Оксана Веденина
Конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие в страну Дружбы и Добра» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Цель: Расширение представлений детей о дружбе и доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Задачи:
Образовательные: формировать представление детей о доброте и его значении, добрых делах, поступках, о дружбе между людьми; способствовать использованию в речи вежливых слов, применять их в повседневной жизни; закрепить знания детей об эмоциях: грусть, радость, печаль, удивление.
Темочки:
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие: развивать представление о добре и зле; умение различать настроение по мимике; отличать плохое от хорошего; оценивать поступки других.
Воспитательные : воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам; приобщать детей к добрым поступкам, побуждать к проявлению теплых чувств.
Работа над словарё м: дружба, добро, доброта, добрые поступки.
Приемы, используемые в деятельности с детьми: сюрпризный момент, использование игр, показ иллюстраций, комментирование.
Активизация детской деятельности: путешествие на «Поезде»; беседа; создание развивающей предметно-пространственной среды; дидактические игры; показ иллюстраций; постановка проблемного вопроса.
Организация практической деятельности: показ иллюстраций; комментирование; использование дидактических игр «Наши чувства и эмоции», «Театр настроения», «Хорошо или плохо»; использование предметов - сломанная машина, испачканная кукла, кормушка для птиц, порванная книга, комнатный цветок.
Мотивация и поддержание интереса: сюрпризный момент, ситуация успеха, ситуация выбора, слушание песен о доброте и дружбе, спокойных мелодий для релаксации, физ. минутка, смена видов деятельности.
Оценка деятельности детей, активизация самооценки: похвала, поощрение, взаимопомощь детей.
Развивающая предметно-пространственная среда для ООД : магнитофон; магнитные доски; записи: группа «Барбарики» – Песня о доброте», Песня «Настоящий друг» из мультфильма «Димка и Тимка»; сказочная мелодия на выход персонажа доброй Феи; спокойная мелодия для релаксации; шкатулка; книги для детей «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Волшебные слова», детские сказки; свеча; сломанная машина, испачканная кукла и влажные салфетки, кормушка для птиц и корм, порванная книга и клей, комнатный цветок и лейка; паровоз из бумаги; декорации из бумаги с надписью: «Страна добра»; надписи: «Город вежливости», «Город эмоций», «Город здоровья», «Город хороших поступков», «Город добрых дел»; разноцветные лепестки из бумаги с цифрами от 1 до 5 для обозначений станций; иллюстрации с хорошими поступками и плохими, знаки – смайлики: «Хорошо», «Плохо»; иллюстрации из развивающей игры «Наши чувства и эмоции»; развивающая игра-лото «Театр настроения»; солнышко из бумаги по количеству детей.
Сказочный персонаж: добрая Фея.
Раздаточный материал: картинки персонажей с изображением эмоций; знаки-смайлики «Хорошо», «Плохо»; солнышко из бумаги по количеству детей.
Виды деятельности детей в ООД: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа: чтение рассказа В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Беседы с детьми на темы: «Что такое доброта?», «Вежливые слова». Беседа с детьми о правилах поведения. Игры - упражнения «Как бы ты поступил», «Оцени поступок». Разучивание стихотворений о доброте.
Планируемые результаты:
Личностные: умения детей действовать самостоятельно; проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками и взрослым; воспитание нравственных качеств.
Интеллектуальные: развитие интереса к теме «Что такое доброта», ее значимости; развитие понимания о том, что доброта – это основа взаимоотношений между людьми; расширение и активизация словарного запаса.
Физические: формирование общей культуры поведения и потребности в ЗОЖ.
Критерии оценки деятельности детей в ООД:
- активность детей в познавательной деятельности;
- самостоятельность в выполнении поставленных задач;
- взаимодействие со взрослым и сверстниками;
- сопереживание;
- эмоциональность;
- умение дать оценку своим действиям и действиям своих товарищей.
Ход организованной образовательной деятельности
Звучит музыка. Песня «Настоящий друг» из мультфильма «Тимка и Димка». (Дети входят в группу).
I. Вводная часть. Организационный этап (3 мин).
Воспитатель : Здравствуйте, дети. Посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся.
Дети здороваются.
Организационный момент «Подари улыбку»
Воспитатель : Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты –мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Забудьте всё плохое, печаль, грусть и выдохните тепло, улыбку, добрый взгляд.
Воспитатель : Каждый новый день надо встречать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, тот лучик тепла, любви и доброты, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта.
Воспитатель : Ребята, у меня есть волшебная лампа. Возьмите её в руки и передайте друг другу.
Дети передают друг другу волшебную лампу.
Воспитатель : Дети, посмотрите, как лучик зажегся в лампе от наших сердец. Пусть этот свет доброты сопровождает вас весь день. Лампа делает доброе дело – дарит людям свет и тепло. И люди тоже делают добрые дела.
Воспитатель : Ребята, скажите пожалуйста, о чём пелось в песне, когда вы заходили в группу.
Дети: о дружбе.
II. Основная часть. (15 мин).
Воспитатель : Верно, ребята. Сегодня, мы поговорим с вами о доброте и дружбе.
