Ирина Дорохина
Конспект организованной образовательной деятельности «Социально — коммуникативное развитие»
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования Динской район «Детский сад №4»
Конспект
Организованной образовательной деятельности
«Социально - коммуникативное развитие»
Тема: «Гостья из волшебного королевства вежливости»
(Средняя группа)
подготовила:
Дорохина Ирина Николаевна
ст. Динская
2021г
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать желание быть справедливым, добрым, приветливым, культурным, воспитанным.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Социально — коммуникативное развитие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Воспитывать у детей личное отношение к соблюдению и нарушению моральных норм (отрицательно воспринимать и оценивать неблаговидные поступки и положительно - хорошие)
Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между детьми.
Образовательные :
- Упражнять детей в усвоении различных речевых конструкций в процессе осуществления знакомства со сверстниками и взрослыми, в использовании конструкций речевого этикета для выражения приветствия и примирения после неблаговидного поступка.
- Формировать культуру речи: умение говорить спокойно, четко, достаточно громко, глядя собеседнику в глаза.
- Активизировать словарь детей за счет прилагательных: милая, уважаемая, любезная, прекрасная и т. п
Развивающие :
- Развитие первичных ценностных представлений о добре и зле, личное отношение к соблюдению и нарушению морально – нравственных норм поведения.
- Использовать содержание детских литературных произведений для развития у дошкольников правил культурного поведения, доброжелательного, приветливого, вежливого общения со сверстниками и взрослыми.
Методы и приемы:
- Прием игровой деятельности
- Игровой прием – перевоплощение педагога со сменой интонации и тембра голоса для ведения диалога от лица сказочного персонажа и от своего лица
- Прием обобщения и уточнения высказываний детей.
- Прием установления ассоциаций между картинкой и оценкой поступка с целью облегчить детям процесс запоминания соотнесения картинки с определенным поступком.
- Привлечение внимания детей к предстоящей деятельности с помощью интонации.
- Использование предвосхищающей положительной оценки культуры поведения детей (позитивной установки, необходимой для формирования желания поступать в соответствии с данной оценкой.
-Прием активизации ассоциативных ощущений у детей.
- Прием «словесных поглаживаний» - словесная игра нравственной направленности «Давайте говорить друг другу комплименты! (комплименты детям группы)
- Прием наглядного показа детям образца выполнения игрового действия
- Прием положительной оценки
- Прием продления эмоционального настроя детей, полученного ими в ходе ОД.
- Вопросы к детям
- Чтение детям стихотворений о вежливых словах
- Чтение детьми стихотворений о вежливых словах
- Использование загадки о вежливости
Материалы и оборудование: ростовая кукла в костюме Феи, тексты стихотворений С. Столяровой, Н. Красильникова,К. Бендовой, В. Коркина, картинки с изображением розы и кактуса (по две разных для каждого ребенка, изображение солнышка и его лучей, магнитная доска.
Раздаточный материал: картинки с изображением розы и кактуса, лучики солнышка.
Предварительная работа:
- Чтение литературных произведений и беседы с детьми для правильного понимания ими содержания рассказов: Е. Пермяк «Самое страшное», К. Ушинский «Сила не право», Д. Лукич «Четыре девочки»
- Чтение стихотворений о воспитании доброты и вежливости: Д. Таржеминов «Вишня», Р. Талипов «Что слаще всего», С. Маршак «Ежели вы вежливы», В. Викторов «Устал», С. Михалков «Важный совет», Б. Заходер «Песенка Винни- Пуха», Г. Остер. «Советы непослушным детям», А. Кондратьев «Доброе утро», О. Дриз «Добрые слова», Э. Мошковская «Обида»
- Игры: дидактическое словесное упражнение «Давайте познакомимся»; словесная игра нравственной направленности «Давайте говорить друг другу комплименты (детям группы, воспитателям, помощнику воспитателя)
- Образовательная деятельность совместно с семьей : заучивание детьми совместно с родителями стихотворений И. Михайловой «Воробей», В. Юсупова «Простите», Р. Алдониной «Козлик», Р. Талипова «Что горче всего?», О. Дриз «Добрые слова»; словесная игра нравственной направленности «Давайте говорить друг другу комплименты» (членам семьи)
Интеграция образовательных областей ФГОС : «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение (восприятие) художественной литературы»
Ход ОД:
I Вводная часть. Прием игровой мотивации:
К детям приходит гостья – Фея Вежливости (ростовая кукла)
Фея: (вежливо стучит в дверь). Можно войти к вам в группу?
