ольга
Конспект ООО по речевому развитию для старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей интереса к художественной литературе через ознакомления с произведениями А. С. Пушкина
Задачи:
Образовательные: 1. Познакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина
2. Продолжить формировать интерес к сказкам А. С. Пушкина.
Развивающие :
1. Развивать умения чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы.
Публикация «Конспект ООО по речевому развитию для старшего дошкольного возраста „Путешествие по сказкам Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
2. Развивать умение соотносить название сказок и стихотворные строки.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина, к красоте русского поэтического слова.
2. Воспитывать эстетический вкус к литературным произведениям, любовь к книге.
Средства реализации:
1. презентация «А. С. Пушкин»;
2. портреты писателя в разном возрасте;
3. выставка сказок А. С. Пушкина и иллюстрации к ним;
4. аудиозапись музыки «В гостях у сказки»;
5. Сундучок с зеркальцем.
6. Игрушка белочки.
Способы реализации: беседа, игра, показ, объяснение.
Предварительная работа:
1. Чтение сказок А. С. Пушкина («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др);
2. Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников к сказкам поэта.
3. Рисование и раскрашивание сказочных героев и сказочных сюжетов.
4. Организация выставки детского творчества на тему сказок А. С. Пушкина
5. Разучивание с детьми стихотворения А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из «Евгения Онегина»)
6. Просмотр мультфильмов по сказкам А. С. Пушкина.
7. Прослушивание аудио-сказок, записанных профессиональными актерами;
Ход ООД
Дети заходят в группу под музыку «В гостях у сказки». Воспитатель (в костюме русалки) читает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина
У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Воспитатель. Ребята, вы узнали автора эти строк? (ответы детей, после которых воспитатель делает общее обобщение). Да, эти строки написал великий русский поэт - Александр Сергеевич Пушкин. (Показ презентации). Давным-давно, в Москве, в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиных, родился мальчик Саша. Дата его рождения – 6 июня 1799года. У Саши была старшая сестра Ольга и два младших брата Лёвушка и Николай. С раннего детства Саша был окружён заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботились о нём его бабушка – Мария Алексеевна, и няня – Арина Родионовна. Арина Родионовна знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные, певучие сказки. Он часто просил ещё и ещё повторить их. Саша садился у её ног на маленькую скамеечку, няня брала в руки вязание и начиналась сказка. Маленький Саша очень рано научился читать. В их доме всегда было много книг. Чтение стало его любимым занятием. Когда А. С. Пушкин стал взрослым, попросил Арину Родионовну рассказать ему, те детские сказки и записал их. Александр Сергеевич говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Именно русские народные сказки, которые ему рассказывала няня, он использовал для написания своих замечательных литературных сказок. В его сказках добро побеждает зло. Они поучительные, весёлые и добрые. Это сказки : «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…». Когда Александр Сергеевич вырос, у него появилась своя семья : красавица жена, Наталья Николаевна и четверо детей (Мария, Александр, Наталья и Григорий). Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто проводил с ними своё время: читал им свои произведения, играл, нежно называл их «детушки». А. С. Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал злых и нечестных людей, поэтому у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорблений. Однажды, защищая свою честь и честь своей жены, он был тяжело ранен и умер. Но имя великого русского поэта и его творчество не забыто. Его именем названы города, площади, улицы, станции метро. Во многих городах установлены памятники Александру Сергеевичу Пушкину. А его произведения мы читаем и любим до сих пор. Творчество А. С. Пушкина так полюбилось, что его произведения не только знают, но и читают наизусть как в России, так и в других странах.
Воспитатель: А сейчас, вы, наверное, устали, давайте мы с вами отдохнём. Встаньте все рядом со своими стульчиками, и повторяйте за мной движения.
Дети встают на физкультминутку
Физкультминутка.
Уж небо осенью дышало (глубокий вдох и выдох)
Уж реже солнышко блистало (руками тянемся вверх к солнышку)
Короче становился день (сели на корточки)
Лесов таинственная сень (покачиваясь с поднятыми вверх руками встают на ноги)
С печальным шумом обнажалась (покачиваясь, опускаются на корточки)
Ложился на поля туман (нагнуться с вытянутыми вперёд руками)
Гусей крикливых караван тянулся к югу (стоя на ногах, машут руками как птицы)
Приближалась довольно скучная пора (шаг на месте)
Стоял ноябрь уж у двора (остановились).
