Ирина Захарова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Мир камушков»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Захарова И. С.
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи:
Обучающие: уточнить представления детей о свойствах камней, расширять знания детей о разнообразии мира камней, обогащать словарь детей (пемза, кремень, закрепить правила безопасного поведения при проведении опытов, навыки работы с увеличительными приборами.
Развивающие:
Развивать любознательность, мыслительные операции. Стимулировать самостоятельность, познавательную активность. Побудить детей выражать словами свои тактильные и визуальные ощущения. Способствовать развитию эстетического вкуса.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Мир камушков“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в микрогруппе; развивать коммуникативные навыки; воспитывать бережное отношение к неживой природе.
Демонстрационный и раздаточный материал:
Малахитовая шкатулка
Набор камней.
Схема «Правила поведения в лаборатории»
Прозрачные контейнеры
Банка с водой
Молоток
Мел
Листы бумаги
Набор карандашей
Лупы
Большой разнос
Предварительная работа:
Беседа с детьми о горах и горных породах. Рассматривание глобуса, иллюстраций, фотографий. Создание коллекции камней в группе. Ознакомление с произведениями Бажова «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка».
Форма проведения: подгрупповая
Планируемые результаты:
Расширение знаний детей о мире камней и его свойствах.
Проявляет интерес к экспериментированию.
Владеет навыками анализа, обобщения, умением делать вывод.
Ход занятия.
Воспитатель звонит в колокольчик. Дети подходят к воспитателю.
Воспитатель: Ребята, сегодня я повстречалась с Хозяйкой горы, и она передала вам вот эту малахитовую шкатулку. Посмотрите, какая она красивая. А как вы думаете, что в ней может быть? Почему?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Действительно, владения Хозяйки горы богаты разнообразием камней.
Сейчас вы по очереди будете опускать руку в шкатулку, брать камушек и, не видя его, рассказывать, какой он. Но запомните, повторяться нельзя.
Проводиться игра «Шкатулка ощущений»
Последний ребенок, опустив руку в шкатулку, обнаруживает там конверт.
Воспитатель: Да это же письмо. Давайте его прочтем.
«Ребята, в моих владениях случилась беда. Злой волшебник перемешал все камни, и я не могу определить, какие из них для чего нужны. Пожалуйста, помогите мне разобраться. Мои жители будут очень вам благодарны.»
Вы готовы помочь Хозяйке горы и ее жителям?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам превратиться в ученых и отправиться в лабораторию для изучения камней. А сейчас давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети называют правила безопасности, изображенные на схеме.
Воспитатель: Итак, теперь вы настоящие ученые и сначала я вам предлагаю посмотреть на это множество камней и объединить их в три группы.
Дети раскладывают все камни в три контейнера.
Воспитатель: Объясните, по каким признакам вы поместили камни в каждый контейнер?
Дети: все камни отличаются размером, поэтому в первый контейнер мы поместили крупные камни, во второй - средние и в третий контейнер мелкие камни.
(дети могут разложить камни и по другим признакам)
Воспитатель: Молодцы ребята! И сейчас я предлагаю испытать камни на прочность. Как вы считаете, что для этого необходимо?
Дети предполагают, что нам понадобится молоток. (дети поочередно стучат по граниту, мелу и пемзе)
Дети делают вывод о том, что все камни разные по прочности, одни крошатся от малейших ударов, другие, настолько прочные, что никакие удары им не страшны.
Воспитатель: Возьмите по одному камню, рассмотрите его через увеличительное стекло. Что вы увидели?
Дети: На камнях есть крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.
Физминутка
Мы ногами – топ-топ,
Мы руками – хлоп-хлоп,
(движения выполняются по содержанию текста)
Мы глазами – миг-миг,
(руки на поясе. Моргаем глазами)
Мы плечами – чик-чик.
(руки на поясе, плечи вверх-вниз)
Раз - сюда, два – туда,
(руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево)
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели- встали, сели-встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскач,
Будто мой упругий мяч.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
(Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз)
Воспитатель: Перейдем к следующему испытанию – водой. Опустите камни в воду и посмотрите, что с ними произойдет.
Дети делают вывод о результате эксперимента.
Воспитатель: Молодцы, верно заметили – не все камни тонут. Эти камни образовались во время извержений вулканов. Они легкие и имеют пористую поверхность, а называются они – пемза. Служат они чаще всего для изготовления губок для бани, а также для декоративного украшения аквариумов.
Сегодня мы с вами познакомимся со свойствами еще с одного удивительного камня – это кремень. Возьмите два таких камушка и постучим друг о друга. Что вы увидели?
Дети рассказывают, что увидели искру.
Воспитатель: В древние времена, когда еще не было спичек и зажигалок, люди разводили костер от искры, которую образует кремень.
А теперь давайте подведем итог о свойствах камней.
Дети: камни бывают разного размера, цвета и формы, они могут быть плоскими и объемными, гладкими, шероховатыми или острыми. Существуют прочные камни и те, что легко крошатся и разрушаются под действием окружающей среды.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям нужны камни?
Дети: Камни применяют для строительства дорог, мостов, домов, изготовлении скульптур и памятников. И т. д.
Воспитатель: Я предлагаю вам еще раз разложить все камни в три контейнера и нарисовать к каждому из них инструкцию по использованию данных камней.
Дети выполняют задания.
Рефлексия: Вы сегодня были настоящими учеными и проводили опыты в настоящей лаборатории. Как вы считаете, справились ли вы с поставленной задачей, смогли помочь Хозяйке горы? Если да – то возьмите красный шар и положите в банку, если с чем-то не справились опустите в банку синий шар.