Анна Шевела
Конспект организованной образовательной деятельности по экологии «Как дети скворушке помогали»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
Тема: экология, опытно – экспериментальная деятельность «Как дети скворушке помогали»
Цель: расширение у детей представления о свойствах воды, песка и камней путём организации опытно – экспериментальной деятельности на прогулке.
Задачи:
Образовательные :
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по экологии „Как дети скворушке помогали“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
активизировать интерес к экспериментированию на прогулке;
закрепить представления о свойствах воздуха;
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти,
воображения;
развивать инициативность и самостоятельность;
развивать наблюдательность;
развивать пространственную ориентацию;
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе, доброе и заботливое отношение к птицам;
воспитывать чувство сопереживания и желания прийти на помощь, умение
работать в коллективе
Предварительная работа с детьми.
Опыты и эксперименты с водой, песком, камнями и воздухом в ходе совместной деятельности в групповом помещении;
Знакомство с устройством для определения направления ветра – флюгером;
ОД «Скворцы прилетели – на крыльях весну принесли»;
ОД аппликация «Скворечник»
Наблюдение за птицами во время прогулок;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание дидактических материалов, книжных иллюстраций;
Закрепление представлений о весне, признаках весны;
Прослушивание аудиозаписей «Звуки весны»
Предварительная подготовка:
1. Сделать письмо от «скворушки».
2. Подготовить воду, песок и камни.
3. Нарисовать карту участка.
4. Изготовить флюгер.
5. Изготовить указатели - таблички, обозначающие зоны для экспериментов,
установить их около столов.
6. Установить скворечник.
7. Подготовить необходимые атрибуты для опытов.
Оборудование: пакеты полиэтиленовые, флюгер для определения направления ветра, вода, ёмкости для воды (бутылочки, контейнеры, миски, ведра, воронки, ковшики, камни, вода и леечки, сито с отверстиями разной величины, совочки, яйца, карта, письмо, ободки для подвижной игры, музыкальная колонка, поддоны, тазики, клеёнки, столы, скворечник, таблички – указатели, корзинка для яиц.
Ход образовательной деятельности.
1. Организационно-мотивационный момент
Воспитатель собирает детей на веранде, обращает их внимание на то, что сегодня к нам пришли гости.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!
(дети здороваются с гостями)
Затем воспитатель акцентирует внимание на письмо, которое кто – то здесь оставил.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то написал письмо и оставил его здесь!
- Хотите узнать, что в нем написано? (ответы детей)
Давайте я его прочту вам, чтобы мы могли узнать, кто бы это мог быть и о чём он пишет.
(воспитательзачитывает письмо)
Пожалуйста, помогите! Пропали яйца! Они были в моем скворечнике, а пока я летал себе за кормом, они исчезли. Я долго искал их, но не смог найти. Я просил помощи у моих друзей – деревьев, и они подсказали мне, что яйца поможет найти карта, но где она находится, я тоже не знаю! Помогите!
Скворец Гоша.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ой, ребята. Настоящая беда случилась у скворушки. Ведь если яйца не найдутся, то птенцы могут погибнуть. Они могут вылупиться только в своём домике – скворечнике, но их там нет.
Что же делать? Как нам помочь бедняжке? Самого скворца нет, и вокруг никого нет…
(воспитатель оглядывается по сторонам)
Кто нам сможет помочь? (ответы детей)
(дать возможность детям предложить свои варианты, подвести их тому, что узнать можно у ветра или воздуха)
Воспитатель: Я рада, что вы решили оказать помощь скворушке, предложили много вариантов, к кому мы можем обратиться. А я, кажется, знаю, у кого мы можем спросить, что произошло на самом деле. Я сейчас вам загадаю загадку, а вы, попробуйте догадаться, о чём она.
(воспитатель загадывает загадку)
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета,
Угадайте, что же это? (ответы детей) (воздух)
Ребята, вы правы! Мы с вами знаем, что воздух находится вокруг нас! А значит, все знает и все слышит! Но как нам «поймать» воздух, чтобы спросить его обо всем? (ответы детей)
Подойдите, пожалуйста, ко мне и посмотрите, что у меня есть.
Опыт: воздух в пакете.
(предложить детям взять по пакетику и поймать в него воздух, убедиться, что он в пакете (пакет надулся, стал упругим, приложить к ушку и прислушаться, спросить, не слышно ли, что говорит воздух; но «слышно» становится только воспитателю; после беседы выпустить воздух обратно – сдуть пакетики)
Воспитатель: Ребята, берите на столе пакетики, посмотрите, что находится в них? (ответы детей)
Воспитатель: Все верно, ничего. Но, если воздух окружает нас повсюду, как вы сказали, то тогда давайте попробуем его «поймать» в наши пакеты.
