Таскира Вакилевна Габидуллина
Конспект организованно образовательной деятельности «Из чего получается бумага» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений воспитанников о свойствах бумаги.
Задачи:
- познакомить с историей создания бумаги, с изготовлением бумаги;
- обогащать представления о связях между природными явлениями;
- обобщить знания детей о значении и разнообразии бумаги в нашей жизни;
- развивать логическое мышление, речь, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, умение делать умозаключения, творческие способности;
Публикация «Конспект организованно образовательной деятельности „Из чего получается бумага“ в старшей группе» размещена в разделах
- воспитывать бережное отношение к природе, ее охране: желание бережного использования бумаги.
Направление образовательной деятельности :
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие;
Физическое развитие;
Речевое развитие;
Художественно – эстетическое развитие.
Материал и оборудование:
- наглядные пособия: презентация «Что такое бумага?»
Предварительная работа:
беседы,
разгадывание загадок,
изготовление выставки разной бумаги, предметов из бумаги.
Беседы «Как делают бумагу», «Вторая жизнь бумаги».
Методы и приемы: беседа, показ слайдов, художественное слово, игра.
Место проведения: групповая комната
Воспитатель. Сегодня мы с вами узнаем, что такое бумага, познакомимся с
историей, её видами и свойствами и потом на занятии по аппликации сделаем интересную красивую поделку. Скажите, пожалуйста, что нам понадобится для изготовления нашей поделки?
Демонстрация образца, ответы воспитанников.
Воспитатель. Правильно – из бумаги и из картона. Это наш основной материал для работы, я хочу с вами побеседовать.
Беседа: Что такое бумага?
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что я держу в руках?
Воспитанники. Лист бумаги.
Воспитатель. Да это обыкновенный лист бумаги, на которой Вы любите рисовать. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Слайд №1
Воспитатель. А Вы знаете, что раньше бумаги не было. Что было вместо неё?
Что бы узнать ответ на этот вопрос, ученые много лет изучали древние рукописи и раскапывали старинные города. Так откуда же появилась бумага? Оказывается, давным-давно люди писали на бересте. Что такое береста?
Ответы воспитанников
Слайд №2
Воспитатель. Береста – наружная часть березовый коры (показ березовый
коры). Ученые нашли на раскопках древнего города берестяные грамоты. Это письма и документы, написанные на бересте. Буквы процарапаны особыми костяными инструментами. Но такой способ письма был неудобным, так как свитки бересты занимали много места.
Слайд №3
Воспитатель. Тогда люди придумали листы из тонкой кожи молодых животных – пергамент. Это очень прочный материал. Раньше были даже целые пергаментные книги. Для защиты от царапин их оковывали медью, и книга напоминала сундук. Такое сходство дополняли застежки, а иногда и замки. Такие книги были объемными, и занимали много места. Но шло время, и появился новый материал, который был намного тоньше пергамента. В Древнем Китае придумали рецепт изготовления бумаги. На нем было просто и удобно писать. Этим материалом как диковинкой восхищались все страны, но чудесный способ изготовления её держался в строгой тайне. Прошло много лет, и жители других стран узнали, способ изготовления этого чуда. Как Вы думаете из чего изготавливают бумагу?
Ответы воспитанников
Если дети затрудняются с ответом обратимся к загадке
Слайд №4
Воспитатель. Загадка: В шубе летом, а зимой раздеты.
Воспитанники. Деревья.
Воспитатель. Дерево – это многолетние растение, имеющие один твёрдый
стебель (ствол, корни, ветви и листья. Подумайте и назовите продукцию, которая производиться из древесины?
Ответы воспитанников
Слайд №5
Воспитатель. Деревья – богатство нашей природы. Из древесины изготавливают: мебель, доски, деревянные дома, карандаши, бумагу, спички и многое другое.
Слайд №6
Воспитатель. Для того чтобы узнать, как из дерева делают бумагу нужно отправиться на бумажную фабрику. Именно туда привозят срубленные из леса бревна. На фабрике с деревьев сдирают кору, измельчают на щепки, а щепки сортируют, добавляют специальные водные растворы, и отправляют на варку.
Слайд №7
Воспитатель. Существует два вида обработки древесины. Механический способ. Бумага получается непрочной, идет на производство газеты.
Слайд №8
Воспитатель. Химический способ. Из древесины получается бумажная масса,
которая попадает в бумагодельную машину, в которой много-много валиков.
Слайд №9
Воспитатель. Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют.
Так переходя с валика на валик, наша древесина превращается в
высококачественную белую бумагу.
Слайд №10
Воспитатель. Скажите ребята, а для чего людям нужна бумага?
Ответы воспитанников
Воспитатель. Много предметов вокруг нас сделаны из бумаги. Посмотрите и
назовите эти предметы.
Ответы воспитанников
Воспитатель.
1. Школьные принадлежности: книги, учебники, тетради, блокноты, альбомы для рисования, цветная бумага;
2. Изделия для квартиры: газеты, журналы, обои, салфетки, туалетная бумага;
3. Изделия для упаковки: коробки, тары, упаковочная бумага и т. д. Для всего этого нужно много бумаги. При этом быстро сокращаются лесные массивы. Чтобы не вырубать леса люди придумали сдавать макулатуру и из неё производить бумагу.
Слайд №11
Воспитатель. Макулатура – это использованная в быту бумажная продукция
(старая газета, тетради, журналы, коробки и т. д.) Так бумага получает вторую жизнь и называется вторсырьем.
Слайд №12.
Воспитатель. Собранная макулатура отправляется на завод, перерабатывается и производится бумага.
Воспитатель: Вот видите, как много предметов из бумаги нас окружает, и мы
должны бережно относиться к ним, не рвать книги, аккуратно рисовать на листе бумаги, не тратить зря салфетки. Ребята, с помощью использованных листов бумаги можно поиграть. Я, приготовила для вас, самолётики из бумаги давайте с ними поиграем.
П/игра «Самолётики»
Воспитатель: Ребята мы с вами знаем, что бумагу делают из деревьев, и для
этого нужно уничтожить дерево, а представьте, что наступит время, когда на земле не останется ни одного дерева.
Решение проблемной ситуации: «Что будет, если с земли исчезнут деревья?»
Варианты ответов воспитанников
Воспитатель: Правильно ребята деревья вырабатывают кислород, которым
дышат люди и животные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. А ещё люди наблюдая за деревьями научились узнавать погоду. И если исчезнут деревья то, погибнет всё вокруг. И для того что бы сохранять деревья люди научились делать бумагу из «макулатуры».
Воспитатель: Ребята, что интересного вы сегодня узнали? Вы раньше об этом знали? Как будем относиться к природе?
Ответы воспитанников
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось наше занятие, вы все хорошо
слушали, были внимательны.