Анастасия Нижегородцева
Конспект ООД по экспериментированию с детьми старшей группы детского сада на тему «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности. "Зима"
Цель: Расширить и закрепить представление детей о зиме.
Задачи:
- Обогащать и активизировать природоведческий словарь по теме: «Признаки зимы».
- систематизировать представления детей об особенностях жизнедеятельности животных и птиц в зимний период;
- продолжать учить детей подбирать прилагательные к существительным.
- Развивать умение приобретать знания посредством практических опытов, делать выводы.
- Совершенствовать умение использовать в речи слова – определения, слова – действия.
Публикация «Конспект ООД по экспериментированию с детьми старшей группы детского сада на тему „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- воспитывать любовь к природе и к животным, умение видеть красоту окружающего мира;
Ход занятия
Включается песня «Кабы не было зимы.» Дети заходят в группу и встают в круг в игровой зоне группы.
- Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей: Скажем «Здравствуйте!».
Все вместе: нам здороваться не лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»; а если каждый улыбнется – то и добрый день сейчас начнется.
- Ребята давайте поиграем. Для этого вам нужно собрать картинки. На этом столе разложены элементы картинок. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, у вас обратная сторона картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята у кого обратная сторона картинки синего цвета подойдите к столу с синим кругом; те у кого зеленого цвета- подойдите к столу зеленым кругом (количество фрагментов ровно количеству детей, присутствующих на занятии.)
- Итак, ребята внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Подойдите к другим столам. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня?
- Правильно о зиме.
- А как вы догадались, что на ваших картинках изображена именно зима? Какие приметы зимы отчетливо видно на этих картинках? (Ответы детей)
- Ребята, а вы любите зиму?
- Посмотрите, какая красота? (Показ слайдов о зиме и беседа)
- Какие изменения происходят зимой в природе? (Зимой бывают самые короткие дни и длинные ночи, солнце почти не греет. Реки и озера покрываются льдом, а земля снегом)
- Почему мы не встречаем насекомых? (Насекомые спят, спрятавшись в трещины коры деревьев, под листья)
- Как зимуют дикие животные? (Белки и зайцы меняют щубки на зимние, белка на серый цвет, а зайцы на белый, так им легче прятаться от врагов. Белка питается запасами орехов, грибов. Лиса охотиться на мышей. Медведи и ежики спят)
-Ребята, посмотрите, каких птиц вы видите? (Называют птиц)
- Как одним словом можно назвать птиц? (Зимующие)
Ребята почему прилетают птицы зимой из леса в город? (Чтобы спастись от голода)
- А как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму? (Надо их кормить)
- ребята сейчас мы отдохнем
Дети: Нам морозы- не беда
Не страшны нам холода
Ходим в валенках, ушанках
И катаемся на санках. Танец на степах «Валенки» убирают степы, обращаемся к слайдам.
Задание «Что забыл нарисовать художник?»
– Ребята, посмотрите внимательно: чего не хватает на картине?
У мальчика нет второй лыжи;
в хоккее нет шайбы;
у снеговика — морковки, сучка, ведра на голове;
у мужчины — лопаты;
дети без санок;
нет кормушки;
собака без поводка;
нет второго конька у мальчика;
девочка без варежки.
Дети отыскивают недостающие детали и составляют предложения.
- А теперь давайте составим рассказ! Кто хочет?
Один ребенок начинает рассказ, другой — продолжает.
Примерный рассказ.
Зимой. пример
Был воскресный зимний день. Дети с родителями пошли гулять в парк.
На земле лежит много снега. А на заснеженных деревьях мы заметили снегирей и синичек. А вот стайка птиц прилетела к кормушке и клюет зернышки.
Саша, Витя и Коля весело играли в хоккей. Миша катался на лыжах. Мама с детьми слепили большого снеговика. А папа взял лопату и стал расчищать тропинку. Вика гуляет с собакой, которая радостно бежит по свежему снежку впереди девочки. Соня и Ваня катаются на коньках. Дима со своей сестренкой Ирой едут с горки на санках. У всех замечательное настроение! Детям и взрослым весело зимой! Зима подарила нам много забав.
Игра «Кто быстрее отгадает слово?»
Я предлагаю вам по первым звукам (в названиях картинок) отгадать слова:
Зяблик, игла, машина, автобус – ЗИМА.
Санки, туча, утюг, жаба, арбуз – СТУЖА.
Сахар, небо, ель, жук, обруч, клубок – СНЕЖОК.
Теперь поиграем с моим снежком. И я проверю, как вы знаете зимние явления.
Упражнение «Назови действие» (со «снежком»)
Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.
зимой метель… (метёт).
Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).
Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк… (воет).
На зиму медведь в берлоге… (засыпает).
Мороз щёки и нос… (щиплет).
Зимой вода в реке. … (замерзает).
Иней на ветках деревьев… (блестит).
Зимой снег всё вокруг… (накрывает).
Деревья зимой… (спят).
Под снегом травка зимой… (греется).
Зимой насекомые… (прячутся).