(воспитатель «ловит» пакетом воздух и закрывает его, дети повторяют за ним)
Воспитатель: Чем наполнился пакет? (ответы детей)
Воспитатель: Всё верно. Пакет надулся, стал упругим, а это значит, что мы с вами смогли «поймать» воздух! Превосходно!
Воспитатель: А сейчас, давайте, приложим пакет с воздухом к ушку и прислушаемся к нему.
Воспитатель: Ребята, вы что-нибудь слышите? Может быть, воздух вам что – то говорит? (ответы детей)
Воспитатель: А, я… его, кажется, слышу.
(воспитатель прислушивается)
Воспитатель: Ага, я всё поняла! Воздух мне все рассказал! Давайте сдуем пакетики, выпустим воздух на свободу и оставим их на столе. А затем, я расскажу вам, что мне поведал воздух.
(сдуваем пакетики, убираем их на место)
Целеполагание
Воспитатель: Ребята, воздух прошептал мне, что видел, как яйца украла кошка Мурка из соседнего дома, чтобы поиграть. Она прокралась к нам в детский сад ночью и спрятала яйца по разным местам площадки. Всего было украдено 3 яйца. Бедный скворушка все обыскал, но так и не нашел их! Карта местонахождения яиц находится там, куда ветерок дует, он нам и подскажет дорогу.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, ребята, как мы можем с вами определить, в какую сторону дует ветерок? (ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно! Я предлагаю вам сейчас пройти к нашему флюгеру.
Опыт: куда дует ветер.
(при помощи флюгера или султанчика определить направление ветра, незаметно от детей, (либо заранее перед прогулкой) подложить сверток с картой, где на схематичном изображении участка указаны 3 крестика и обозначения воды, песка и камней, отдельно изображен скворечник) Экспериментируя, дети находят яйца, либо воспитатель незаметноподкладывает их после опыта и обсуждения (на усмотрение педагога)
Воспитатель: Ребята, что мы видим? В какую сторону указывает стрелка флюгера? (ответы детей)
Воспитатель: Да, всё верно! Стрелка указывает в ту сторону. Значит нам туда!
Идем! Карта должна быть где – то там!
(воспитатель вместе с детьми идут по направлению ветра и находят свёрток с картой, карту замечают дети)
Воспитатель: Да, ребята! Точно! Это и есть та самая карта, что поможет нам отыскать яйца скворушки. Давайте посмотрим на неё.
(воспитатель разворачивает карту, показывает детям)
Воспитатель: Ребята, что мы с вами здесь видим? Какие - то обозначения? Скажите мне, пожалуйста, что изображено около крестиков? (ответы детей)
Воспитатель: Да, всё правильно. Мы увидели обозначения воды, песка и камней. И я думаю, что именно там и нужно искать яйца. Вы согласны со мной? (ответы детей)
Воспитатель: Итак, с чего начнем? С воды? С песка? Или с камней?
(ответы детей) (начать с того, что выберут дети)
Воспитатель: Отлично! Давайте начнём с воды!
Я предлагаю вам пройти к столу с водой.
ВОДА
(Воду предварительно окрасить и положить в нее яйцо. Чтобы найти яйцо, нужно воду перелить в другие емкости: ведерки разной величины, миска, банка, контейнер и т. д. Наглядно продемонстрировать, как вода принимает форму предмета, обратить внимание на ее текучесть.)
Опыт: переливание воды.
Вывод: вода течет, принимает форму разных сосудов
Воспитатель: Ребята, обратите внимание! Вода у нас в тазике не обычная. Что вы можете сказать о ней? Какая она? (ответы детей)
(воспитатель подводит ответы детей к тому, что вода окрашенная, не прозрачная)
Воспитатель: Молодцы! Я соглашусь с вами, что в тазике вода окрашенная. А вдруг, яйцо упало в воду, пока кошка Мурка с ним играла? Можем ли мы его разглядеть в окрашенной воде? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Мы его не увидим, так как вода не прозрачная. И как же нам тогда проверить, нет ли там яйца? (ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно! Мы можем воду перелить в разные ёмкости.
Посмотрите, ребята, на столе стоят ведёрки, миски, контейнеры, бутылочки и банки. Давайте попробуем с помощью маленьких ковшиков, (которые лежат в корзинке) перелить воду в ёмкости.
Воспитатель: Я сейчас вам покажу, как мы это сделаем. Я беру банку, ковшик, зачерпываю аккуратно им воду из тазика и переливаю. Мы с вами знаем, что вода это жидкость, она течёт, её можно наливать и переливать.
Воспитатель: Я перелила воду из тазика в банку. Скажите мне, какую форму приобрела вода в банке? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята. Вода приобретает форму той ёмкости, в которую мы её нальём. Мы так же знаем с вами, что вода не имеет своей формы.
