Чеботарева Лидия
Конспект ОД «Юные друзья и защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД
Тема: «Юные друзья и Защитники природы»
Средний дошкольный возраст
Воспитатель: Чеботарева Л. С.
Цель:
Формирование экологической культуры детей, правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ОД „Юные друзья и защитники природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Приобщать детей к основам экологического воспитания; Познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.
Расширять и систематизировать знания детей о природе, закреплять знания детей о лесе;
Формировать представление о том, какое воздействие оказывают загрязнения на окружающую среду.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей, кругозор, внимание, память, мышление при решении проблемных ситуациях, связную речь;
Способствовать развитию умения анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, вызвать радость от того, что смогли помочь эколятам;
Воспитывать желание охранять природу, заботиться о ней.
Воспитывать любовь к природе.
Поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;
Вызвать эмоциональную отзывчивость.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Материалы и оборудование:
фигурки животных, экологические знаки; «эколята» с коробочкой, спортивное оборудование: арка, конусы, мостик; карта, корзинки для мусора, цветы, счетные карточки, стаканчики, воронки, ватные диски, клей, ножницы, цветная бумага, коробочка: «Наши Добрые Дела», медали, дерево (макет высотой 1,5 м, пенёк, цветочная поляна (на зеленом ковре вырезанные из цветного картона головки цветов, мусор и пакет, картинка «солнышко» на мольберте.
Прогнозируемый результат:
- пополнение знаний детей об экологической культуре;
- укрепление чувства отзывчивости у детей;
- обогащение детского словарного запаса;
- активизация психоэмоциональной отзывчивости.
Ход ОД.
Дети (стоят полукругом).
Воспитатель:
Ребята, я приглашаю вас в путешествие по лесным тропинкам. С собой надо взять хорошее настроение, спортивную выправку, улыбку?
- А вы знаете, что такое природа? (Ответ детей.)
- Правильно это – цветы, реки, озера, деревья, растения, человек, животные, птицы, рыбы, насекомые, воздух, вода, горы, камни, песок, солнце, звезды,планеты и многое другое то, что создано природой, что человек не сделал своими руками.
- Но чтобы попасть в лес надо сыграть в одну игру «Три слова». (Воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие.)
Деревья…. (ель, береза, дуб)
Зимующие птицы. (сорока, воробей, ворона)
Перелетные птицы. (грачи, скворцы, ласточки)
Домашние животные. (корова, кошка, собака)
Дикие животные. (медведь, лиса, заяц)
Морские обитатели (морская звезда, кит, дельфин)
Насекомые. (жук, комар, бабочка)
Ягоды (малина, клубника, смородина, ежевика)
Воспитатель:
Молодцы! Вы все правильно сказали. Звучит музыка, дети идут в лес под песню: «Вместе весело шагать…»
(Звучат звуки леса.)
Вот мы и оказались в лесу. А лес не простой, а волшебный.
Физминутка «Здравствуй лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. (Выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны, погрозить пальцем)
Ты же видишь - мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)
Появляется старичок - лесовичок
Лесовичок:
- Здравствуйте, ребята! Я Старичок-Лесовичок житель волшебного леса!
Я в своём лесу живу, охраняю здесь траву,
все деревья и кусты, берегу жучков, цветы,
каждой птичке и зверьку помогаю, чем могу!
Ребята, я живу в своем сказочном волшебном лесу, где много разных чудес!
Однажды я превратил желудей и ёлочку в маленьких Эколят. Эти веселые сказочные герои – Тихоня, Шалун, Умница и Ёлочка мои друзья и защитники леса.
- Нет в лесной гостинице диванов, вон пенек стоит невдалеке, сядь, и не болтай тут беспрестанно. В царстве молчаливых великанов, говорят на мудром языке….
Воспитатель:
Ой, ребята, что это?
Стук в двери и появляются пальчиковые герои Эколята друзья старичка – лесовичка с волшебной коробочкой.
Эколята:
Здравствуйте ребята, мы Эколята, живём в лесу и знаем про него всё, всё. Мы вместе охраняем и заботимся о лесе и его обитателях.
У нас много друзей.
И недавно нам птичка сорока весточку принесла, что в садике «Солнышко», в группе «Смородинки» живут хорошие и заботливые ребята.
