Папки-передвижки

Конспект ООД по ФЭМП «Измерение массы» в подготовительной группе

Елена Федорова
Конспект ООД по ФЭМП «Измерение массы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

в подготовительной группе по теме:

«Измерение массы»

Подготовила воспитатель

Федорова Е. С.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе

Публикация «Конспект ООД по ФЭМП „Измерение массы“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Тема: «Измерение массы».

Цель: формирование представления о понятиях тяжелее, легче; о необходимости выбора мерки при измерении массы, знакомство с меркой 1 кг.

Задачи:

Образовательные

• продолжать знакомить детей с массой, как свойством предмета;

• закреплять представление о понятиях тяжелее/легче;

• формировать представления о практическом сравнении предметов по массе;

• дать представление о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг;

• добиться понимания взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7;

• обеспечить развитие умения следовать словесной инструкции, умения правильно аргументировать свои ответы;

Развивающие

• развивать логическое мышление, внимание, речь детей;

• пробудить интерес к математике, умение понимать учебную задачу и выполнять её;

Воспитательные

• воспитывать положительную мотивацию к учению;

• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Формы организации: фронтальная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Демонстрационный материал: картинки слона и мышки, знаки (больше, меньше, равно, картинка весов, игрушечные пластиковые чашечные весы (1шт., набор цветных плоскостных геометрических фигур, картинки с изображением на весах уравновешивающих мишку (обезъянки, куколки и т. д.); два разных по объему, но с одинаковой массой пакета/мешочка;

Раздаточный материал: простые карандаши, красный, желтый и зеленый карандаши, рабочие тетради по математике (Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». Математика для детей 5-7 лет, часть 2)

Ход непосредственной образовательной деятельности

Деятельность педагога Деятельность детей

Вводная часть

Педагог с детьми полукругом на ковре

Всем еще раз доброе утро. Давайте для хорошего настроения улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего дня.

- Впереди у нас много интересного, но для начала я хочу вас спросить, вот о чем:

- Как вы думаете, кого легче поднять слона или мышку?

- Конечно, вы правы. Мышку поднять легче.

Слона же поднять гораздо тяжелее, потому что слон какой?

- Совершенно верно тяжелый.

- Что мы можем сказать про слона сравнивая его с мышкой?

(он тяжелее мышки, а мышка легче слона)

- Когда мы говорим легче или тяжелее, какое свойство мы имеем в виду?

(свойство которое называется масса)

- Масса это одна из основных величин, т. е. такое свойство предмета или объекта которое можно сравнить с помощью знаков больше, меньше, равно.

- Как вы думаете какой знак можно поставить между массой слона и массой мышки?

- А скажите, как вы думаете, с помощью какого прибора измеряют массу?

Совершенно верно, измерять массу нам помогают весы.

Рассматриваем картинки весов от старинных, до современных моделей.

-А скажите, где вы встречались с весами и какими? (обсуждение ответов)

Основная часть

Предлагаю пройти за столы (работа за столами.

На доске прикреплена картинка с весами, в нижней чашке сидит мишка.

- Ребята, однажды в городе игрушек произошла такая история. В город привезли весы. Мишка решил узнать, сколько он весит. Сел на одну часов весов, но у него ничего не вышло, тогда он попросил на другую попросил сесть сначала белочек, потом обезьянок, куколок, а затем и тигра.

- Сначала мишку уравновесили 5 белочек, потом – 3 обезьянки, кукол для уравновешивания понадобилась 2, а тигров – хватило одного.

На доску поочередно выставляются картинки, сажаются сначала 5 белочек, потом 3 обезьянок, 2 куклы и 1 тигр. При этом «весы» приводятся в равновесия.

- Ребята, а какие мерки для измерения массы использовал мишка?

(Белочка, обезьянка, кукла, тигр).

- Как он измерял массу?

(Он уравновешивал с помощью мерок чаши весов).

- Чему равна масса мишки в белочках(5 белочек).

- А в обезьянках? (3 обезьянки)

- В куклах?.(2 куклы)

- В тиграх? (1 тигр).

- Потом взвеситься на этих весах решила бабочка.

Ее уравновесили 7 муравьев.

