надежда снаткина
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Осень наступила»
Цель: учить детей рассказывать (личный опыт, ориентируясь на план.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику;
продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения;
5. Воспитывать любовь к природе, художественному слову.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе „Осень наступила“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Чтение и заучивание стихов об осени,
Оборудование:
- картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников)
- сюжетные картинки для составления рассказов
- осенние листья
Ход деятельности:
1. Организационно-мотивационный момент
(Дети, стоя в кругу, произносят речёвку) : Здравствуй, друг! Как ты тут?
Улыбнись ты мне, а я тебе.
2. Ознакомление с новым материалом
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что видим. По каким изменениям в природе мы можем понять, что осень, как говорят, уже на пороге, то есть пришла? (Дети смотрят в окно, делятся впечатлениями). Какая сегодня погода: солнечная или пасмурная, дождливая?
Дети: Погода пасмурная, дождливая.
Воспитатель: Какое небо чистое и синее или хмурое и серое?
Дети: Сегодня небо серое, хмурое.
Воспитатель: Когда вы шли в детский сад, вам было холодно?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите на деревья: что изменилось?
Дети: Появились жёлтые, красные листья, некоторые листья уже упали на землю.
Воспитатель: А теперь давайте поотгадываем загадки.
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто. (листопад)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный. (дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду. (лужи)
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень).
Воспитатель:-Ребята, о каком времени года загадки?
Дети: Об осени.
Воспитатель:- Назовите месяца осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Физкультминутка «Рисуем осень»
Нарисуем вместе осень :
В сером небе стаи туч,
Меж зелёных веток сосен,
Как подарок, - солнца луч.
Красной краской красим клёны,
А берёзы – золотой
Лапы ёлочек - зелёной,
На земле – ковёр цветной.
(Дети возвращаются на свои места).
Руки вверх, круговые движения над головой
Руки вверх, потягиваемся.
Взмахиваем перед собой сначала одной рукой, потом другой.
Разводим руки в стороны
Н. Егорова
Воспитатель:А теперь внимательно посмотрите на картинки. (На доске картинки с приметами осени). Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения. (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.
Вот такая она – ранняя осень!
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру:
Релаксация «В осеннем лесу»
Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в волшебном осеннем лесу. Вы оглядываетесь вокруг. Под ногами шуршат листья. Вы вдыхаете свежий воздух и аромат природы. Деревья, словно в праздничном наряде из разноцветных листьев. Вы собираете осенний букет.
Воспитатель: Какие чувства вызывала у вас «прогулка» по осеннему лесу?
Дети: Радость.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что ранней осенью в лесу красиво.
Воспитатель: А еще, ребята осенью бывает такое явление как листопад. Устроим листопад?
Дети: Да.
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Раздать детям осенние листья и объяснить, что такое листопад. Предложить детям подуть на листья так, чтобы они полетели. Получился листопад. Повторить несколько раз.
Воспитатель: Посмотрите,
Что за славный денёк,
Собирайся в хоровод,
Будем кругом ходить,
Нашу осень веселить!
Хоровод: «Урожайная» А. Филлипенко.
(Дети исполняют осенний хоровод).
Воспитатель: Скажите, ребята, о каком времени года мы говорили?
Дети: Мы говорили об осени.
Воспитатель: А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.
Игра «Да или нет?»
Осенью растут грибы?
Да
Тучки солнце закрывают?
Да
Холодный ветер прилетает?
Да
Ну а птицы гнезда вьют?
Нет
А букашки прилетают?
Нет
Звери норки закрывают?
Да
Урожай все собирают?
Да
Птичьи стаи улетают?
Да
Часто-часто льют дожди?
Да
Достаем ли сапоги?
Да
Солнце светит очень жарко?
Нет
Можно детям загорать?
Нет
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Да
3. Итог.
Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали? Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей). Ребята, вы были внимательны и мы очень хорошо позанимались, молодцы!