Алёна Игоревна Мотева
Конспект онлайн-конференции «Авторитет — основа воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мероприятия: повысить компетентность родителей в вопросах воспитания детей.
Задачи мероприятия: познакомить родителей с понятием «авторитет»; рассмотреть виды родительского авторитета; выяснить, как авторитет родителей влияет на развитие детей.
Ответственные: заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели.
Публикация «Конспект онлайн-конференции „Авторитет — основа воспитания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2020
Ход мероприятия 1. Вступительное слово заведующего Ильиной И. В.
Дорогие родители! Мы рады приветствовать вас на открытой онлайн конференции, организованной на базе МБДОУ Д/с «Светлячок» - «Авторитет-основа воспитания». Сегодня мы разберём что же такое авторитет, и почему он является одной из важнейших основ семейного воспитания. Семья оказывает влияние на личность ребенка воздействием взрослых ее членов и образом жизни. Авторитет родителей влияет на развитие личности ребенка. Поэтому просто необходимым является создание атмосферы любви и заботы, ребенок должен чаще видеть положительные эмоции главных людей в своей жизни, на этом надо строить авторитет. Относитесь к себе требовательно. У взрослых не должно быть разногласий между словом и делом. Создайте атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя любимым. Соблюдайте такт в семейных отношениях. В такой атмосфере ребенок вырастет эмоционально здоровым. Каждый день разговаривайте со своим ребёнком проявляйте терпение отвечая на вопросы ребенка, Так вы дадите понять что его вопросы важны. Очень важно уметь признаваться в собственных ошибках, настраивая тем самым доверительные отношения.
2. Ребенок читает стихотворение (Устинова А. Е.)
Главное в жизни – это семья,
Где есть папа, мама и я!
Вместе с семьей мы ходим гулять,
Вместе встаем и ложимся спать.
Вместе делаем все и всегда,
Потому что мы настоящая и дружная семья!
3. Выступление воспитателя (Овчинниковой И. А.)
Каждая мать и каждый отец должны хорошо знать, что именно они хотели бы воспитать в своем ребенке. Мамы и папы, которых их собственные дети не слушаются, склонны считать, что авторитет предоставляется природой. Они очень ошибаются!
Существует множество примеров авторитета ложного.
Подавляющий авторитет
Если отец вечно дома рычит, постоянно сердитый, и при любом удобном и даже не удобном случае берется за ремень, на любой вопрос отвечает резкостью, каждую провинность подмечает каким-либо наказанием, это и является авторитетом подавления.
Авторитет на расстоянии
Существуют и те родители, которые искренне считают: чтобы дети их слушались, необходимо поменьше разговаривать с ними, держаться подальше, только изредка проявляя себя в роли начальника.
Дружеский авторитет
Если дружба достигает крайних пределов. Заканчивается воспитаниеи начинается обратный процесс: дети принимаются воспитывать родителей.
Авторитет взятки
Это самый безнравственный авторитет, когда послушание просто покупается постоянными обещаниями и подарками. Можно выдавать премию за хорошие оценки, за выполнение какой-либо сложной работы. Но и в таком случае родители как бы «заедают» жизнь ребенка непонятными установками и назидательными разговорами. Такие родители убеждены, что в наставлениях и заключается основная педагогическая мудрость.
4. Выступление педагога-психолога (Кузнецовой Т. Л.)
В чем должен заключаться истинный авторитет родителей?
Главной базой авторитета родителей, может быть только их работа и жизнь, их поведение и их лицо в обществе.
Прежде всего, необходимо придерживаться дисциплины в ваших распоряжениях.
1. Они не должны передаваться с раздражением, со злостью, с раздражением, при помощи крика, и не должны быть похожими на упрашивания.
2. Они должны являться для вашего ребенка посильными, не требующими от ребенка особенного напряжения.
3. Они не должны перечить здравому смыслу, т. е являться разумными.
4. Они не должны быть противоречивы, по отношению к другому важному заданию. Или просьбе другого родителя, что тоже не маловажно.
Ребенок не должен замечать того, что вы контролируете выполнение задания. Также у него не должно возникать даже малейших сомнений, что задание необходимо выполнить. В крайних случаях можно допустить небольшие способы наказания как как-то: задержка каких-либо развлечений, задержка ежедневных карманных денег, запрет на выход к друзьям. Важно добиваться того, чтобы работа выполнялась, пусть даже в форме игры.
Педагог-психолог презентует памятку «Авторитет родителей – основа воспитания».
4. Выступление родителя (Герасименко Олеся Викторовна)
Родители высказывают свое мнение, на чем строится авторитет и как он влияет на воспитание детей. Обсуждают разные точки зрения.
5. Сказка «Колобок» на психологический лад с заповедями
Нами предварительно была проведена работа в онлайн чате в ходе чего с родителями мы выяснили и разобрали сказку “Колобок” с психологической точки зрения. Попробуем найти заповеди для общения с ребенком. Я зачитываю из сказки отрывок вы обдумываете и выводим заповедь».
Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко, и решили они испечь колобок. Что они сде- лали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.