(воспитатель наглядно показывает и проговаривает свои действия)
Воспитатель: А теперь вы, ребята, сделайте так же. Готовы? Отлично! Тогда возьмите себе каждый любую ёмкость, маленький ковшик и перелейте воду из тазика. Кто выбрал бутылочку, для переливания понадобится воронка. Вставьте воронку в горлышко бутылочки и начинайте переливать. Не торопитесь! Будьте аккуратны, чтобы не испачкать одежду окрашенной водой.
(дети выполняют опыт, воды в тазике становится меньше, и они замечают на дне яйцо)
Воспитатель: Да, ребята! А вот и первое яйцо! Вы большие молодцы, что смогли так быстро найти его!
Воспитатель: Эмилия, (или другое имя ребенка) возьми, пожалуйста, корзинку, в которой лежали ковшики и положи яйцо в корзинку аккуратно, чтобы не повредить его. Ведь в яйце будущий птенчик скворушки, мы должны уберечь его.
Воспитатель: Мы нашли только одно яйцо. Давайте не будем терять время и пойдём дальше. На карте остались еще обозначения песка и камней. Куда идём? (ответы детей)
Воспитатель: Хорошо, ребята! Давайте теперь поищем яйцо в песке! Проходим к столу с песком.
ПЕСОК
(Чтобы найти яйцо, нужно просеять песок, за зиму он засорился – в нем появились разные опасные предметы, камушки, листики, мелкие веточки)
Опыт: просеивание песка.
(Предложить детям сито с разной толщиной отверстий или разного размера для просеивания песка)
Вывод: чем меньше отверстия в сите, тем больше опасных предметов попадается в него. Сито необходимо для безопасности жизни детей.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, могла ли кошка Мурка спрятать яйцо в песке? (ответы детей)
Воспитатель: Да, я тоже думаю так же, что проказница Мурка могла и в песке поиграть яйцом. А как же нам это проверить? Песок грязный, за зиму он засорился, в нём могли появиться разные камушки, листики, веточки, а может даже и опасные предметы. Можем ли мы руками проверить песок? А вдруг там стёклышки? Как же нам быть, ребята? (ответы детей)
(воспитатель подводит ответы детей к тому, что песок можно просеять)
Воспитатель: Конечно, ребята! Вы молодцы! Действительно, мы можем просеять песок через сито и узнать, если ли в песке яйцо скворушки.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание. У нас есть разные сита, у одних отверстия большие, а у других маленькие. Как вы думаете, с какими отверстиями сито лучше просеет песок? С крупными или мелкими? (ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно! Чем меньше отверстия в сите, тем больше опасных предметов в него попадётся, мелкие песчинки просеются, а весь не нужный крупный мусор останется на решёточках сита.
Воспитатель: Но, прежде чем мы попробуем просеять песок, напомните, пожалуйста, правила работы с песком (ответы детей).
Воспитатель: Вы всё правильно сказали, ребята! Я рада, что вы не забыли правила безопасности. С песком нужно работать аккуратно, чтобы он не попал нам ни в рот, ни в глаза.
Воспитатель:Саша, (или другое имя ребёнка) покажи, как надо пользоваться сито. (показ ребёнком и одновременное объяснение воспитателя) Саша совочком набирает песок, насыпает в ситечко и начинает тихонько потрясывать. Если мы будем сильно трясти ситечком, то песок рассыплется по всему столу.
Воспитатель:Молодец, Саша! А теперь и вы, ребята, сделайте также. Песок мы просеиваем в чистый поддон (тазик, а мусор с ситечка высыпаем в ведёрко.
(дети выполняют задание и находят второе яйцо скворушки)
Воспитатель: Молодцы, ребята! И правда Мурка и здесь побывала. Мы нашли второе яйцо. Кристина (или другое имя ребенка) положи аккуратно яйцо в корзинку.
Воспитатель: На карте еще обозначение, это камни. Я думаю, теперь мы поторопимся к ним. Пойдёмте, не будем терять ни минуты!
Проходим к столу с камнями.
КАМНИ
(Снег таял (либо дождик прошёл, грязь развёл. Так легко и не заметить яйцо! Нужно смыть с камней всю грязь. Поливая камни водой, обратить внимание детей на то, как они поменяли цвет (стали темнее, рассмотреть рисунок чистых камней)
Опыт: смывание грязи с камней.
