Наталья Иванова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «Тайны воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познание, социально – коммуникативное развитие, физическое.
Цель: Расширить знания детей о воздухе, о его свойствах и роли в жизни человека.
Задачи:
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; (познание)
• Способствовать расширению знаний о воздухе; (познание)
• Активировать речь и обогащать словарный запас детей; (коммуникация)
• Упражнять детей в правильном дыхании; (физическая)
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы „Тайны воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Ход занятия:
- Ребята, сегодня у нас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить. Давайте подарим им наши красивые улыбки, чтобы создать хорошее настроение.
- Отгадайте загадку и вы узнаете о чем мы будем сегодня с вами говорить:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
- Как вы думаете, сможем ли мы прожить без воздуха? (ответы) Давайте попробуем провести маленький эксперимент: закройте носик двумя пальчиками, и сомкните губы, посмотрим, что произойдет (делаем все вместе)
- Кто-то из вас раньше, кто-то позже разжал руки, а почему вы долго не смогли находиться с закрытым ртом и носом? (потому - что нечем дышать, значит, для того чтобы дышать нам нужен …воздух. Мы дышим постоянно, мы не можем не дышать, даже если захотим.
- А кому ещё необходим воздух для дыхания? (животным, растениям, птицам, насекомым, рыбам)
- Какие органы нам помогают дышать? (нос, рот, легкие) Воздух попадает в нос, проходит через гортань в легкие. Легкие являются одним из самых главных органов дыхания, они должны постоянно работать, чтобы перегонять воздух. В воздухе содержится кислород, который необходим для нашего организма, как пища и вода.
- Скажите мне, пожалуйста, почему мы не видим воздух? (он невидимый). Ещё его называют невидимкой, воздух прозрачный и через него мы можем все видеть. Давайте проверим:
1 опыт. Возьмите лист бумаги и посмотрите через него. Вы что-нибудь видите? (Нет, через него мы не видим окружающие предметы, а через воздух видим. Значит, воздух прозрачный).
- Какой ещё бывает воздух? (теплый и холодный)
Давайте проверим:
2 опыт. Подставьте ладошку к носику и подышите на руку. Какой воздух? (теплый) А теперь к ротику подставьте ладошку и сильно подуйте на неё? (холодный) Значит, воздух может быть теплым и холодным. Так же мы можем наблюдать изменение температуры воздуха на улице : летом, когда солнышко греет, воздух становится….теплым, даже горячим, значит, он нагревается. А если на улице мороз, то и воздух …холодный.
А теперь немного отдохнё м:
Мы сидели, мы устали.
Воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам детвора.
Встали, дружно потянулись
Хлопнули в ладоши
И к друг другу повернулись
Всем друзьям мы улыбнулись
Наклонились : раз и два,
Чтоб не болела голова.
- А как вы думаете, где находится воздух? (везде)
- Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет) Вы думаете что в нем ничего нет, а это мы сейчас проверим:
3 опыт. Берем глубокую емкость с водой и стаканчик. Переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем его в ёмкость. Стакан я держу очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стаканчик? Почему нет?
Делаем вывод: В стакане есть воздух, и он не пускает туда воду. Воздух невидим и он занимает место.
А сейчас давайте снова опустим стакан в ёмкость с водой, но теперь уже держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Пузырьки) Вы видите пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. А вы думали, что стакан пустой и его нет. Воздух — прозрачный, невидимый. Теперь вы убедились в том, что воздух существует.
- Скажите, мы можем услышать воздух?
4 опыт. Я вам предлагаю услышать воздух. Возьмите все по воздушному шарику и надуйте его. А теперь потихоньку выпускайте воздух из своего шарика. И что мы слышим? Шипение.
Вспомните когда вы находитесь в лесу слышно ветер, а ветер это поток воздуха, он бывает тихий и порывистый, сильный и шумный. Значит делаем вывод: воздух можно услышать.
- Как воздух влияет на наше здоровье?
- Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот - вредит.
- А где мы можем увидеть грязный воздух? (Чёрный дым из труб, выхлопные газы от машин. Воспитатель показывает картинки по этой теме.) Что с нами произойдет, если мы будем дышать грязным воздухом? (заболеем). Лучший лекарь для воздуха – деревья. Они очищают воздух, поэтому в лесу всегда дышится легко. Человек сажает вокруг домов, на улицах деревья, создает парки, рощи, скверы, все для того, чтобы легче дышалось, и человек меньше болел.
- Для нормального дыхания в воздухе должно содержаться необходимое количество кислорода. Для этого следует проветривать помещение, в котором находятся люди. Для дыхания необходим свежий воздух. Когда воздух свеж и чист – дышится легко, появляется бодрость и хорошее настроение. В городской квартире нам помогают дышать свежим, чистым воздухом комнатные растения. Они выделяют кислород, необходимый для дыхания, увлажняют воздух, очищают его.
Дидактическая игра: «Что очищает воздух, а что его загрязняет?» (раздаются карточки с картинками, а дети должны разложить их в две коробки, что очищает воздух, и что загрязняет)
Воздух без вкуса, без цвета и без запаха. Он приобретает цвет, вкус и запах исходя из того где находится, то есть подстраивается, он является проводником запахов.
Я вам предлагаю поиграть и узнать по запаху что находится, в той или иной тарелочке. Игра называется: «Чем пахнет воздух?» ( в тарелочках под салфетками лежит: лук (порезан, чеснок, лимон, кофе, помидор, огурец, перец. Дети по очереди подходят и вдыхают воздух на тарелочкой, отгадывают, что там)
Ребята, при помощи воздуха можно научится делать настоящие чудеса. Хотите посмотреть? Тогда усаживайтесь поудобней.
Фокусы
1. Беру сухую салфетку (даю потрогать). Опускают ее в сухой стакан (показывают). А теперь этот стакан я опускаю в аквариум с водой (вниз открытой частью) .
Как вы думаете. Какая будет салфетка? Сухая или мокрая? (ответы). Проверяем, (вытаскиваю, даю потрогать, салфетка сухая) .
Почему она сухая? Что ей помогло остаться сухой? (ответы). Воздух не дал воде попасть в стакан, поэтому салфетка осталась сухой.
2. Беру свечу, зажигаю ее, ставлю в стакан. Горит? (да) .
Накрываю свечу крышкой. Что произошло? (погасла) .
Почему? (ответы детей). Чего не стало в стакане? (воздуха). При отсутствии воздуха огонь никогда не горит. И наша свеча, тоже погасла.
Что помогало свечке гореть? (воздух) .
В – послушайте, как звучит слово воздух.
В – О – З – Д - У – У – Х. (предлагает повторить всем вместе) .
Словно везде дух есть, воздух есть жизнь. Он легкий и прозрачный. Махнет воздух одним рукавом, и мы чувствуем его тепло, махнет другим, и мы прячемся. В теплые вещи. Вот такие чудеса происходят с воздухом.
Вот сколько нового и интересного мы узнали о воздухе.
Давайте подвигаемся:
Во дворе растет подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже.
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место.
-Скажите, кем вы сегодня были? (исследователями) Я бы вас назвала исследователями, а что вы исследовали?
Что вам понравилось больше всего?
И мне хотелось закончить наше занятие таким красивым стихотворением: Будьте здоровыми,
Будьте счастливыми,
Будьте как ясное солнце красивыми
Будьте весёлыми как ручеёк!
Тёплыми, яркими как огонёк!
-Спасибо всем!