Воспитатель: Приглашаю Вас сегодня в сказочное путешествие. Сказочное путешествие начинается! Давайте скажем волшебные слова: один, два, три, двери в сказку отворитесь! Только вход в сказку всегда необычен, вот Волшебные Ворота, проходите знатоки героев сказок А. С. Пушкина. (Двое детей делают «ворота», остальные дошкольники проходят через них, если называют героев сказок А. С. Пушкина)
1 Станция «Сказка о рыбаке и рыбке».
Воспитатель: Послушайте внимательно отрывок из сказки и назовите сказку.
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
Ответы детей.
Игра «Выложи правильно сюжет сказки»
Дети получают картинки с различными эпизодами из сказки «О рыбаке и рыбке». Нужно выложить правильно эпизоды друг за другом.
Воспитатель: Отличная работа! Правильно вы выложили все события в сказке. Отправляемся к следующей станции, а название станции узнаете, если отгадаете из какой сказки отрывок.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Ответ детей
2станция «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»
Воспитатель: У меня есть сундук, в котором хранится один волшебный предмет из сказки. Отгадаете загадку - покажу?
На серебряное блюдце мало кто в обиде.
Кто на блюдечко посмотрит – в нем себя увидит.
- Что это за предмет?
Ответ детей (зеркало)
Воспитатель: Вспомните, кому из героев сказки принадлежит волшебное говорящее зеркальце
Ответ детей (показывает зеркало (царице)
Воспитатель: послушайте строки:
- Мне в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
C ним одним лишь я была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила…
А что говорила царица?
- Ребята, а вы умеете говорить комплименты? Давайте попробуем их подарить.
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в интересную игру «Зеркало».
Сейчас вы все превратитесь в зеркала, а что должно делать зеркало? Правильно, отражать все что «видит». Повторяйте за мной каждое движение.
Под музыку воспитатель показывает движения, дети повторяют.
- И последнее задание.
Игра «Собери Богатыря в поход»
Детям в конверте предлагаются карточки с различными предметами. Необходимо выбрать только те, которые будут нужны богатырю в походе.
Ответ детей (Кольчуга, меч, шлем, щит, рубаха)
Воспитатель: ребята, вот и подошли мы к последней нашей станции. Ваша задача отгадать из какой сказки эти строки :
- Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
Ответ детей («Сказка о царе Салтане».)
3 станция «Сказка «О царе Салтане»
Воспитатель: Нас встречает белочка, которая приготовила вопросы.
Игра «вопросы от белочки»
1. Одна из сестёр стала царицей, вторая – ткачихой, а третья?
Ответ детей (поварихой)
2. Почему ткачиха с поварихой хотели извести сестру?
Ответ детей (Они ей завидовали)
3. Кто был в сказке царь Гвидон?
Ответ детей (сын царя Салтана)
4. Как назывался остров, где жил царь Гвидон?
Ответ детей (Буян)
5. В кого превращается в сказке царь Гвидон?
Ответ детей (В комара, муху и шмеля)
6. Почему Гвидон, превращаясь в насекомых, кусал ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху?
Ответ детей (Они не хотели, чтобы царь Салтан посетил остров Гвидона)
7. Кто царю Салтану рассказал о заморских диковинах?
Ответ детей (Корабельщики)
8. Какие чудеса появились на острове Буяне?
Ответ детей (Чудо - белка, тридцать три богатыря, царевна - лебедь)
9. Какую службу несли богатыри, и кто ими командовал?
Ответ детей (Богатыри обходили остров дозором, ими командовал дядька Черномор)
Воспитатель: молодцы!
Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в сказках Пушкина, великого русского поэта. Вы очень хорошо справились со всеми заданиями.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда –
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки.
Рефлексия.
Воспитатель. - О творчестве, какого поэта мы сегодня говорили?
Ответ детей (О творчестве А. С. Пушкина)
- Что писал А. С. Пушкин?
Ответ детей (А. С. Пушкин писал сказки, стихи).
Вы сегодня все были молодцы, показали свои знания о нашем любимом поэте А. С. Пушкине. Я думаю, после этого «путешествия» вы еще больше будете любить стихи и сказки А. С. Пушкина. Они прекрасны и, что немало важно, поучительны. В них всегда побеждает добро. Хочется, чтобы люди ценили добро и совершали больше добрых поступков. А ещё хочется, чтобы все вы дружили с книгой. Я вручаю вам диплом и раскраски, на которых изображены сюжеты из сказок А. С. Пушкина.