Вывод: камни меняют цвет, если их намочить, на них проявляется красивый рисунок (узор)
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже рассматривали камни и экспериментировали с ними. Расскажите мне, пожалуйста, что вы знаете о камнях? (ответы детей)
(воспитатель выслушивает ответы детей и подводит итог)
Воспитатель: Всё правильно! Вы знаете, что они бывают разные по цвету, размеру и форме, могут быть лёгкие и тяжёлые, бывают гладкие и шероховатые. Мы рассматривали с вами камни через лупу, держали их в ладошках и знаем, что камни холодные, но могут нагреваться от солнца или тепла наших рук. А еще мы с вами опускали камни в воду и знаем, что они тонут. Мы стучали камушками друг о друга и слышали, что они издают разные звуки.
Воспитатель: Ребята, а посмотрите на камни, что у нас на столе. Что с ними не так? (ответы детей)
(воспитатель подводит детей к ответу, что камни грязные)
Воспитатель: Да, ребята! Камни грязные. В грязных камнях тоже может быть спрятано яйцо скворушки. Как же нам это проверить? (ответы детей)
(воспитатель подводит детей к ответу, что камни нужно полить водой, чтобы смыть с них грязь)
Воспитатель: Да, ребята, вы правильно догадались!
Если мы польём камни водой, то они станут чистыми, и мы проверим, есть ли здесь последнее яйцо.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, я возьму леечку и полью на камушек.
(воспитатель поливает на камушек с краю, чтоб яйцо не было видно)
Воспитатель: Что стало с камнем, ребята? Как он изменился? (ответы детей)
(воспитатель подводит детей к ответу, что камень стал мокрый, чистый, потемнел, на нем виден узор)
Воспитатель: Правильно, ребята. Я полила камень водой, и он очистился от грязи, вода смыла её. Камень стал тёмным от воды, поменял свой цвет. И на нём виден интересный узор. Но я полила только один камень и не увидела яйца.
Если вы сейчас возьмёте леечки и тоже польёте, то очистятся все камни, и, возможно, нам удастся найти последнее яйцо.
Воспитатель: Приступим? Берите леечки с водой и аккуратно поливайте на камни.
(дети поливают камни из леечек и находят яйцо)
Воспитатель: Ура! Вот и последнее, третье яйцо скворушки. Артём, (или другое имя ребёнка) положи скорее аккуратно и это яйцо в корзинку.
Воспитатель: Ребята, какие же вы молодцы! Все яйца нашли! Но мы не можем оставить их в корзинке. Что с ними будем делать? (ответы детей)
(воспитатель подводит ответы детей, к тому, что яйца надо отнести в скворечник)
Воспитатель: Вы правы! Отнесем яйца к скворечнику! Где он находится? На карте он тоже был отмечен!
(найти скворечник, положить в него яйца, отойти подальше, чтобы не пугать скворца)
Воспитатель: Конечно! Вот же скворечник! Идём к нему!
Ребята, чтобы, яйца не повредить и случайно не расколоть, давайте я сама аккуратно положу их в скворечник.
(воспитатель кладёт яйца в скворечник)
Воспитатель: Ребята, а теперь, давайте, отойдём подальше от скворечника, и не будем пугать скворушку.
(воспитатель с детьми отходят в сторону)
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель:
Ребята, вы сегодня большие молодцы! Я предлагаю вам сейчас взяться за руки и встать в круг, тем самым мы покажем, что вместе мы всё можем и всем всегда поможем!
(воспитатель с детьми встают в круг и подводят итог, кому они сегодня помогали, где искали яйца, что узнали про воду, песок, камни)
Воспитатель: Давайте вспомним, какое событие произошло сегодня?
Какое доброе дело вы сделали? Кому вы сегодня помогли? Где вы искали яйца? (ответы детей)
Что вы узнали про воду? Про песок? Камни? (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята! Вы сегодня спасли от беды птенцов, если бы вы не нашли яйца скворушки, то птенчики не появились бы на свет! Но теперь всё будет хорошо! Я знаю, что скворушка обязательно отблагодарит вас за помощь. Когда птенчики вылупятся из яиц, подрастут, то мы с вами сможем слушать их красивое пение. А вечером вы расскажете родителям, что сегодня приключилось у нас, и какое доброе дело вы сделали.
Воспитатель: Сейчас, я хочу вам предложить поиграть в игру «Скворцы и кошка».
Но сначала давайте попрощаемся с нашими гостями. До свидания, гости!
Воспитатель предлагает детям подвижную игру «Скворцы и кошка»
Выбирается 1 ребенок — «скворец», 1 ребенок — «кошка». На них надеваются соответствующие маски-шапочки. Остальные дети берутся за руки, образуют круг — «скворечник», в котором размещается «скворец». «Кошка» находится в стороне. Под легкую веселую музыку «скворец» летает по веранде. С окончанием музыки появляется «кошка» и старается поймать «скворца». «Скворец» прячется в скворечник.
(количество участников может быть изменено по усмотрению воспитателя)
Ребята, посмотрите, какая прекрасная погода, давайте гулять и наслаждаться весной!