном немецком городе Берлине.
Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты - не устояли. Стали брать солдаты Советской Армии в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются.
И вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. А те с перепугу о ней забыли. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт. Видит наш солдат - пропадает девчонка. «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную.»
Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.
А скоро и бойцы наши уже подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы.
Сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир.
И построили теперь в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой - маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.