«Надо же! – удивился мишка. – Бабочка тяжелее меня, ведь 7 муравьев больше чем 5 белочек, больше 3обезъянки,больше чем 2 куклы и уж гораздо больше 1го тигра»

Ребята, как вы думаете прав ли мишка?

Дети высказывают свои мнения.

Они могут быть различными.

Дети пришли к пониманию, что медведь тяжелее бабочки.

С другой стороны, они знают, что 7 больше всех полученных чисел.

Возникает проблемная ситуация, для разрешения которой дети должны догадаться, что противоречие возникло из-за того, что мерки разные.

!

(Надо выбрать мерку и уравновесить предмет на весах с одной или несколькими мерками).

Чем больше мерка, тем меньше раз она уложится в измеряемой величине.

Поэтому сравнить две массы можно лишь тогда, когда они выражены одинаковыми мерками.

- Так, если выразить массу мишки в муравьях, то противоречие разрешится: чтобы уравновесить мишку потребуется гораздо больше семи муравьев.

Обобщение:

- Ребята, как измерить массу какого-нибудь предмета?

- Какой должна быть мерка, чтобы можно было сравнить по массе два предмета?

(Мерка должна быть одинаковая)

- Давайте немного отдохнем

Физминутка

Давайте немножко отдохнем, и проведем математическую разминку:

1) Назови число, которое я пропустила 1,2,3,4, 5,7 -(6)

Присядьте 6 раз

2) Как ты думаешь, какое число я загадала, если оно меньше 5 и больше 3 -(4).

Подпрыгните на двух ногах 4 раза

3) Назови соседей числа 7-(5,8)

Хлопните в ладоши семь раз

4) Сколько времен год? - (4).

Наклонитесь четыре раза

5) Какой сегодня по счету день недели?)

Сделайте два (или три) круговых вращения головой

Немножко размялись и взбодрились, присаживаемся, для работы в тетрадях.

Зависимость результата измерения массы от выбора мерки. Килограмм.

Работа в тетради стр. 24

1) №1

- Рассмотрите картинки. Как измеряют массу зверей?

(Уравновешивают их с различными мерками – яблоками, орешками).

- Сколько яблок уравновесили ежика? (1 яблоко).

- Сколько орешков уравновесили белочку? (3 орешка).

- Можно ли сказать, кто легче, а кто тяжелее: белочка или ежик?

(Нет, потому что мерки разные, а надо, чтобы мерка была одна и та же).

- А если ежика уравновесить с орешками?

Посмотрите рисунок внизу: сколько орешков уравновесили ежика?

(6 орешков).

- А сколько – белочку? (3 орешка).

- Кто же из них тяжелее, а кто легче?

(Ежик тяжелее, а белочка легче, так как 6 > 3).

Да доске можно записать неравенство.

- Какой должна быть мерка, чтобы можно было сравнить по массе два предмета? (Мерка должна быть одинаковая).

- Совершенно верно, только при наличии одинаковой мерки мы можем сравнивать предметы или объекты по массе.

Задание №2

Дети знакомятся с общепринятой меркой измерения массы – 1 кг, учатся определять массу предметов с помощью гирь, сравнивать предметы по массе с помощью взвешивания.

- А кто из вас видел, какой меркой пользуются продавцы в магазине при использовании весов (не электронных?

- Они кладут на одну чашку весов товар, а на другую – что? (Гири).

- Чаще всего используют гири в 1 килограмм.

Это основная мерка для измерения массы, хотя есть и другие гири: в гири: в 2кг, 5 кг.

Практическая работа

Выставляем 2 непрозрачных пакета (мешочка): в одном из них – пластмассовый лимон, а в другом – гиря.

- Как вы думаете, какой пакет (мешочек) тяжелее, а какой – легче?

(Дети высказывают свои мнения)

Взвешиванием устанавливается, что пакеты равны по массе.

- Исходя из этого, какой мы можем сделать вывод?

(варианты детей)

Обобщаю, делаю вывод:

масса предмета не всегда зависит от его размеров, поэтому ее трудно определить «на глаз».

Для сравнения предметов по массе их можно взвесить, используя мерку – 1 кг.

