Елена Брусенцова
Конспект организации познавательной деятельности в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организации познавательной деятельности в старшей группе
Тема: «Зимующие птицы» (интеграция содержания образовательной области «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).
Цель: закрепление представления детей о зимующих птицах,
Задачи:
Публикация «Конспект организации познавательной деятельности в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
- активизировать словарь по теме: «Зимующие птицы»;
-развивать умение узнавать, называть, сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия: в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи;
- закреплять умение слушать и отгадывать загадки;
- повторить внешний вид зимующих птиц, их питание, особенности жизни в зимних условиях, развивать.
- совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
- формировать гуманное отношение к живой природе, птицам;
- воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, выполнять творческую работу;
- развивать внимание, мышление наблюдательность;
- формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним;
- воспитывать организованность, дисциплинированность.
Организация детских видов деятельности :
• общение ребенка с взрослым, с другими детьми;
• игровая деятельность;
• познавательно-исследовательская деятельность;
• конструирование.
Тип, форма и методы используемые в ОД: формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Тип – комбинированный
Метод – словесный, практический, познавательно - исследовательский, игровой, наглядный.
Форма – фронтальная и индивидуальная.
Вид детской деятельности : коммуникативный, двигательный, игровой, познавательно-исследовательский, конструирование.
Активизация словаря: Лексическая тема «Зимующие птицы». Обобщающее понятие «зимующие птицы», летать, зимовать, кормушка, корм, голод, холод, зимовка, ворона, сорока, голубь, воробей, сова, синица, снегирь, дятел, клёст, свиристель,
Предварительная работа: Чтение книг, беседы, заучивание и разгадывание загадок о зимующих птицах, коллективная работа: «Снегири и синицы на дереве», техника – оригами, выставка птиц (техника – тестопластика, наблюдение во время прогулки за зимующими птицами.
Материалы и оборудование: Детали конструктора с разрезными картинками зимующих птиц, карточки с их изображением, цветные карточки – условные обозначения на столах, мешочки с кормом, таблица с изображение зимующих птиц, карточки с изображением различных видов кормов, заготовки для изготовления кормушек, иллюстрации зимующих и перелётных птиц, фломастеры.
Ход образовательной деятельности
Ситуация1. Цель: мотивация детей на совместную деятельность педагога и детей, определение целей.
Действия воспитателя Содержание Действия детей
1. Сообщает детям о том, что к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Они пришли посмотреть на вас, какие вы умные, добрые, воспитанные и как умеете дружно выполнять задания.
Дети стоят кругом.
Задаёт вопросы о времени года, просит показать, как они замёрзли на улице, затем отогрелись и расслабились. 1.1. Изображают действия, о которых просит воспитатель. Отвечают на вопросы. Отгадывают загадку.
1.2. Задаё т вопросы:
- Ребята, что изменилось в природе, у людей?
- Как поменялась жизнь животных, птиц?
- что мы можем сказать о птицах?
- Каких птиц мы можем встретить на улицах города, в парке? (Человек их подкармливает)
- Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит это какие птицы?
1.3. Сообщает о том, что будет продолжен разговор о зимующих птицах. Детям загадываются загадки не просто про птиц, а про зимующих.
1.4. Загадывает детям загадки, но они с секретом, тем кто их отгадает получает карточки с отгадкой (с обратной стороны карточка цветная).
Вывод: Правильно, зимующие.
1.5. Предлагает детям сесть за столы. Речь с движением «Птица»
Мы загадку отгадаем,
И о ком она – узнаем.
Есть и лапы, и глаза,
(дети показывают ноги, глаза)
Туловище, голова,
(проводят руками по туловищу, показывают голову)
Грудь, спина,
(поворачивают грудь и спину)
Хвост и живот,
(поворачиваются назад, «рисуют в воздухе дугу – хвост, показывают живот)
Два крыла и клювик – рот.
(поднимают и опускают руки, показывают (вытягивают клюв)
Ей на месте не сидится.
(качают головой)
Отгадали! Это птица!
(взмахивают руками и подпрыгивают)
Детям загадываются загадки о зимующих птицах.
Черная, как вар, кричит: «Кар!» (Ворона).
Вещунья белобока, а зовут её … сорока.
Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь).
Жёлтое брюшко у маленькой птички.
А зовут её…. (Синичка)
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать ляжет в дупло. (Сова).
Деревья долбит.
Но их не калечит, А только лечит. (Дятел).
Что за птица
Мороза не боится?
Хоть снег лежит везде
У неё птенцы в гнезде. (Клёст).
Хохолочек на головке
Птица яркая. Так ловко, буд – то дует кто в свирель,
Распевает….(свиристель).
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Это птица – почтальон,
Пролетит любой маршрут (Голубь).
1.2 Речь с движением «Птица»
1.2. Отгадывают загадки.
1.3. Тем, кто отгадал птицу, даётся карточка с её изображением (с обратной стороны карточки цветные).
1.4. Дети делают вывод: деятельность о зимующих птицах.
Результат: дети заинтересованы сюжетом, определили цель познавательно деятельности.
Ситуация2. Цель: выполнение познавательно деятельности, и выбор необходимых атрибутов
2.1. Предлагает детям сесть за столы, на которых лежат детали конструктора, с наклеенными на него картинками зимующих птиц (конструктор разобран).
2.2. Задаё т вопрос на уточнение:
- Как правильно определиться со своим заданием?
