Ангелина Шагинян
Конспект организованной образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание звуковой культуры речи у старших дошкольников
Задачи:
- учить различать качества речи : громкость, темп и ритм.
- развивать дыхательный навык;
- развивать умение четко и внятно артикулировать звуки в словах и фразах;
- расширять интонационный диапазон;
- развивать у детей умение осмысленно, самостоятельно подбирать необходимые интонации в голосе.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у старших дошкольников» размещена в разделах
Активизация словаря: автобус, платье, книга, Незнайка, шарик, вишня, душ, карусель.
Раздаточный материал:
карточки, в которых под рисунком нарисована полоска из трех клеточек (автобус, платье, книга, шарик, вишня, душ, фишка для заполнения клеточек 8 штук; осенние листья 8 штук.
Организационная работа : «Ребята, (6-8 детей) садитесь за столы».
Ход занятия:
- Ребята, у нас гость
Незнайка: «Здравствуйте, друзья, я очень рад вас видеть!»
- Вы узнали кто это? (Да, Незнайка)
Незнайка: «Ребята, я очень хотел поиграть в игру, но не совсем понял как правильно, поэтому пришел к вам за помощью, поиграем?» (да)
Игра «Найди место звука в слове»
- Друзья, Незнайка будет показывать нам карточки, а вы скажете что на них нарисовано и какой одинаковый звук слышится в этих словах. Прикреплю магнитиком к доске.
- Внимательно посмотрите на карточки, подскажите, что нарисовано на первой карточке? (автобус) На второй? (платье) А на третьей? (книга). Молодцы, ребята!
- Какой одинаковый звук вы слышите в этих словах, давайте повторим, автобус, платье, книга. Услышали? Если нет, то попрошу повторить и внимательно послушать еще раз (звук а). Правильно. Раздам по карточке каждому ребенку.
- Под каждой картинкой полоска из трех клеточек. Когда услышите звук а в начале слова, на какую клеточку поставите фишку? (на первую, когда услышите звук а в середине слова, куда ставите фишку? (на вторую клеточку, а если услышите в конце, то на какую клеточку поставите фишку? (на третью) Молодцы!
- Платье, книга, автобус, книга, платье, автобус, книга. Буду задавать вопросы: «Почему вы поставили фишку на вторую клеточку? На третью? и. т. д. Молодцы, ребята! Те же действия повторю с картинками: шарик, вишня, душ.
Незнайка: «Ух ты, как интересно, как много вы знаете».
Игра «Повтори наоборот»
- Ребята, поделитесь на команды, команда девочек и мальчиков, мальчики скажут фразу например, громко, а девочки произнесут ее наоборот тихо, если мальчики скажут эту фразу быстро, то другая произнесет ее медленно. Верно, молодцы, а потом команды поменяются местами. Фраза будет звучать «Мы веселые ребята». Какую фразу мы произнесем? (Мы веселые ребята). Если тихо, как наоборот? Если быстро, как наоборот?
- Мальчики, скажите громко. Девочки, повторите наоборот. Молодцы. А теперь девочки скажут громко, а мальчики повторят (то же самое повторю с быстро и медленно) Можно повторить 2-3 раза.
Упражнение «Подуй на листик»
Раздам каждому ребенку по листочку.
- Ребята, к нам в комнату попали осенние листья, они потерялись, ветер ищет их везде, давайте поможем ветерку). Листик лежит на столе, важно дуть на листик так, чтобы он не упал со стола, важно регулировать дыхание.
- Положите перед собой лист, губки трубочкой, подуйте на свой лист «Фу-у-у-у», молодцы!
Упражнение повторяется 3–4 раза.
- «Ребята, встаньте в круг»
Игра «Карусель» (физкультминутка)
- Ребята, мы покатаемся на карусели». Встану вместе с детьми. Проговорю слова и сделаю движения вместе с детьми: «Еле-еле, еле-еле, закружились карусели, а потом, потом все бегом, бегом, бегом, тише, тише не спешите, карусель остановите». Затем дети могут выполнить игровое упражнение без помощи воспитателя. Молодцы, ребята.
Игра повторяется 3 раза.
-Ребята, Садитесь за столы»
Чтение стихотворения
-Ребята, какое сейчас время года? (осень). Верно, какие явления бывают осенью? (листопад, дождь). Послушайте стихотворение А. Ерикеева «Наступила осень», (читаю стихотворение). Про что это стихотворение, о чем в нем говорится? Какие строчки нужно прочитать весело? (Наступила осень, пожелтел наш сад. Листья на березе золотом горят, а какие грустно? (Не слыхать веселых песен соловья. Улетели птицы в дальние края).
Кто прочитает его самостоятельно?
А. Ерикеев.
"Наступила осень. "
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
Игра «Эхо»
- Ребята, Незнайка потерялся, нужно его найти. Мальчики позовут «Незнайка, иди сюда», а девочки как эхо повторят.
-Мальчики (Незнайка, иди сюда, девочки (Незнайка, иди сюда). Ребята, а теперь выделите первое слово, а девочки правильно повторят. То же самое выполнить со вторым и третьим словами. А теперь девочки будут говорить, а мальчики внимательно послушать и максимально точно повторить.
Повторить 2 раза.
Незнайка: «Я здесь! Еле вас нашел. Ребята, ну и весело нам было, спасибо, что помогли мне, до свидания!» (до свидания)
Итог:
-Ребята, чем мы сегодня занимались? Вам понравилось? Хотели бы помочь Незнайке еще раз?
Оценка:
-у … сегодня прекрасно получилось найти расположение звуков в словах, а … очень старались, но им нужно слушать внимательней, а у … получилось выразительно прочитать стихотворение, но … тоже очень старались, у … чуть-чуть не получилось, но вы так старались, … очень громко и четко старались найти незнайку, молодцы!. очень внимательно слушали и повторяли наоборот.
Источник: Н. В. Дурова «Фонематика», Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»