Первая заповедь
Родившийся ребенок в семье должен быть всегда желанным.
По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Положили они его на подоконник осту- жаться.
Вторая заповедь
Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь
Научите ребенка общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Четвертая заповедь
Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
Съела лиса колобка.
Пятая заповедь
Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.
6. Выступление старшего воспитателя (Лозиной А. Ю.)
Отношения в семейном коллективе требуют взаимопонимания, ответственности, умения организовывать отношения на принципах равенства, товарищества, уважения. Если родители – люди добрые, отзывчивые, заботливые, внимательные, живут широкими общественными интересами, а семейный коллектив сплочен общими трудовыми обязанностями, такая семья положительно влияет на воспитание ребенка. Но если они ведут праздный образ жизни, не хотят трудиться на производстве, им чужды высокие идеалы, семья замкнута в своем узком мирке или каждый ее член живет своей жизнью, в такой семье царит черствый эгоизм. Воспитание в ней серьезно осложнено. Если же перед глазами у детей пример уверенного человека, который с интересом и любопытством способен воспринимать мир вокруг, то так же себя будет ощущать и ребенок.
7. Ребенок читает стихотворение (Горбатов И. А.)
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
8. Заключительное слово воспитателя (Мотевой А. И.)
Подводя итог, хотелось бы рецепт основы общения родителей с детьми:
Нужно взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом. Благодарю за внимание.
8. Родители. заполняют яндекс форму «Какие мы родители»
Тест «Какие мы родители»
На вопросы теста отвечайте «да», «нет», «не знаю». Далее посчитайте баллы.
1. На некоторые поступки ребенка вы часто реаги- руете взрывом, а потом жалеете об этом?
2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда не знаете, как реагировать на по- ведение вашего ребенка?
3. Вы считаете, что ваши интуиция и опыт – лучшие советчики в воспитании ребенка?
4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы?
5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей?
6. Вам случается просить у ребенка прощение за свое поведение?
7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей?
8. Вы замечаете между своим характером и характе- ром ребенка различия, которые иногда удивляют и даже радуют вас?
9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка?
10. Вы можете удержаться от покупки интересной иг- рушки для ребенка (даже если у вас есть деньги, потому что знаете, что ими полон дом?
11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень?
12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали?
13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости?
14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению?
15. У вас часто возникают конфликты с вашим ребен- ком?
Подсчет баллов
За каждый ответ «да» на вопросы: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также за ответ «нет» на вопросы: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15
вы получаете по 10 очков. За каждое «не знаю» получаете по 5 очков.
Интерпретация результатов педагогом-психологом
100–150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнете?
50–99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию ребенка. И не забывайте, что понимать – это не всегда означает принимать.
0–49 очков. Можно только посочувствовать вашему ребенку, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику по жизни. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте действовать иначе, чем вы делали раньше. Найдите того, кто сможет вам в этом помочь.
.
10. Родители работают в группах
Предлагаю всем ознакомиться с текстом представленным ниже, и ответить на вопросы и провести коллективное обсуждение (тексты пересылают в общий чат)
1-я группа – текст Л. Алешиной «Заботливая мама». Вопросы: Какие ошибки совершила мама? Какой вид авторитета сложился в данной семье?
2-я группа – текст Л. Островской «Отца уважать надо». Вопросы: какую ошибку допустил отец? Как должен был вести себя отец, чтобы заслужить уважение сына?
3-я группа – текст Л. Островской «Ты – мне, я – тебе». Вопросы: Какую ошибку совершили взрослые? Какой вид авторитета сложился в данной семье?
Тексты для работы в группах
Заботливая мама Л. Алешина
«Славик – мальчик одаренный. Несомненно, он будет композитором: в десять лет уже сочинил марш. Занимается в музыкальной школе при консерватории. Правда, у него плохие отметки в общеобразовательной школе, куда он ходит с большой неохотой. Но какое значение имеет математика или география для будущего композитора?» Так рассуждает мама. А вот преподаватели возмущаются мамой. Считают, что она поддерживает в сыне нездо- ровые тенденции: пренебрежение ко всему на свете, кроме музыки.
Мама убеждена, что их рассуждения идут от полного безразличия к судьбе ее талантливого сына, и занимается его развитием и воспитанием сама. Она водит сына по вечерам (особенно весной) гулять на набережную Невы, обращает его внимание на нежные тона северного неба. Даже в обычные дни накрывает на стол, как в большой праздник. Пусть мальчик привыкает к красивому: любуется хрусталем, расписным фарфором.
Она воспитывает в сыне уважение к великим людям.
Когда Славик кладет ногу на стол (бывает с ним такое во время обеда, мама спрашивает:
– Сыночек, разве Вагнер так делал? Сними ножку со стола. Славик неохотно опускает ногу на пол.
Пообедав и не сказав спасибо, он выходит из-за стола. Мама напоминает:
– Бетховен всегда говорил спасибо.
Сын молча подходит к окну, открывает его и кричит:
– Колька! Дурак! Я сейчас выйду! Мама в ужасе восклицает:
– Шопен никогда не разговаривал с друзьями так грубо! Тебе не по двору бегать надо, а лечь поспать. После обеда это полезно. Для нервной системы.