- Какие картинки у вас в руках, какого они цвета? (карточка, с изображением зимующей птицы, с обратной стороны цветная)
2.3. Предлагает детям подойти к столам с условным обозначением.
Ребята, подойдите к столу, определитесь с заданием, на краю стола карточка с определённым цветом, найдите соответствие, цвет картинки на столе и той, которая у вас в руках должен совпадать. Вы должны выполнить задание (собрать детали конструктора, в результате получается картинка зимующей птицы).
2.1. Высказывают своё желание действовать
2.2. Отвечают на вопросы, предлагают свои варианты.
2.3. Выбирают себе соответственное задание и выполняют его.
Результат: дети выбрали место за столом, запомнили действия с ними.
Ситуация 3. Цель: подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного выполнения задания, учить выполнять действия, осваивая назначения атрибутов.
3.1. Сообщает о том, что нужно определиться, что они будут делать и как.
3.2. Наблюдает за детьми. Направляет действия детей, обращает внимание на каждого ребёнка, решает конфликтные ситуации. Напоминает детям об алгоритме выполнения задания.
3.3. Проводит с детьми дидактические игры.
3.4. Загадывает загадку о кормушках
3.5. Делает с детьми кормушки для птиц. Алгоритм подготовки рабочего места:
1. Находят соответствие карточки на столе с картинкой – отгадкой, и определяются с местом за столом.
2. Готовятся к выполнению индивидуального задания.
3. Выполнение задания.
4. После выполнения задания – дидактические игры.
Д/игра «Сложи птичку» (конструктор);
Д/игра «Скажи какая, какой?»;
Д/игра «Весёлый счёт» (счёт ведётся на заранее выполненной коллективной работе («Снегири и синицы на дереве»).
Д/игра «Четвёртый лишний» (карточки, с изображением зимующих и перелётных птиц, дети должны зачеркнуть лишнюю (перелётную) птицу);
Игровое упражнение «Составь предложение» :
- рябина, снегирь, клевать, ягоды (снегирь клюёт ягоды рябины);
- под,синица,сосна,сидеть (под сосной сидит синица);
- дятел, стучать, дерево, по (дятел стучит по дереву);
- сорока, трещать, на лес, весь (сорока трещит на весь лес).
Приглашаю детей встать в круг.
Логоритмическое упражнение «Снегири»;
Вот на ветках, посмотри, (поднять руки вверх)
В красных майках снегири (показывают майки)
Распушили пёрышки (шевелят плечиками)
Греются на солнышке, (поднять вверх голову)
Головой вертят, улететь хотят. (покрутить головой)
Кыш – кыш! Улетели!
Д/игра «Кого чем угостим?» (дети приглашаются к столам (за каким столом дети будут работать определяют по цветным карточкам,на которых лежат таблицы, с изображением зимующих птиц, они должны приклеить картинки с кормом тем птицам, которые им питаются, синичке – сало….). Таблица вешается на мольберт.
Д/ игра: «Найди на ощупь». Ребёнку завязываются глаза, и он на ощупь пытается определить какой корм лежит в мешочке (семечки подсолнечника, сало, хлеб, семена тыквы, ягоды рябины, шиповника, зерно, пшено).
5. Что за стол среди берёз,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом (кормушка).
Дети отправляются к столам с уловными обозначениями, на которых стоят разносы с ингредиентами, которые необходимы для изготовления детьми кормушек для птиц (половинки яблок, зубочистки, нарезанные кусочки хлеба и сала, определяются с местом и приступают к изготовлению кормушек.
3.1. Выбирают конверт с заданием
3.2. Выполняют действия в соответствии с заданием, осваивая назначения атрибутов.
3.3. Индивидуальная работа за столом. Дети самостоятельно выполняют задание.
3.4. После выполнения задания – дидактические игры.
3.5. Дети изготавливают маленькие кормушки для зимующих птиц.
Результат: дети выполняют действия, осваивая задания, работают индивидуально.
Ситуация 4. Цель: подведение итогов выполнения работы, мотивация на смену деятельности.
4.1. Предлагает посмотреть детям, выполнившим задания на результаты работы.
Задаё т вопросы:
Расскажите, пожалуйста, чем вы занимались?
4.2. Делает вывод о том, что с работой справились быстро, потому что были дружны, старательны и внимательны. Говорит о том, что теперь сделанные своими руками маленькие кормушки для птиц можно сложить в одну большую, во время прогулки повешать на дерево и наблюдать за зимующими птицами.
4.3. Предлагает убрать весь инвентарь на место.
4.4. Задаё т вопрос:
- Что вам больше всего запомнилось? Какое у вас настроение? Каких зимующих птиц вы запомнили?
4.5 Молодцы, ребята, вы правильно говорили (перечисляются дети, быстро думали (перечисляются дети). Что вам понравилось? Занятие окончено.
Вывод:
Мы справились с заданиями быстро, потому что были дружны, внимательны и старательны.
4.1. Дети рассматривают кормушки, изготовленные своими руками, складывают их в большие кормушки.
Отвечают на вопросы.
Как вы думаете, что это, для чего это нужно? Как мы с вами это можем использовать? Вы хорошо сегодня поработали?
4.2. Соглашаются с выводом взрослого, обмениваются мнениями.
4.3. Убирают инвентарь по местам.
Результат: дети анализируют свою познавательно-исследовательскую деятельность, делают вывод, что нужно для успешного выполнения задания.