Какие удивительные, волшебные эти слова!
Стук в дверь.
Воспитатель : Ребята, кто-то к нам пришёл. Пойду посмотрю.
Воспитатель уходит за дверь и приносит письмо.
Воспитатель : Нам принесли письмо. Откроем и прочтем его?
Дети: да.
Воспитатель : Это письмо от доброй Феи.
Воспитатель зачитывает письмо : «Здравствуйте ребята! Я добрая фея. Очень мечтаю встретиться с вами и приглашаю вас в мою страну Дружбы и Добра. Но, чтобы встретиться со мной, необходимо выполнить мои задания и доказать, что вы добрые и дружные. Вы побываете в разных городах моей страны. Они будут отмечены волшебными разноцветными лепестками. Я буду за вами наблюдать. Будьте внимательны. Добрая фея»
Воспитатель : Ребята, вы готовы отправиться в путешествие в страну Дружбы и Добра?
Дети: да.
Воспитатель : Тогда занимайте места в вагонах, мы отправляемся на волшебном поезде.
Дети садятся в импровизированный поезд.
Звучит музыка группы «Барбарики». Песня «Что такое доброта?»
Появляется декорация «Страна добра».
Воспитатель : Ребята, вот мы и приехали в страну дружбы и добра. Фея написала в своём письме, что каждый город будет отмечен волшебным лепестком. Находим первый лепесток. Это – город вежливости.
1. Город вежливости.
Воспитатель : Здесь задание от доброй Феи : «Необходимо создать ручеёк и произнести вежливые слова».
Дети создают ручеёк вежливости, называя волшебные слова (здравствуйте, простите, будьте добры, очень приятно, спасибо, пожалуйста, до свидания, доброе утро).
Воспитатель : Молодцы, много вежливых слов знаете.
Воспитатель : Ребята, а как вы знаете, что такое вежливость? (ответы детей)
Воспитатель : Да, ребята, вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
Проводится игра «Вежливо-невежливо».
Воспитатель : Ребята, послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке - вы хлопаете в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке - вы топаете ногами.
- Поздороваться при встрече…
- Толкнуть и не извиниться…
- Свистеть, кричать, шуметь в детском саду….
- Уступить место старшим….
- Помочь подняться по лестнице….
- Попрощаться, уходя….
Воспитатель : Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем всегда говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей. Добрым должен быть каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это означает доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтобы помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят: «Добрый человек».
Воспитатель : Наше путешествие продолжается, и мы находим второй волшебный лепесток под цифрой 2. И мы попадаем в город эмоций.
2. Город эмоций.
Воспитатель : Ребята, радость, грусть, обида - что это? (ответы детей)
Воспитатель : Да, ваше настроение ребята вы переживаете с помощью эмоций. А эмоции вы показываете через мимику. А мимика - это выражение лица. Давайте сейчас покажем, как мы умеем показывать радость, грусть, злость, удивление.
Мимическая гимнастика.
Воспитатель : Молодцы! Я предлагаю вам рассмотреть предложенные иллюстрации и определить по выражению лиц детей на них - радость, злость, грусть, удивление, вину, печаль.
Воспитатель и дети ведут беседу по иллюстрациям.
Воспитатель : Да, ребята, на любую ситуацию человек реагирует эмоционально. Он волнуется, боится, печалится, радуется. Скажите, а когда вам радостно? А когда вы печалитесь? Или огорчаетесь? (ответы детей)
Воспитатель : Ребята, в своём задании, добрая Фея предлагает отправиться в театр настроения. Перед вами - маски и карточки с персонажами.
Сейчас мы попробуем подобрать к маскам в театре карточки с персонажем, который переживает такое настроение. На маску радости подобрать карточку с радостным героем, на маску печали - печальные.
Дети выполняют задание.
Воспитатель : Давайте будем стараться никогда не грустить, а только улыбаться и радоваться.
Воспитатель : Мы продолжаем путешествие. Отправляемся дальше, искать третий волшебный лепесток. Им обозначен город здоровья.
3. Город здоровья.
Воспитатель : Ребята, если мы радуемся и смеёмся, значит у нас хорошее настроение и мы - здоровы.
Физкультминутка
«Раз, два, три, четыре, пять —
Вместе мы идем гулять.
Ручки к солнцу потянулись,
Мы друг другу улыбнулись.
Быстро за руки взялись
И в кружочек собрались
Если хмурые с утра,
Нам поможет доброта!
(дети выполняют движения согласно текста)
Воспитатель : А теперь, находим лепесток под цифрой 4. Это - город правильных и хороших поступков.
4. Город правильных и хороших поступков.
Воспитатель : Ребята, какие поступки надо совершать, чтобы не навредить окружающим?
Дети: хорошие.
Воспитатель : Давайте рассмотрим предложенные доброй феей картинки и ответим, где на них изображены хорошие поступки, а где плохие.
Воспитатель : Молодцы, правильно справились с заданием.