Помогают воспитателю, кормят птиц и домики, кормушки смастерили для них. Вот мы и решили сами познакомиться с вами.
А зовут нас:
Весельчак - Смельчак - Шалун- самый веселый, смелый и озорной, любит играть и веселиться.
Шуршик - Тихоня – тихий и скромный.
Умница - Разумница - серьёзная и умная, любит рассказывать интересные забавные истории, потому что много читает.
Ёлочка - душистая Иголочка - подружка желудей. Она часто забегает к ним в гости, чтобы поиграть и пошептаться.
Эколята:
Ребята, а кто из вас был в лесу?
А вы знаете правила поведения в лесу, на природе?
(предполагаемые ответы детей)
Ребята, мы вам принесли экологические карточки «Что нельзя делать в лесу», «на природе?» (работа с карточками)
Ё лочка: Шалун предлагает вам с ним поиграть,
Эколята: у нас к вам письмо от лесных жителей. Зачитывают письмо и показывают карту.
«Дорогие друзья! Мы просим вас помочь нашему лесу, он в опасности!»
- Лесные жители оставили нам карту, чтобы мы могли найти те места, где нужна наша помощь. Давайте посмотрим и выберем направление. Куда ведет нас это карта.
- Что означает этот знак? Как вы думаете? (Ответы детей.)
- Мы оказались на полянке, что же произошло здесь? Почему она так выглядит? Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой? (Собрать мусор.)
-Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас мусорные горы.
Воспитатель: У меня с собой есть пакеты, на них обозначения, какой мусор положить в пакет. Вы поняли задание?
(Дети сортируют мусор.)
Эколята: Молодцы ребята и посмотрите на полянке выросли цветы, а чтобы больше никто не оставлял мусор, мы поставим вот такой знак.
А можно ли срывать цветы охапками?
Правильно, молодцы!
Эколята:
1. «Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, если он сорвет цветок. Если я, и он, и ты….Если все сорвем цветы, не останетсмя цветов и не будет красоты…»
2.»Не рвите цветы. Не рвите, пусть будет прекрасной Земля! А вместо цветов дарите: васильковые, незабудковые и ромашковые поля».
Дети ставят соответствующий знак.
- Нам пора идти дальше, давайте посмотрим на карту, куда она ведет?
Воспитатель: Верно, нам нужно пройти через ущелье, чтобы добраться до дерева. Ой, ребята, что случилось с березой?
Воспитатель:
«Береза, что с тобой наделали,
какой бедняжкой стала ты, твою бересту нежно – белую изрезал нож на лоскуты. Твоя косичка перекручена и грубо стянута узлом,
твоя надломленная рученька, не в силах излечить излом.
И кто они, твои каратели? В каком вращаются кругу?
И что таится в их характере, себе представить не могу.
Я вижу то, как ты унижена, твержу, от своего лица: «У них у всех в груди булыжины. Булыжины, а не сердца!»
Ребята, как мы можем помочь березке?
Ответы детей.
-Залечить раны улыбкой, добрым словом, взглядом, «посекретничать», поводить хоровод.
Воспитатель: а еще замазать садовым варом. Забинтовать и т. д.
игра «Помоги березке».
- Ребята посмотрите наше дерево повреждено, что с ним не так? (Ответы детей.)
- Что нельзя делать с деревьями?
Дети: Ребенок помни, ребенок знай! : «Нельзя ломать ветки, срывать листики, повреждать кору, поджигать, рубить».
Дети «лечат» раны у березки.
Хоровод: «Во поле береза стояла»
Воспитатель: ребята вы правильно назвали знаки, показывающие неправильное поведение на природе и теперь наше дерево распустило свои первые листочки. А что полезно для деревьев?
Дети: вода, солнце, посадка и если увидели повреждение, то нужно обработать.
Воспитатель: Молодцы, а чтобы деревья никто больше не обижал, мы поставим знак.
- Дальше карта нас ведет к Мудрой Сове, (сова – символ мудрости) но чтобы к ней попасть надо пройти по этим камушкам.
-Мудрая Сова просит помочь сосчитать птиц, которые живут в нашем краю. А каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: сороки, вороны, голуби, галки, воробьи, синицы, щеглы, дятлы, пищухи, поползни.
