Наталья Мусаева
Конспект организованной образовательной деятельности по финансовой грамотности «Путешествие на монетный двор»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по финансовой грамотности.
Тема: «Путешествие на монетный двор»
Возрастная группа: воспитанники подготовительной к школе группы
Образовательная область : «Познавательное развитие»
Вид занятия: интегрированное
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по финансовой грамотности „Путешествие на монетный двор“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие (познание окружающего мира, общение взрослых и детей; совместная деятельность); познавательное развитие (формирование представлений о профессиях; развитие любознательности к разнообразным объектам окружающего мира (деньги); речевое развитие (активизация словаря, развитие умения высказывать свое мнение, слушать мнение других); художественноэстетическое развитие; физическое развитие (развитие мелкой моторики, умение выполнять действия по словесной инструкции).
Интеграция видов деятельности : коммуникативная (беседа с воспитателем, вопросно-ответная форма выполнения заданий, общение во время конструирования, познавательно-исследовательская (опыты, двигательная, игровая (путешествие).
Цель: создать условия для знакомства детей с деньгами, с их историей.
Задачи: Обучающие:
• знакомить с деньгами, с их особенностями;
• расширять представление об элементах экономики (деньги их историей);
• формировать представление о весе предметов, пут м взвешивания на ладонях.
Развивающие:
• формировать умения исследовательской деятельности (делать выводы);
• развивать способности к моделированию пространственных отношений в виде клип-карт, плакатов;
Воспитательные:
• воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;
• воспитывать уважение к труду;
• воспитывать бережное отношение к деньгам.
Оборудование: проектор, презентация к занятию, картинки с изображением предметов для клип-карт, лабораторное оборудование для исследовательской работы, монеты, фольга.
Предварительная работа: тематическое рисование «Профессии».
Формы организации деятельности детей :
• групповая – участвуют все дети группы (путешествие, заполнение клипкарт);
• индивидуальная – участвует каждый ребенок (опыты).
Методы и приемы работы с детьми:
Словесные: ситуативный разговор, беседа, вопросы, пояснения, объяснения, указания, напоминание, рассказ воспитателя.
Наглядные: рассматривание, просмотр презентации.
Практические: составление клип-карт, экспериментирование, конструирование.
Поддержка инициативы детей: стимулирование высказываний, одобрение идей.
Ход занятия
Вводная часть
Эмоционально-психологический настрой. Приветствие.
Воспитатель: ребята посмотрите, что это? (обращает внимание на клип-карту «рисунок профессий» - первая колонка). (На заставке слайд 5)
Дети: Рисунки «Профессий».
Воспитатель: Назовите эти профессии.
Дети: перечисляют.
Воспитатель: Верно! Эколог, швея, инженер, журналист, специалист по кадрам, почтовый работник, секретарь.
Воспитатель: С какой целью люди получают профессии? (на клип-карту выставляется рисунок «деньги» вторая колонка).
Дети: Для получения денег.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Зачем нужны деньги?
Дети: Для совершения покупок.
Воспитатель: Верно! (на клип-карту выставляется рисунки «покупки» : игрушек, продукты, одежда - третья колонка).
Воспитатель: Много людей имеют профессии, связанные с деньгами: бухгалтеры, предприниматели, кассиры, юристы,
продавцы, работники банка (клип-карта, первая колонка).
Постановка цели занятия. Проблемная ситуация.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на занятии?
Дети: О деньгах.
Воспитатель: Правильно, о деньгах!
Воспитатель: Что такое деньги?
Дети: Не знаем.
Воспитатель: Вы желаете узнать:
- При каких условиях появись деньги.
- Как менялись деньги со временем.
- Какие виды денег существуют.
- Преимущества (купюры и монеты).
- Где создают деньги и люди, какой профессии отвечает за это.
Воспитатель: Мы отправимся в путешествие, посетим несколько станций и получим ответы на все наши вопросы. Итак, мы – исследователи! Наше путешествие начинается!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где можно найти ответ на главный вопрос «Что такое деньги?»
Дети: В интернете, энциклопедиях, книгах.
Основная часть
Воспитатель: Правильно! Молодцы, ребята! Идем на 1 станцию - «Познавательная».
Воспитатель: Послушайте определение из детской энциклопедии: «Деньги – это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им нужны». Как вы понимаете это?
Дети: размышляют.
Воспитатель: Мы так привыкли к деньгам, даже стало интересно, были ли деньги у древнего человека? Как появились деньги и почему?
Воспитатель: Исследователи отравляются в путь. 2 станция- «Историческая».