Воспитатель: Дети, вы слышали: кто- то вежливо просит у нас разрешения войти в группу? Как нам ответить на эту вежливую просьбу?
Дети.
Воспитатель: Мы не будем спрашивать: «Кто там стучит?- это будет невежливо. На вежливый стук и просьбу войти мы ответим вежливо: «Войдите, пожалуйста!»
Появляется Фея Вежливости (ростовая кукла).Педагог ведет диалог от лица Феи и от своего лица.
Фея: Доброе утро! Позвольте мне представиться: я Фея из волшебного Королевства Вежливости.
В нашем Королевстве
Воробьи не ссорятся,
Галки не галдят,
Кошки, улыбаясь, на собак глядят.
«Здравствуйте!», «Спасибо!»-
Слышно там и тут.
Весело и дружно
Все у нас живут!
С. Столярова
Воспитатель: Милая Фея, как приятно видеть вас у нас в гостях! Ребята, вспомните, как мы умеем вежливо встречать гостей.
Дети.
Воспитатель: Дети, я рада, что вы не забыли правила вежливости и гостеприимства. Вы поздоровались и предложили Фее присесть. (Помня о том, что замечания можно делать только с глазу на глаз, переходит на шепот) Пока Фея садится на стул и не слышит нас, я хочу вам напомнить, что говорить взрослым «привет» или «здравствуй» вместо «здравствуйте» невежливо. Запомнили? Не забывайте!
Воспитатель предлагает детям свободно разместиться вокруг Феи. Все располагаются на мягких подушках - модуля, чтобы было удобно и уютно.
II. Основная часть.
Фея: В моё Королевство долетела весть о том, что вы изучаете правила вежливости. (Дети и педагог подтверждают это). Поэтому я решила с вами поближе познакомиться и узнать, действительно ли вы так вежливы, как о вас говорят. Я уже сказала, как меня зовут, теперь хочу познакомиться с вами. Вы знаете, как это делают воспитанные дети?
Воспитатель: Уважаемая Фея, меня зовут Ирина Николаевна. Я рада с вами познакомиться. А сейчас наши дети сами вежливо и культурно представятся вам. Они научились этому в интересной игре «Давайте познакомимся»
Дети.
Все дети знакомятся с Феей.
Фея: Я очень рада знакомству с такими вежливыми, воспитанными детьми! Воспитанные дети всегда поступают только хорошо. А вы знаете, какое поведение считается хорошим, а какое плохим? Умеете различать плохие и хорошие поступки? Какие поступки мы называем хорошими?
Дети.
Фея: А какие поступки считаются плохими?
Дети.
Воспитатель: Прекрасная Фея, вы – наши дети знают, что хорошие поступки поднимают у других людей настроение. Хорошими поступками можно помочь в трудную минуту. Хорошие поступки делают на благо других людей и для общей пользы. А плохие поступки – это те, что приносят боль и страдание людям и животным, поступки, которые огорчают и обижают всех взрослых и детей. А еще наши дети также знают, что хорошие поступки бывают большими и маленькими.
Фея: Я хочу убедиться, что дети вашей группы, любезная Ирина Николаевна, смогут отличить плохие поступки от хороших дел. А поможет мне в этом убедиться игра. Я буду называть поступок. Если вы считаете его хорошим, поднимите картинку с изображением розы : добрые дела приносят радость – как эти розы. Если поступок плохой – поднимите картинку с изображением колючего кактуса : плохой поступок ранит человека, как колючки этого кактуса. Теперь вы точно запомнили и не перепутаете, какую картинку надо показать мне. (Здесь используется прием установления ассоциаций между картинкой и оценкой)
Воспитатель выдает каждому ребенку по две картинки.
Фея: Дети, все готовы меня слушать? Тогда начнем игру! Света и Коля сами убирают свои игрушки. Девочка разбрасывает свои вещи. Наташа помогает маме. Саша играет с младшими братьями. Вова дергает кота за хвост. Сережа отнимает игрушки у детей. Валера делится угощением. Петя всегда здоровается с соседями. Вася ломает ветки на деревьях. Ира жадничает. Вика забывает поливать цветы. Катя не моет руки перед едой. У Гали всегда собой носовой платок. Кира подкармливает зимой птиц.
Дети поднимают соответствующие картинки
Фея: Молодцы, ребята, вы сумели отличить хороший поступок от плохого! А теперь расскажите мне, пожалуйста, о своих хороших поступках.
Фея внимательно слушает, в конце каждого короткого рассказа хвалит ребенка и за поступок, и за то, что рассказывал понятно, не спеша, глядя Фее прямо в глаза, не тихо, а так, чтобы она все хорошо услышала.
Фея: Вы умеете различать не только хорошие и плохие поступки, но и совершать хорошие дела. И хорошо смогли рассказать мне о них! Именно так говорят культурные и воспитанные дети. В благодарность за ваши добрые и хорошие поступки, которые я точно это знаю вы будете совершать и впредь.
Придуманно кем- то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
-Доброе утро!-
Солнцу и птицам.
-Доброе утро!-
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым….
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Н. Красильников
Фея: О чем это стихотворение?
Дети.
Фея: А какие слова вы еще знаете, чтобы, приветствовать друг друга при встрече?
Дети.
Фея: Вы хорошо запомнили вежливые приветствия. А знаете ли вы стихи о вежливых словах?
Дети.
Дети (по желанию) читают некоторые из стихов, которые разучивали вместе с родителями.
Ребенок: Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашелся : взглянул им в глаза
И робко и тихо «простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
- Мы купим другую, есть лучше в продаже …
«Простите!» - Казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово.
В. Юсупов
Фея: Какое чудесное стихотворение про волшебное слово «простите»! Когда вы пользуетесь этим словом?
Дети.
Фея: Я все больше убеждаюсь в том, что вы-вежливые дети. Давайте послушаем еще стихи – вот сколько желающих!
Ребенок. Прискакал воробей на пружинках- ножках,
прочирикал воробей : «Дай поесть немножко!»
Поклевал, поклевал, а «спасибо» не сказал.
Через день летит опять, «смотрит» - нечего клевать.
С. Михайлов.
Фея: Дети, вы поняли, почему воробью больше не при готовили корм?
Дети.
Фея: Как вы думаете, вежливым быть трудно или легко?
Дети.
Воспитатель: Уважаемая Фея, ребята, я знаю стихотворение-загадку про одно вежливое слово. Послушайте и назовите отгадку.
Маша знала слов немало, но одно из них пропало.
И оно-то, как на грех, говорится чаще всех!
Это слово ходит следом за подарком, за обедом.
Это слово говорят, если вас благодарят.
К. Бендова
Дети.
Фея: Да, вы все правильно поняли - надо быть благодарными. Я тоже хочу вас поблагодарить - за приятно проведенное время. В начале нашего знакомства я рассказала вам, что в нашем Королевстве даже воробьи не ссорятся. А вот послушайте, какое у нас солнышко:
Солнышко ясное встало,
«Доброе утро!» сказало.
- Доброе утро!- кричу я прохожим.
Веселым прохожим, на утро похожим.
В. Коркин
Фея: Солнышко нашего королевства просило подарить вам эту игру (достает изображение улыбающегося солнышка и его лучей) Скажите, вам бывает приятно, когда солнечный луч касается вас и вы ощущаете его тепло и ласку? Солнышко, как будто гладит вас по щеке, по головке. Вспомнили эти приятные ощущения?
Дети.
Фея: Скажите, отчего еще вам бывает также приятно и становится светло на душе?
Дети.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Фея: Я знала, что вы уже умеете говорить комплименты друг другу. Это так приятно: и говорить их, и получать самому! Сейчас каждый возьмет по одному лучику, скажет комплимент своему товарищу или подруге и прикрепит лучик - комплимент к этому солнышку. Только когда будете говорить комплименты, не забудьте, что их должен получить каждый из вас. Поэтому вы будете подходить к солнышку парами и говорить комплименты друг другу. Сейчас мы с Ириной Николаевной начнем игру.
Фея: Ирина Николаевна, вы прекрасный педагог!
Воспитатель: Благодарю за комплимент! А вы - самая чудесная и добрая из всех, которых знаю!
Фея: Спасибо за комплимент! А теперь, милые и вежливые дети, мы с Ириной Николаевной с удовольствием послушаем комплименты, которые вы будете говорить друг другу.
Дети говорят друг другу комплименты, которые использовали в предыдущих играх с воспитателем и родителями и придумывая новые.
Фея: Посмотрите, какое получилось красивое, блестящее солнышко! Каждый его лучик обозначает приятное и доброе слово, сказанное вами товарищу. Я вижу, как светятся радостью ваши глаза, как вы улыбаетесь! А сейчас пришло время возвращаться мне в Королевстве Вежливости. Я знаю, что в вашей группе теперь останется часть нашего королевства: не только это солнышко, но и ваши добрые слова, хорошее поведение, чудесное настроение. Я вернусь к себе домой, а вы пойдете на прогулку. Скажите, пожалуйста, комплименты детям из других групп, которых вы встретите на участке.
Фея прощается и уходит, дети собираются на прогулку.