Воспитатель: А какие птицы улетели в теплые края?
Дети: грачи, скворцы, ласточки, жаворонки, трясогузки, зяблики, соловьи, ласточки.
Игра «Соотнеси цифру с картинкой». Дети считают птиц и находят подходящую цифру.
Эколята: «Молодцы ребята! Весной птицы вьют гнезда и высиживают птенчиков».
Скажите, можно ли трогать и разорять гнезда и почему нельзя?
Дети: Нет, потому что родители птенцов могут отказаться от них и птенцы погибнут.
Воспитатель: А чтобы такого не было, какой знак мы поставим?
- мы помогли птицам и теперь нам надо идти дальше.
Эколята хвалят детей.
(Смотрим на карту.) Вместе проходим по мостику.
- Ребята посмотрите, что стало с рекой. Почему она такая. Как вы думаете, животным приятно пить из такой реки. Как нам исправить.
Дети: Надо очистить воду.
Воспитатель: Ребята посмотрите мы попали в лесную лабораторию. Перед вами стоят стаканы с водой, которую набрали из этой реки. Скажите какая она?
Дети: Грязная
Воспитатель: Скажите, каким образом мы будем очищать воду? Что нам для этого понадобится.
Дети: Воронка и ватный диск.
(Экспериментальный опыт с водой.)
Воспитатель: Молодцы ребята, мы смогли очистить воду, и теперь она стала чистой и звери могут пить её из реки. Оставляем знак. Нам пора дальше.
- Ребята посмотрите на карту, куда она нас ведет. (К зайчихе.)
- Ребята посмотрите почему зайчиха плачет, давайте у неё спросим.
- У неё случилось беда наступила весна и снег растаял и затопила поля, а её зайчата остались на том берегу и не могут её перейти, нужно помочь их как-то переправить зайчат к маме. С помощью чего можно переплыть эту воду.
Дети: С помощью лодки.
Воспитатель: Правильно, но у них нет лодок давайте, им поможем построить лодки для каждого зайчика (аппликация).
- Молодцы ребята мама зайчиха говорит вам спасибо. Скажите, а можно забрать зайчат к себе домой? Почему?
Дети: Потому что они не могут жить в неволе. У них дом в природе.
- Правильно, а чтобы другие знали, какой нужно поставить знак.
- Это было последнее наше задание, и теперь карта ведет нас к волшебной коробочке.
Давайте узнаем, что в ней. (Подходят к волшебной коробке.)
- Ребята чтобы открыть волшебную коробочку, нужно ответить на вопросы.
1. Как вы думаете, мы помогли мы природе?
2. Что мы для этого сделали?
3. Какие знаки мы поставили, чтобы сберечь нашу природу?
Эколята:
Ребята, а хотели бы вы стать нашими помощниками и вместе с нами защищать природу?
Дети: Да!
Тогда надо помнить и знать! :
«Природу – не уродуй, природу - не обидь! Родился человеком, так им и надо быть!»
Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я говорю: «Что постараюсь стать лучшим другом Природы!
За то, что вы защитили природу жители леса :
Эколята:
Мы присваивают вам звание:
«Эколята - маленькие друзья природы!» и награждаем вас медалями:
«Юный эколог» -
А теперь давайте встанем в круг, крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, и постараемся быть добрыми и заботливыми друзьями природы. Скажем Эколятам – Ёлочке, Тихоне, Умнице и Шалуну «Спасибо» и наш девиз: «Только вместе, только дружно.
Помогать природе нужно!»
- Как хорошо, что мы такие дружные и веселые!
Воспитатель:
Ребята, а давайте предложим Эколятам погостить у нас в группе в экологическом уголке? (ответы детей). Эколята остаются в гостях у ребят.
Итог:
Воспитатель:
- Ребята, с кем мы сегодня познакомились?
- К каким выводам вы пришли?
- Что было самым интересным? Непонятным?
- Что бы вы хотели еще узнать о правилах друзей Природы?»
- Будем помогать Эколятам и охранять природу вместе?
- Дети: Да!
- С кем бы вы хотели поделиться, рассказать о своих новых друзьях? (Ответы детей)
- Воспитатель:
Молодцы!
- Нам пора отправляться в детский сад.
Дети под музыку: «Звуки леса» возвращаются в группу.