Воспитатель : Ребята, для того, чтобы в нашей группе всегда царили дружба и доброта, нужно соблюдать правила доброты. Как и правила дорожного движения, правила доброты могут быть запрещающие и разрешающие. Воспитатель : Придумайте пожалуйста запрещающие правила доброты.
Дети: не ссориться, не драться, не раскидывать игрушки.
Воспитатель : А теперь, назовите разрешающие правила доброты.
Дети: нужно делиться, слушать друг друга, вместе играть, помогать друг другу.
Воспитатель : Добрая Фея нам оставила и здесь задание. Перед вами - карточки, где изображены поступки героев. И есть знаки-смайлики, обозначающие хорошо и плохо. Красный обозначает плохо, а зелёный хорошо. С помощью этих смайликов вам необходимо оценить поступок. Рассмотрите внимательно картинки и отметьте смайликами хорошие поступки и плохие.
Выполнение задания. Дети работают в парах.
Воспитатель : Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. А мы отправляемся в следующий город. Находим пятый волшебный лепесток. Это - город добрых дел.
5. Город добрых дел.
( В волшебном мешочке лежат предметы: сломанная машина, испачканная кукла и влажные салфетки, кормушка для птиц и корм, порванная книга и клей, комнатный цветок и лейка).
Воспитатель : Интересно, что же за задание приготовила здесь для нас добрая Фея. Посмотрим, ребята!
(Воспитатель достает из мешочка предметы)
Воспитатель : Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов-сломанная машина, испачканная кукла, кормушка для птиц, порванная книга, комнатный цветок.
Воспитатель : Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?
Дети: в кормушку насыпать корм, цветок полить, сломанную машину отремонтировать, испачканную куклу вымыть, книгу подклеить.
Воспитатель : Молодцы какие. А теперь распределяемся по парам и выполняем задание.
Звучит музыка, пока дети выполняют задание.
Воспитатель : Какие молодцы, все справились с заданием. Вы все сделали сейчас доброе дело. А доброта, ребята – это важное человеческое качество. Не забывайте об этом.
Воспитатель : Вот мы и выполнили все задания доброй Феи, посетили все города страны дружбы и добра.
Звучит волшебная мелодия. К детям выходит добрая Фея, в руках у неё шкатулка.
Добрая Фея : Здравствуйте ребята! Я наблюдала за вами. Вы мне очень понравились, справились со всеми моими заданиями. Вы такие – добрые и дружные.
Скажите, а легко ли быть добрым?
Дети рассказывают стихотворения.
Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Добрая Фея : Какие вы замечательные! Спасибо, что посетили мою страну. И я уверена, что в вас всегда будет жить доброта, вы всегда будете совершать только добрые поступки. И за это я вам дарю книги.
Добрая Фея достаё т из шкатулки книги: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Волшебные слова» и детские сказки. Раздаёт детям.
Все благодарят добрую Фею и прощаются с ней.
Воспитатель : Вот и закончилось наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем места в своих вагончиках.
Дети садятся в импровизированный поезд.
Звучит музыка группы «Барбарики». Песня «Что такое доброта?»
III. Заключительная часть.
Воспитатель : Ребята, вам понравилось путешествие?
Дети: да.
Воспитатель : А где мы с вами побывали?
Дети: в стране добра.
Воспитатель : А что мы там делали?
Дети: выполняли задания.
Воспитатель : А какие задания вам было сложно выполнять, а с каким справились без труда? (ответы детей).
Воспитатель : А с кем мы встретились в стране дружбы и добра?
Дети: с доброй Феей.
Воспитатель : Ребята, мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Вы меня сегодня очень порадовали, так как справились со всеми заданиями.
Мне было очень приятно. И я горжусь вами!
Воспитатель : Сегодня вы узнали об удивительном качестве человека – доброте. А доброта, ребята, что лучик солнца. Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькие лучики солнца, они светит в каждом из нас. Эти лучи солнца - доброта.
Возьмите волшебное солнышко добра в руки. (дети берут бумажное солнышко в ладоши). Давайте закроем глаза и помечтаем.
Звучит спокойная мелодия (релаксационная музыка).
Закройте глаза. Слушайте меня внимательно и фантазируйте. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту. Мысленно поместите все добро этого солнышка внутрь. Почувствуйте, как добро проходит через вас, как оно согревает вашу душу, доставляет вам радость. У вас появляются
силы, силы здоровья, силы счастья и радости. В нашей группе очень уютно, все в ней живут дружно. Конечно, ведь «Доброму – все друзья». А теперь медленно, не спеша, откройте глаза.
Воспитатель : Какие вы все стали красивые, потому что внутри вас теперь живёт только лишь доброта.
Воспитатель : Ребята, вы хотите поделиться своей добротой с окружающими?
Дети: да.
Воспитатель : Тогда давайте подарим эти солнышки нашим мамам и папам, а, чтобы у них на душе стало также тепло и радостно, не забудьте про добрые слова.
Воспитатель : Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и друг другу скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!»
Воспитатель : Добро способно чудеса творить.
Оно нас учит верить и любить.
И без него нам просто не прожить.
Давайте будем верить и мечтать
И только добрые поступки совершать.