Работа в тетради:

- Найдите на рисунке гири в 1 кг.

- Сколько гирь уравновешивают арбуз? (2).

- Ананас? (1).

- Что легче?

- Что тяжелее?

(Арбуз тяжелее ананаса, а ананас легче арбуза).

- На сколько килограммов арбуз тяжелее ананаса? (На 1 кг).

- На сколько килограммов ананас легче арбуза? (На 1 кг).

Закрепление пройденного материала

№3

Работа по группам – каждая группа работает в течение 2-3 минут с одним равенством, раскладывая плоскостные фигуры в «мешочки/корзинки».

Затем поочередно один представитель каждой группы называет в своем равенстве части и целое, обосновывает выбор фигур.

В это время остальные дети проверяют правильность рассуждений и рисуют недостающие фигуры в учебной тетради.

2) №4, стр. 25.

Трое детей работают у доски с демонстрационным материалом, комментируют свои действия. Остальные работают в тетрадях, проверяют правильность рассуждений и соотносят с ними свои действия.

Проведем возможный вариант комментирования заданий детьми:

1 вариант) – Фигуры разбиты на группы по размеру: 6 маленьких и 1 большая. Запись: 6 + 1 = 7.

- Переставим части местами: 1 + 6 = 7

- Из целого вычтем одну часть – 6, останется вторая часть – 1; 7 – 6 = 1.

- А если из целого вычесть вторую часть – 1, то останется первая часть – 6; 7 – 1 = 6.

2 вариант) – Фигуры разбиты на группы по цвету: 5 + 2 = 7.

3 вариант) – Фигуры разбиты на группы по форме: 4 + 3 = 7.

№6, стр. 25. Игра «Седьмой лишний».

Сосчитайте всех, кто нарисован на картинке. Почему-то утверждают, что здесь есть кто-то лишний. Кто это может быть?

Варианты ответов (каждый вариант обводим линией)

- Курица – домашняя птица, остальные – дикие животные.

- Сова – она ведет ночной образ жизни.

- Пчела – насекомое, а все остальные птицы.

- Попугай – он умеет говорить по-человечески, а все остальные – нет.

- Орел – хищник, а остальные нет.

Ответы у доски

Подведение итогов:

- Молодцы, ребята! Вы хорошо работали.

- Какой прибор используют для измерения массы?

- А кто из вас запомнил, какой меркой пользуются для измерения массы предметов?

- Домашним заданием для будет, я попрошу вас подумать, что тяжелее, а что легче: 1 кг гвоздей или 1 кг ваты.

На следующем занятии мы с вами это обсудим.

Публикации по теме:

Фрагмент образовательной деятельности по ФЭМП «Измерение длины»Фрагмент образовательной деятельности по ФЭМП «Измерение длины» Фрагмент образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений Измерение предметов. Знакомство с линейкой.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе .

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел»Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел» Конспект НОД по познавательному развитию На тему: «Мы спешим на помощь!» Для детей старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель.

Конспект урока по математике в 3 классе «Единицы массы. Грамм» по УМК «Школа России» Тема урока: Единицы массы. Грамм Цель: познакомить с новой единицей массы – граммом и соотношением между граммом и килограммом. Формировать.

Конспект внеклассного мероприятия по развитию математических представлений у учащихся с ОВЗ «Весы. Измерение массы»Конспект внеклассного мероприятия по развитию математических представлений у учащихся с ОВЗ «Весы. Измерение массы» Тема: «Весы. Измерение массы» Цели урока: -обучающие: закрепить знания единиц измерения массы (грамм, килограмм); уметь работать с разными.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Измерение длины предметов с помощью условной меры»Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Измерение длины предметов с помощью условной меры» Программное содержание: - Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры. - Совершенствовать умение в ориентировке.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Измерение»Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Измерение» .

Конспект занятия по математике «Измерение площади» в подготовительной группе Конспект занятия по математике. Тема : «Измерение площади». В подготовительной группе. Программные задачи: развитие речи, умения аргументировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по ФЭМП «Измерение массы» в подготовительной группе
Опубликовано: 27 мая 2024 в 21:49
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по ФЭМП «Измерение массы» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Федорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД