Рауза Тахташева
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Однажды в Простоквашино«
Форма: игровая
Образовательная область : познавательное развитие
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Цель: познакомить детей с элементарными экономическими понятиями через сказку.
Программные задачи:
Образовательные :
- знакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета;
- расширять представление о доходах и расходах (обязательные и необязательные);
- уточнять знания о рекламе;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе детского сада „Однажды в Простоквашино„» размещена в разделах
- дать возможность практически осуществить процесс создания рекламы;
- закреплять представление о банке, как о месте, в котором хранятся деньги
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли-продажи, вступать в диалог;
- формировать умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, давать нравственную оценку поступкам героев;
- развивать фантазию, творческие способности, познавательный интерес, мышление, память, внимание, самостоятельность, моторику рук, связную речь;
- обогащать словарный запас;
- развивать представление о рациональной трате денег при совершении покупок.
Воспитательные:
- развивать социально-нравственные качества личности (хозяйственность, трудолюбие, бережливость);
- воспитывать чувство сострадания к людям и героям сказки;
- прививать взаимопомощь, доброе отношение к друг к другу.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, игровой уголок «Цветочный киоск», сундучок, шоколадные медали, «банкомат».
Раздаточный материал: эскизы бумажного пакета для молока, заготовки для оформления рекламы для каждого ребёнка, клей, салфетки, игрушечные денежные купюры.
Ход
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло наших рук, передадим его своим товарищам и при этом улыбнемся друг другу.
Воспитатель: Дети, скоро вы пойдете в школу, и вам придется самостоятельно решать многие жизненные вопросы. А наше сегодняшнее занятие поможет вам в этом. Я приглашаю вас на открытие центра детского предпринимательства «Матроскин и его бизнес».
(на слайде появляется надпись «Центр детского предпринимательства»)
Воспитатель: Наш центр поможет вам сделать первые шаги на пути к большому бизнесу. А чтобы благополучно справиться с заданиями вы должны проявить смекалку, трудолюбие, взаимопомощь и при этом улыбнуться друг другу.
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы что такое бизнес?
Дети: Это такая работа, за которую платят много денег.
Воспитатель: Верно, бизнес в переводе с английского языка означает дело, приносящее большие доходы. А в России бизнесом называют предпринимательство.
Чтобы трудную науку изучить нам было просто, Помощи протянет руку, нам ребята, Кот Матроскин.
Итак, начинаем наш рассказ. Воспитатель: Однажды в городе Простоквашино сидел кот Матроскин с друзьями и решал, на что ему купить корову. Внимание на экран!
(на слайде отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино»)
Воспитатель: Ребята, Матроскин сказал: «Экономить буду!» А что означает слово экономить?
Дети: Это когда человек тратит деньги только на нужные вещи.
Воспитатель: Давайте с вами поучимся экономить, заодно и поможем коту Матроскину сэкономить деньги на покупку коровы.
Воспитатель: Дети, для того чтобы сэкономить деньги нужно правильно рассчитать семейный бюджет.
(на слайде картинка с надписью «Бюджет – это доход и расход»)
Посмотрите внимательно на экран, перед вами схема семейного бюджета, давайте повторим это слово БЮДЖЕТ. Семейный бюджет состоит из дохода и расхода. Как вы думаете, откуда берётся доход в каждой семье?
Дети: Доход семьи состоит из зарплаты родителей и пенсии бабушек и дедушек.
Воспитатель: Мы не только получаем деньги, т. е. имеем доход, но и их расходуем. Это называется - расходом. Некоторые расходы бывают обязательными, т. е. первоочередными. А на что мы тратим в первую очередь деньги?
Дети: На продукты питания, оплата за газ, воду электричество, покупка одежды
(на экране появляется картинка с изображением разных расходов)
Воспитатель: А какие ещё бывают расходы?
Дети: Менее важные.
Воспитатель: Правильно, это те расходы, без которых мы можем обойтись. Например?
Дети: Это игрушки, сладости, развлечения.
Воспитатель: да, конечно, вы перечислили вещи, которые необязательно покупать, а можно сэкономить деньги и купить нужную нам вещь.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам превратиться в экономистов и попробовать рассчитать семейный бюджет, чтобы помочь коту Матроскину сэкономить деньги на покупку коровы.
Воспитатель: Дети, на экране изображены карточки с расходами и квадраты, синий и красный. Вам надо переместить важные расходы в синий квадрат, а менее важные в красный квадрат.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Вы справились с заданием, молодцы. Вот какая получилась схема.
(на экране схема доходов и расходов)
Воспитатель: Миша, на что бы ты в первую очередь потратил свои деньги? И почему?
