Ольга Гаврелюк
Конспект организации НОД с детьми подготовительной группы «Кукла — оберег»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости детей.
Воспитывать любовь и уважение к традициям семьи через образ тряпичной куклы, заботливое отношение к близким людям.
Предоставить детям возможность ощутить радость от результата своего труда.
Расширять представления детей об истории создания предметов (русской тряпичной куклы).
Совершенствовать навыки работы с тканью, технику завязывания узла.
Развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа.
Развивать мелкую моторику рук.
Раскрыть значение слова – оберег.
Публикация «Конспект организации НОД с детьми подготовительной группы „Кукла — оберег“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Активизировать в речи слова: лоскут, ткань, тесьма.
Предварительная работа:
Изготовление тряпичных кукол: Пеленашка, Кубышка – травница.
Изготовление тряпичных игрушек: заяц, птичка.
Беседы о семье, семейных отношениях.
Материал и оборудование:
Магнитофон, аудиозапись, сундук с куклами – оберегами, лоскуты ткани трех размеров, нити красного цвета, вата, тесьма, платочки для кукол.
Ход НОД.
Воспитатель играет с детьми в игру «Чепуха». (Дети достают из коробки предметные картинки. Ведущий каждому ребенку по очереди задает вопросы. Например: «Что ты сегодня обул на ноги?» Ребенок должен назвать предмет, изображенный на его картинке).
Воспитатель: У меня сегодня отличное настроение, потому что дома меня порадовали сын и дочка. Хотите, я поделюсь с вами хорошим настроением? Тогда приготовьте свои ладошки.
Воспитатель: Ане дарю сверкающую радугу,
Диме – утренний рассвет,
Настю танцем бабочек порадую,
Соне - солнечных цветов букет,
Денису – яркий звездопад,
А Мише – в облаках полет,
Дашеньке – цветов волшебных аромат,
Насте – самый вкусный торт!
Воспитатель: Ну как, прибавилось у вас хорошего настроения? А с кем вы можете поделиться своим хорошим настроением?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы можете порадовать маму и папу, бабушку и дедушку?
Ответы детей.
Воспитатель: А ваши близкие как вас радуют?
Воспитатель: Очень приятно, что в ваших семьях все друг о друге заботятся, берегут друг друга. Предлагаю вам сделать для своей семьи куклу – оберег. Как вы думаете, что такое оберег?
Ответы детей.
Воспитатель: На Руси раньше куклы - обереги были в каждой семье. Хотите на них посмотреть?
Демонстрирует кукол, доставая из сундучка.
Воспитатель: Из чего делали таких кукол?
Дети: Из куска материи - лоскута, не сшивая, а просто туго скручивая ткань.
Воспитатель: Что нашептывала мастерица, создавая куклу?
Дети: Мастерица нашептывала разные заговоры-наговоры (например, на хороший урожай, на лад в семье).
Воспитатель: Почему кукла-оберег не имела лица?
Дети: Считалось, что кукла с лицом может сглазить, принести несчастье ребенку.
Воспитатель: При изготовлении куклы – оберега ничего не резали и не прокалывали, что бы куколке не сделать больно. Поэтому ткань и нити отрывались. Нити брали красного цвета.
Куклы-обереги передавались от матери к ребенку, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье. Каждая куколка имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления.
Как называется вот эта куколка?
Ребенок: «Пеленашка». Это самый первый оберег младенца. Его делали с молитвами о ребенке. Такая кукла оберегала сон малыша.
Воспитатель: А вот эту куклу сделала моя бабушка. Как она называется?
Ребенок: Это - «Кубышка-травница». Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял болезни.
Воспитатель: Я в детстве часто болела, вот бабушка и позаботилась обо мне. А когда бабушка стала старой, я собирала для нее лекарственные травы.
А почему вот эту куклу называют «Кукла на счастье»?
Дети: Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
Воспитатель: Эту куколку сделала я для своей дочки. Скоро у нее будет День рождения, и я ей подарю такой оберег на счастье.
А это – «Колокольчик» - кукла добрых вестей.
У куклы три юбки. Счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Дарили колокольчик со словами: «Кого люблю – тому дарю!», желая другу или близкому человеку получать только хорошие известия и радостного, веселого настроения.
Воспитатель: Вот такую куколку можно сегодня сделать для своих близких. Для этого каждому из вас понадобится три лоскута ткани разного размера, комочек ваты и красные нити. Но, самое главное, нужно хорошее настроение. А теперь выбирайте ткань, которая вам нравится, и приступим к работе. Пока мы работаем, будет звучать мелодия «Русская сказка».
Воспитатель показывает этапы работы, оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель: Предлагаю вам немного отдохнуть, а потом будем куколку наряжать.
Физкультминутка (танец).
Воспитатель: Отдохнули? А теперь от скуки берем дело в руки!
Дети завязывают кукле на лоб тесьму, повязывают платок.
Воспитатель: Молодцы. Очень красиво получилось. Какую куклу вы сегодня делали? Что оберегает такая кукла? Я думаю, ваши близкие будут очень рады и благодарны вам за подарок. А куколка будет приносить в дом лишь радостные вести и хорошее настроение.