Елена Викторовна Капустина
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Невероятные открытия утёнка Тома»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие умения приобретать и закреплять знания посредством практических опытов.
Задачи:
Систематизировать знания детей о некоторых свойствах объектов окружающего мира (бумага, песок, вода). Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления некоторых скрытых свойств объектов. Закреплять знания детей о соблюдении мер предосторожности в процессе экспериментирования. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования цветным песком. Развивать познавательную и речевую активность, любознательность, умение анализировать, сравнивать, излагать свои мысли, делать элементарные выводы.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе „Невероятные открытия утёнка Тома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Утки, утята
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Материалы и оборудование:
Макет птичьего двора, утёнок, ёмкости с водой, бумажные цветы, ёмкости с песком, формочки, палочки, лёд, ёмкости с горячей водой, цветной песок, раскраски, аудиозаписи с шумом дождя и плеском моря, интерактивная доска.
Методы и приёмы: Игра-путешествие, наблюдение, экспериментирование, проблемные ситуации, ИКТ.
Ход ООД:
- Дети, вы любите путешествовать? А опасностей не боитесь? Тогда наше приключение начинается. (Дети подходят к макету птичьего двора).
– На одном птичьем дворе у мамы утки вылупились маленькие утята. Они были послушные, не уходили далеко от мамы, мама учила их находить себе корм, плавать. И только один утёнок был непослушным и очень любопытным. Его звали Том. Ему хотелось побыстрее узнать, что же находится там, за забором птичьего двора. Однажды он нашёл дырку в заборе и отправился открывать мир.
- Хотите узнать, что же он увидел на своём пути? Тогда отправимся в путешествие вместе с Томом. Ведь он ещё маленький и ему может понадобиться наша помощь или совет.
(Дети подходят к интерактивной доске, на которой с одной стороны изображён пруд, с другой разные цветы).
– Где оказался наш Том? Да, он подошёл к пруду и стал любоваться красивыми цветами. Какие цветы вы узнали? (ромашки, васильки, одуванчики, колокольчики, кувшинки, лилии). Где растут эти цветы? Давайте сделаем так, как это бывает в природе: каждый цветок растёт в определённом месте.
(Дети перемещают кувшинки и лилии в пруд, а остальные размещают на берегу).
- Вот как стало красиво. Давайте Тому покажем наш маленький прудик.
(Дети подходят к столу, на котором стоит тазик с водой, внутри плавает одна кувшинка, бумажные цветы со сложенными лепестками лежат на столе).
– Из чего сделаны эти цветы? Какие они? Чем отличаются ваши цветы от кувшинки, плавающей в пруду? Что же нужно сделать, чтобы ваши кувшинки тоже раскрылись? (Дети опускают цветы в воду, наблюдают). Что произошло? Почему? Бумага намокла, впитала в себя влагу, стала тяжёлой, поэтому лепестки раскрылись. Какие цветы быстрее раскрылись бумажные или картонные? Почему?
Пальчиковая гимнастика:
Наши алые цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,
Наши алые цветы закрывают лепестки,
Головой кивают, тихо засыпают.
- Тому понравилось на пруду, теперь он знает, что такое бумага и что с ней происходит в воде.
Он решил пойти дальше исследовать мир. Но тут вдруг подул сильный ветер и начался дождь. (Дети подходят к экрану, на котором изображён дождь). Что такое дождь? Откуда он берётся? Кому он нужен? А вы умеете рисовать капельки-дождинки. (Дети рисуют свою капельку). Можно ли сосчитать все капельки? Почему?
Тучка по небу летала,
Капли на поля роняла,
Их решила посчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Сбилась, начала сначала,
Целый день она считала…
Трудно капельки считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Тучке кто помочь желает?
Кто все капли сосчитает?
Ветерок считать хотел,
Но ошибся, улетел.
Даже солнце понарошку
Протянуло ей ладошку,
Стало пальцы загибать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Оказалось, пальцев мало,
Нужно начинать сначала
Капли в воздухе считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Раз, два, три, четыре, пять!
Вместе весело считать!
- Рисовать дождь вы умеете, а хотите сами сделать дождь? (Дети подходят к столу, на котором стоят две банки, закрытые крышкой с дырочками, внутри которых налита горячая вода и лежит лёд на подносе).
- При работе с горячей водой надо быть очень аккуратными, чтобы не обжечься. Возьмите по кусочку льда, положите его на крышку банки и понаблюдайте, что же будет происходить. Почему начался дождик? (Лёд тает и падают капли в банку). Почему лёд тает? (Крышка нагрелась от горячей воды). От горячей воды вверх поднимается пар, растапливает лёд, который превращается в воду и падает каплями вниз. Так получается дождь. Что можно сказать про воду, какая она? (Жидкая). А лёд? (Твёрдый). А что такое пар? (Это тоже вода). У воды бывает 3 состояния: жидкое, твёрдое и пар (газообразное).
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
- Дождик закончился. Том пошёл дальше и увидел много песка. Где много песка? (Дети подходят к доске с видом пляжа). Чем же можно заняться на пляже? (Загорать, играть с песком и водой, рисовать). А вы хотите порисовать? (Дети рисуют на доске пальчиком).
-А давайте покажем Тому настоящий песок. (Дети подходят к столу, на котором стоят ёмкости с песком, вода в лейке, палочки, формочки). Какой песок? (Дети исследуют песок). Покажите Тому, как можно рисовать палочками или формочками. Но вдруг подул ветер, потрясите свои тарелочки. Что же произошло с рисунками? Почему так произошло? Сухой песок лёгкий, сыпучий, поэтому рисунки исчезли. Что же нам сделать, чтобы рисунки остались на песке? (Дети поливают песок водой, перемешивают, выравнивают поверхность и снова рисуют). Снова подул ветер, потрясите свои тарелочки. Изменились ли рисунки? Почему? Мокрый песок тяжёлый, не сыплется, сохраняет форму, поэтому на нём можно рисовать, из него можно лепить.
Дети, а может быть пригласим Тома к нам в детский сад и покажем ему, как можно рисовать цветным песком? (Дети подходят к столу, на котором стоят баночки с цветным песком, клей, кисточки и раскраски). Воспитатель предлагает детям разбиться на пары и раскрасить выбранные картины песком. Рассматривание картин.
- Вот и наступил вечер. Тому понравилось с нами путешествовать, но надо возвращаться домой. Давайте его проводим. Но прежде, чем с ним расстаться, мы должны ему что-то сказать. Что мы ему скажем на прощанье? Можно ли маленьким детям одним уходить из дома? Волновалась ли мама? Следующий раз, если ты захочешь познавать мир дальше, попроси маму пойти с тобой, чтобы она рассказала и показала, что есть вокруг. Ведь с мамой тоже интересно. До свиданья, Том, будь послушным. Ребята! Понравилось вам наше путешествие? Что интересного вы узнали из наших экспериментов? Какой эксперимент нельзя проводить без взрослых? Почему?