Игра «Подбери родню к слову «СНЕГ» (образование родственных слов от слова снег) В группу вкатывается снежок. Логопед при затруднении помогает или зачитывает родственные слова, а дети вспоминая, называют их. Л. : — Дети, передайте друг другу «снежок» и придумайте родственные слова от слова «СНЕГ» (Снег – снежок – снежинка – снегопад – снеговик – снеговичок – снежки – снегоход–снегокат – снежный – заснеженный – снежище – снегурочка – снегирь –белоснежный – Белоснежный – подснежник)
Игра «Третий лишний»
Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:
1. Январь, февраль, зима.
2. Снежки, санки, коньки.
3. Метель, лыжи, мороз.
4. Снежок, снеговик, снегирь.
Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях.
Слышится стук. Заходит в гости снеговик
Снеговик: Из волшебной снежной пыли
Что бывает в декабре
Малыши меня слепили
И забыли во дворе
Дед Мороз меня нашел-
Ожил я и к вам пришел,
Эй, встречайте добряка,
Толстяка- Снеговика!
Здравствуй, здравствуй, детвора!
Прибыл к вам издалека!
Дети: Здравствуй, Снеговик.
Снеговик: Здравствуйте дети!
- А вы любите отгадывать загадки?
- тогда слушайте
- Вся сверкает, серебрится
Эта чудо-крошка.
Но в дождинку превратится,
На твоей ладошке. (Снежинка)
- Зима. Мороз мосты куёт,
А мы коньками режем… (лед).
- Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Снеговик: Молодцы. Ребята, а вы знаете почему хрустит снег? А хотите узнать? Я вас приглашаю в свою лабораторию.
Опыт “Почему снег хрустит?”
Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда мы в морозный день идём по заснеженной улице, под нашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда мы и замечаем, что снег скрипит.
Воспитатель: Дети, а что зима сделала с водоёмами? (Реки замёрзли, покрылись льдом.)
- Знаете ли вы, что такое лёд (Замёрзшая вода.)
- Скажите, лёд какой ( Дети подбирают прилагательные: холодный, гладкий, прозрачный, скользкий, блестящий и т. д.)
Снеговик: А что же быстрее тает – снег или лёд?
Воспитатель: Об этом мы узнаем, наблюдая за снегом и льдом в нашей лаборатории. (Опыт №2. Опускает в таз с водой кусочки льда и снега.)
- А что легче – лёд или вода? ( Дети делают вывод: лёд легче воды, потому, что не тонет. Через некоторое время обращаю внимание на то, что снег уже растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды.)
(Дети берут со стола салфетки и встают хаотично.)
- Возьмите салфетку за уголок и попробуйте подуть на неё, вдох делаем через нос, а выдох через рот, чтобы салфетки у нас слегка взлетели и опустились на ковёр. Это у нас будут большие хлопья снега.
- А теперь сделаем из них снежки! Мы будем сжимать салфетку в ладошках, и «лепить» снежок.
ФИЗМИНУТКА
Горсть большую снега взяли – имитация движения «снег взяли»
И лепить комочки стали. - имитация движения «лепка снежка»
Снег плотней в руках сожмём, - имитация движения «лепка снежка»
Да в снежки играть начнём. - имитация движения «прицеливание»
Кидай! Не промахнись! - имитация движения «метание снежка»
Осторожно! А ты пригнись. – присесть
Воспитатель: Снеговик, а почему ты такой грустный
Снеговик: Я сегодня к вам пришёл не просто так, мне нужна ваша помощь. Поможете мне?
Дети: Да!
Воспитатель: Снеговик, а что у тебя случилось
Снеговик: В нашей сказочной стране, случилась беда! Злая колдунья напала на нашу страну и растопила всех снеговиков (плачет). У меня не осталось ни одного брата- снеговика. Теперь мне не с кем поиграть и никто не придет к ребятам. Я один успел спрятаться от колдуньи; но я не трус, я знал, что смогу помочь по -другому. Дедушка Мороз отправил меня к вам за помощью. (Достаёт письмо от Д. М).
Воспитатель читает письмо :
Дорогие ребята!
Для того, чтобы победить злую колдунью, нам необходима ваша помощь! Нам со снеговиком одним не справиться без вас! Сделайте, пожалуйста, каждый своего снеговика и мы вместе не дадим злу победить добро. Ведь вы все дружные и смелые! ДЕД МОРОЗ!
Воспитатель: Ребята, поможем Снеговику и сказочной стране.
Снеговик: Какие вы дружные, мне так хочется посмотреть, как вы работаете, а можно я останусь? Посижу и полюбуюсь на вас! И помогу вам.
Снеговик: Какие у вас снеговики классные получились! Спасибо вам, ребята, что помогли нам с Дедом Морозом. У меня благодаря вам, появилось много друзей- снеговиков, а вот у наших гостей нет таких друзей, давайте подарим часть снеговиков гостям. Ну, а мне пора отправляться в путь, обратно в сказочную страну, надо скорее обрадовать Деда Мороза. А на память я вам дарю вот такие елочки магниты, пусть они целый год дарят вам радость и волшебство. Я обязательно к вам вернусь. До свидания!
Воспитатель: Ребята встанем вкруг. Я буду передавать «волшебный снежок» по кругу, а вы будете говорить, что мы делали сегодня на занятии и что вам понравилось.