Воспитатель: Мы прибыли, чтобы узнать были ли деньги у древних людей. Давайте посмотрим. (Слайд 6). Перед нами первобытный человек. 1. У первобытного человека денег не было. Он в них не нуждался. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. 2. Люди научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. (Слайд 7). 3. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. (Слайд 8). Но обменивать товары было очень сложно. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина. 4. Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу. Такие деньги были не удобны. Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся. Одним из первых денег были раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. Чем же были они удобны? Не портились, не теряли вида, легко носить с собой. За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин. (Слайд 9). 5 Прошло много времени, прежде чем появились металлические деньги – это были не такие деньги, которые есть сейчас. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. (Слайд 10). Затем появились деньги, похожие на современные. (Слайд 11).
Воспитатель: Какие деньги появились раньше - металлические или бумажные?
Дети: Не знаем.
Воспитатель: Как называют металлические деньги по-другому?
Дети: затрудняются ответить.
Воспитатель: Металлические деньги называют монетами, бумажные деньги называются купюрами.
Воспитатель: На столе разложены картинки, соответствующие этапам появления денег, нужно выбрать и закрепить на плакат.
Дети: выбирают картинки соответствующих этапов и помещают на плакат «История денег».
Воспитатель: Исследователи отправляются в путь. 3 станция - «Исследовательская».
Воспитатель: Как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?
Дети: затрудняются ответить.
Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше - монеты или купюры? Подумайте? Проверим?
Дети: соглашаются.
Воспитатель: У меня для вас открыта лаборатория. Мы же с вами исследователи. Повторим правила.
Дети: отвечают. Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения взрослого. Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот - в лаборатории запрещено. Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место. Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Воспитатель: Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры. И как настоящие исследователи, мы результаты опытов будем записывать в клип-карту. Посмотрите на оборудование. Как вы думаете, что будут символизировать бумага?
Дети: Бумага - купюра.
1 опыт:
Воспитатель: Помните, разорвите бумагу, монету.
Дети: мнут, рвут бумагу.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Монета лучше. Она не мн тся и не рв тся.
Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
Дети: заполняют вторую клип-карту «Свойства денег», на карту ставят + монете.
2 опыт:
Воспитатель: Намочим бумагу. Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Дети: Бумага намокла.
Воспитатель: А если она намокнет, что произойд т?
Дети: Она развалится.
Воспитатель: Проверим монету. Что произойдет?
Дети: Ничего.
Воспитатель: Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает.
Дети: Бумага намокает, рвется. Монета – нет. На клип-карту ставят + монете.
3 опыт:
Воспитатель: Каждый возьмите в одну руку купюру, в другую - монету. Определим, что тяжелее монета или купюра. Опытным пут м проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру-бумажку. Что тяжелее? Что легче? Что выигрывает? Ставим плюсик.
Дети: Тяжелее монета. На клип-карту ставят + купюре.
4 опыт:
Воспитатель: Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошел к. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети: Купюры хранить удобнее. На клип-карту ставят + купюре.
Воспитатель: Посмотрите на клип-карту. Кто выигрывает?
Дети: Ничья. Воспитатель: А что значит ничья?
Дети: Одинаковое количество плюсиков.
Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем? Нужны нам и монеты, и купюры.
Воспитатель: Где еще могут находиться деньги кроме кошельков?
Дети: На банковской карте.
Воспитатель: Где изготавливают деньги?
Дети: затрудняются ответить.
4 станция - «Монетный двор». Название «Монетный двор» произошло от слова МОНЕТА. Именно на этих предприятиях (Москва и Санкт-Петербург, люди профессии - РАБОТНИКИ МОНЕТНОГО ДВОРА изготавливают деньги.
Воспитатель: Предлагаю изготовить нам с вами монеты, освоим профессию РАБОТНИКА
МОНЕТНОГО ДВОРА. Пополним наш групповой банк монетами и подарим
девочкам для игры в «Магазин». Но для начала разомнемся.
Физминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Ну а теперь приступим к изготовлению монет.
Для этого нам понадобиться ножницы настоящая монета, фольга, и кубик.
Заключительная часть.
Рефлексия. Подведение итогов.
Воспитатель передавая клубок ниток детям, задает вопросы. После того как ребенок ответил, он передаёт клубок дальше.
Воспитатель: Где побывали?
Дети: ответ детей.
Воспитатель: Что узнали?
Дети: ответ детей.
Воспитатель: Что было трудным?
Дети: ответ детей.
Воспитатель: Что больше всего запомнилось?
Дети: ответ детей.
Дети отвечают на вопросы. Дарят монеты в магазин для девочек.
Воспитатель: Ребята вы молодцы!