Миша: На продукты, потому что без них не обойтись.
Воспитатель: Вика, а ты на что потратила бы свои деньги? Почему?
Вика: Я заплатила бы за воду, потому что без воды невозможно жить.
Воспитатель: А почему ты не выбрала игрушки?
Вика: Потому что без них можно обойтись. Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно рассчитали семейный бюджет и помогли сэкономить деньги Матроскину на покупку коровы. Давайте с вами повторим, так что же такое бюджет? Дети: Это доходы и расходы.
Воспитатель: Ребята, мы помогли Матроскину купить корову, но вид какой – то у него не радостный, грустный.
(на слайде изображение грустного кота Матроскина)
Воспитатель: Что могло произойти? Как вы думаете?
Дети: Может он хочет купить ещё одну корову?
Воспитатель: Давайте посмотрим на экран и узнаем, почему у него грустный вид.
( на экране отрывок из мультфильма: «Молока много, куда его девать?»)
Воспитатель: Мы увидели, что корова Матроскина стала давать много молока, и он не знает, что с ним делать. Как вы думаете, ребята, как быть Матроскину?
Дети: Ему надо продавать молоко. А для этого нужно создать рекламу.
Воспитатель: А каким должен быть товар, который можно продать?
Дети: Красивым, свежим, качественным.
Воспитатель: Конечно, во-первых, товар должен быть качественным, т. е. хорошим, а во-вторых, вы правильно сказали, ребята, нужна реклама. Ведь реклама – это информация, которая помогает купить или продать товар. А где мы можем увидеть рекламу?
Дети. В газете, в журналах, по телевизору, на щитах.
(на экране образцы реклам)
Воспитатель: Верно. В нашем городе мы тоже можем увидеть рекламу в районных газетах, на щитах, на экране по телевизору и в журналах.
Ребята, я предлагаю сейчас помочь Матроскину создать рекламу для его молочной продукции. Как вы думаете, поможет нам реклама?
Дети: Да, потому что хорошо рекламируемые товары продаются быстрее.
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы начнём создавать рекламу, давайте с вами согреем ладошки при помощи шариков Су-Джок.
(Дети выполняют гимнастику «Колючий ёж» при помощи шариков Су-Джок)
Воспитатель: Ребята, перед вами эскиз бумажного пакета для молока, и заготовки для его оформления, которые мы с вами вчера приготовили. Вы должны включить все свое воображение и творчество. Выберите нужные вам заготовки и приклейте их на эскиз. У вас для этого все имеется.
(Дети выполняют аппликацию в сопровождении музыки из мультфильма «Трое из Простоквашино»).
Воспитатель: Ребята, кто закончил свою работу, вытрите руки салфеткой и прикрепите свои эскизы на доску.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Но мы не только можем увидеть рекламу, но и услышать, например, по радио. Что бы вы сказали о молоке?
Дети:
- «В молоке много витаминов».
- «Нужно пить молоко, что бы стать сильными».
- «Пейте дети молоко, будете здоровы!»
Воспитатель: Ребята, какая замечательная получилась у нас реклама для молока. Я думаю, что на товар Матроскина будет большой спрос.
Воспитатель: Подойдите сейчас все ко мне, обратите внимание на экран. Что делают наши герои?
(На слайде герои из мультфильма ищут клад)
Дети: Ищут клад.
Воспитатель: Верно, но чтобы, чего - то добиться в жизни, нужно приложить усилия. Какие пословицы о труде мы знаем?
Дети: «Без труда, не выловишь и рыбки из пруда», «Терпенье и труд всё перетрут», «Кто не работает, тот не ест».
Воспитатель: Давайте мы тоже поможем героям найти клад, становитесь в круг, выполним следующие упражнения.
(Дети выполняют физ. минутку «Клад»)
Мы нашли богатый клад (сгибаются и достают руками до пола.)
Каждый кладу очень рад (улыбаются)
Стали думать, как нам быть (качают головой)
Как же клад нам разделить (разводят руки в стороны)
Чтоб хватило всем друзьям (руки на пояс)
Делим ровно пополам (берутся за руки)
Воспитатель: Ребята клад мы помогли найти и бизнес Матроскина наладился. Молоко стало пользоваться спросом. У кота стали расти доходы. Но вот какая проблема возникла у него проблема: «Где хранить деньги?»
Дети: В банке.
Воспитатель: Верно, банк – это самое надежное место для хранения денег.
(на слайде картинки с изображением разных банков города)
Воспитатель: Посмотрите на экран. В нашем городе есть различные банки: сберегательный банк, ВТБ банк, Промстройбанк, где мы можем хранить деньги.
Воспитатель: Скажите, ребята, а где мы тратим деньги, т. е. делаем покупки?
Дети: В магазине, в аптеке, на рынке.
Воспитатель: Верно, посмотрите на экран: в нашем городе есть аптека – где мы покупаем лекарство, магазин, рынок – где мы делаем покупки.
Воспитатель: А вы хотите оказаться в магазине?
Дети: Да!
Воспитатель: Но для этого вы должны выполнить следующие задания.
Обратите внимание на экран.
Воспитатель: Папа Карло купил Буратино букварь. А Буратино продал букварь за 5 золотых монет и потратил их на цирк.
Как вы думаете, правильно ли поступил Буратино? Почему?
Дети: Нет, не правильно поступил, потому что цирк – это развлечение, без которого можно обойтись. А Букварь мог бы научить Буратино читать.
Воспитатель: Правильно, ребята. Следующее задание.
Муха – цокотуха нашла денежку и купила самовар. Для того чтобы угостить чаем всех своих друзей. Скажите, правильно ли поступила Муха – цокотуха? Почему?
Дети: Правильно. Она гостеприимная.
Воспитатель: Хорошо. А вот следующее задание. Кот Матроскин дал Шарику деньги купить валенки, т. к. на улице зима. А он купил себе кеды – потому, что они красивые. Правильно ли поступил Шарик? Почему?
Дети: Нет. В валенках зимой было бы тепло, а в кедах будет холодно.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, умеете делать покупки.
Ребята, кот Матроскин прислал нам письмо, послушайте, что он написал: «Здравствуйте ребята! Торговля у меня налажена, и я решил вас отблагодарить. Вы хорошо потрудились и честно заработали деньги. Спасибо вам за оказанную помощь!»
Воспитатель: Коту мы тоже скажем спасибо. Ведь его бизнес центр научил нас экономить, правильно тратить деньги, выбирать товар. Но деньги он прислал на карточке. Как нам получить деньги?
Дети: Деньги можно снять в банкомате.
Воспитатель: Да, ребята, банкомат у нас в группе есть. Подойдите, пожалуйста, к нему. У вас у всех карточки и пин-коды к ним.
(Дети подходят к банкомату, внутри которого сидит человек, и говорит: «Подождите, операция выполняется» и т. д.) Дети набирают пин-коды и забирают игрушечные денежные купюры)
Воспитатель: У вас теперь есть деньги, хотите их потратить?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отправляемся с вами в магазин.
(Дети подходят к игровому уголку «Цветочный киоск»)
Воспитатель: Ребята мы с вами поиграем в сюжетно – ролевую игру «Цветочный киоск». Правила игры такие: Саша - продавец предлагает вам свой товар, а вы покупатели и делаете у него покупки.
Покупатель: Здравствуйте!
Продавец: Здравствуйте, какие бы вы хотели купить цветы? У нас все цветы свежие, красивые. Каждый цветок стоит 100 рублей. Выбирайте, не стесняйтесь. Матвей, какой ты хочешь купить цветок и для кого, если не секрет?
Покупатель: Синий. Для мамы.
Продавец: Хороший выбор. С вас 100 рублей.
(Все дети делают покупки и благодарят продавца)
Воспитатель: Ребята мы сегодня продали почти весь свой товар и у нас большая прибыль, давайте часть нашей прибыли вложим в благотворительный фонд. А что это такое?
Дети: Это помощь нуждающимся и больным людям.
Воспитатель: Правильно, ребята. Те, кто вкладывает деньги в благотворительные фонды, проявляют заботу и милосердие.
Воспитатель: Дети, сегодня вы узнали, что такое бизнес. Скажите, сложные были задания?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вот сейчас я вас и проверю.
(на экране появляется кроссворд) Обратите внимание на экран. Перед вами кроссворд с пустыми клетками. В нем находится ключевое слово – сюрприз. Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Если ответите правильно, то в пустых клетках появятся слова.
Вопросы :
1. Учреждение, в котором хранятся деньги.
2. Информация, которая помогает продать и купить товар.
3. То, что продается или покупается.
4. То, без чего нельзя ничего купить.
Ответы:
1. Банк
2. Реклама
3. Товар.
4. Деньги.
Воспитатель: Ребята, вы отгадали кроссворд, и теперь мы сможем прочитать выделенное, ключевое слово - КЛАД. Вот мы с вами и нашли сюрприз – это клад (достает сундучок с шоколадными монетами). Воспитатель: Молодцы, вы всё прекрасно усвоили. А занятие мы наше закончим следующими словами:
(вместе с детьми).
Будем знания получать,
Капитал накопим,
И тебе наш детский сад
В будущем поможем!