– Спи сама! Я хочу гулять! – сын отталкивает мать, идет к дверям. Мать вслед ему напоминает:– Чайковский никогда не толкал маму!
– Ты что, видела? Он умер в прошлом веке! – Славик через две ступеньки сбегает вниз по лестнице. Он высок для своих десяти лет, упитан, у него яркие щеки, чуть выпяченные губы, надменный взгляд.
Оттого, что у него есть способности к музыке, мама и бабушка считают, что общепринятые приемы воспитания к Славику неприменимы.
Бабушка, например, на справедливые отцовские замечания смотрит как на проявление недалекого ума. Мама при сыне говорит об отце бабушке:– Что ты хочешь от этого идиота?
Отец теряется, отступает, зная, что его возражения вызовут истерические слезы у жены и повышенное давление у тещи. Он задерживается на работе, воскресенья проводит у товарищей. А к сыну подступиться все труднее. Сын, убежденный в своем превосходстве над отцом, относится к нему снисходительно. иногда иронически бросает матери:
– Покормила бы этого типа. Он ведь весь день план выдавал.
В таких случаях бабушку берет оторопь, «современный стиль», как она говорит, ей неприятен. Но мама вырази- тельно смотрит на нее, как бы говоря: «Молчи. Не нервируй».
Так и живут. Каждый убежден в своей правоте. Мама растит талант в необыкновенном сыне.
«Не спугнуть бы», – думает она, когда кто-то напоминает о необходимости дисциплины, уважения к окружающим, о скромности.
Бабушка вторит маме, хотя частенько и сама испытывает обиду и душевную боль от грубости внука. Отец не вмешивается, считая, что исправить «мамину работу» уже невозможно, иногда, горько вздыхая, думает:
«То ли еще будет.»
Отца уважать надо Л. Островская
– Отца уважать надо! – постоянно слышит Шурик от папы.
Когда была произнесена эта фраза впервые, мальчик и не помнит. Пожалуй, раньше, чем мог осмыслить ее. Уважать? Конечно, как же может быть иначе: самый сильный, самый умный, самый красивый.
Так думают все дети на свете.
. Шурик растет. растут и его возможности критически мыслить, сопоставлять, оценивать. Теперь родительская аксиома – «отца уважать надо» – все чаще и чаще подвергается сомнению.
– Правда, что портрет Витиного папы вывешен в заводском клубе? Он ударник? А ты? Отец недовольно морщится:
– Ну и что? В следующий раз мой портрет повесят, а его уберут, ведь не всех же сразу. Неугомонный ты, Шурик!
– А Витька сказал, что тот, кто водку пьет, тот не бывает ударником! Это правда?
– Ну, раз ты Витьке веришь, то зачем у меня спрашиваешь?
Сыну хочется верить папе, но факты неумолимы. Витин папа давно уже пришел с работы и вместе с сыном отпра- вился куда-то по делам. А Шурик все еще ждет своего папу.
Наконец отец появляется. Шурик еще издали по нетвердой его походке догадывается, что это он.
– Заждался? Вот пообедаю, пойдем в зоомагазин за кормом для рыбок. Я же обещал!
Но мальчик почти уверен, что не будет так, как папа сказал. Будет по-другому: отец, как всегда, будет во дворе с приятелями обсуждать дела минувшего дня.
Так и было.
– Ну, папа, ты обещал. – пытается напомнить сын.
– Сейчас, сейчас, – отвечает тот мягко и миролюбиво.
Малыш еще долго стоит рядом и ловит взгляд отца. Наконец тот замечает сына и удивленно спрашивает:
– Ты все еще здесь? иди домой. и чтобы без разговора. Отца уважать надо!
ребенок был прав в своих опасениях: сегодня все повторится, как вчера, а завтра будет, как сегодня.
А потом бунт сына:
– Да-а-а! Ты только все обещаешь! Вот Витин папа (с некоторых пор эталоном отношений ребенка и взрослого для Шурика стали Витя и его отец) с Витей гуляет! А ты со мной никуда не ходишь.
Упрек, конечно, справедлив. Это понять нетрудно даже отцу Шурика.
«Ты – мне, я – Тебе» Л. Островская
Беря сына вечером из детского сада, родители постоянно спрашивали его:
– Кого ты больше любишь – меня или папу?
– Тебя – больше! – отвечал сын скороговоркой.
Признание делалось второпях, с одинаковой легкостью папе и маме: мальчик устремлялся к маминой сумке или папиному карману, где находился припасенный для него сувенир. Обе стороны – родители и сын – испытывали удовольствие. Первые от того, что видели ребенка в настроении, улыбающимся, радостным, второй – от очеред- ного сувенира.
Вскоре четырехлетний мальчик, прежде чем ответить на традиционный вопрос, уточнял:
– А что мне принесли?
если сюрприз не устраивал его, то отношения между взрослым и ребенком портились, и начиналось: «Не хочу одеваться!», «Не пойду домой!», «Почему ты пришла, а не папа?»