Наталия Дмитриевна Буркова
Конспект ОД «Экологическая тропа«
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия.
Вос. Ребята, сегодня солнечная, прекрасная погода. Вся природа радуется солнцу, теплу. Давайте и мы улыбнемся друг другу, и подарим свои очаровательные улыбки окружающим: солнцу, ветру, небу, насекомым, траве.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, свежий ветерок!
Мы навстречу вам откроем-
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Доброта и радость пусть будет у всех на лицах!
-Ой, что это такое? Письмо! Интересно, от кого? Прочитаем?
Публикация «Конспект ОД „Экологическая тропа„» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Здравствуйте, дорогие мои дети. Я- фея Природы. Слышала я, что вы очень хорошие, умные дети и я хочу с вами познакомиться. Приглашаю вас к себе в гости. В моём природном царстве очень красиво, там живут много животных, птиц, растений, насекомых. Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти по экологической тропе. Вам в этом помогут мои помощники радужные гномы.»
Вос. Хотите в гости к Фее? Я произнесу волшебные слова, а вы вместе со мной выполняйте движения и сразу окажетесь на экологической тропе.
В Царство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, и два хлопка-
И вот уже видна тропа.
Вос. Вот мы и на месте. Дети посмотрите, а нас встречают гномы. Давайте с ними поздороваемся. (встречают семь гномов. Они передают карту маршрута).
Вос. Ребята, экологическая тропа наша необычная- это маленький мир большой природы, который находится на нашем участке детского сада.
Вос. Первая точка нашего маршрута «Цветник с прудом» (Встречает гномик в красном колпачке -КОХЛЕ).
Вос. Посмотрите, как здесь красиво! Здесь много растений. Мы с вами будем с ними знакомиться. А кто еще живет в водоеме? Отгадайте :
У болотной мягкой кочки,
Под зелененьким листочком
Притаилась попрыгушка-
Пучеглазая….(лягушка).
Гномик Кохле. Лягушку относят к классу земноводных. А где мы можем встретить лягушек?
Лягушек можно встретить летом во многих местах, потому что они бывают разные. Жить могут в болоте, в озере, в реке и в траве. Отсюда и произошли их названия. В болоте живет болотная лягушка, а в озере- озерная, в траве- травяная, в реке- речная. От цвета окружающей среды зависит и цвет лягушки. Если лягушка живет в траве, на земле, ее окраска бурая- под цвет земли, а вот в воде лягушки – зеленого цвета, под цвет водорослей, листьев кувшинок и других растений. Такая окраска делает ее незаметной от хищников, которые могут съесть. Лягушки замечательные охотники, за ночь они поедают целые тучи комаров и мошек. Вот какие они помощники людям.
Вос. Дети, а как называются детеныши лягушек?
Лягушата свою жизнь начинают в воде, сначала из икринок отложенных в воду развиваются головастики, потом они вырастают в мальков, а потом у них отваливаются хвостики и они становятся настоящими лягушатами. (показ схемы развития лягушки).
Вос. Скажите мне, чем питаются лягушки? ( питаются насекомыми: комары, мошкара, улитки, гусеницы)
Вос. У лягушки очень интересный язык: широкий и липкий. Когда лягушка видит летящее мимо неё насекомое, она выбрасывает язык вперед и жертва прилипает к нему.
Вос. А знаете ли вы, что лягушки умеют петь. Как называется лягушачье пение? (кваканье).
Вос. Поют только мальчики. Давайте попробуем сами исполнить лягушачьи песни (дети квакают- исполняют песню лягушек).
Вос. Давайте посмотрим куда нам дальше идти. (определяют)
-следующая точка «Веселый ёжик» (Встречает гномик в оранжевом колпаке - ОХЛЕ).
-Вос. Посмотрите, какие красивые цветы у ёжика выросли. Кто знает, как они называются?
Вос. Рассмотрите цветочки. Скажите, что есть у всех цветов? (стебель, листья, цветок)
Вос. А стебли одинаковые? (нет. Есть длинные, а есть короткие).
Вос. Посмотрите на листочки. Они одинаковые? (нет. Разные по цвету и по форме. Длинные, круглые; темно-зеленые и светло- зеленые).
Гном Охле. Предлагаю вам поиграть. Игра называется «Собери ромашку». (Дети бегут до ориентира, где разложены желтые кружочки («сердцевина ромашки»). Каждый участник должен прикрепить к сердцевине лепесток. Выигрывает та команда, которая первая соберет ромашку)
Вос. Давайте посмотрим какая следующая точка. Следующая точка «Полезные грядки». (определяют, проходят и там их встречает гном в желтом колпачке -ЖЕЛЕ.).
Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда друзья, нам никак пустить нельзя. (огород).
Вос. Что растет на огороде? (овощи).
Вос. Какую работу выполняют люди на огороде? (рыхлят землю, поливают, ухаживают за растениями).
Вос. Какие орудия труда они используют? (грабли, тяпки, лопату, ведро и др.).
Гномик Желе. Ребята, из какого семени какой овощ вырастет вы знаете? А как вы разбираетесь в семенах, мы сейчас узнаем? Нужно правильно расставить таблички. По семенам определить, что где растет.
Гномик Желе. Молодцы, ребята, вы настоящие маленькие огородники.
Гном. Кто еще, кроме людей, помогает овощам расти?
1-ыйРебёнок. Солнце согревает землю, дает тепло и свет растениям. Почва кормит растения. В ней растения растет. В почве у растения находятся корни. Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю тяпкой. Чтобы напоить растения, человек поливает грядки, а ещё их поливает дождь. Помогают растениям птицы- синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склевывают с листьев гусениц. Насекомые пьют из цветков сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников не было бы плодов.
Вос. Идем дальше. Следующая точка это метеостанция. (встречает гном в зеленом колпачке - ЗЕЛЕ).
Гном. На метеостанции можно узнать и рассказать о погоде. Посмотрите внимательно есть сегодня ветер? Как вы догадались? А какое направление?
Гном. Какая сегодня температура?
Гном. А вот, барометр. С его помощью можно узнать, какая будет сегодня погода, дождливая или солнечная.
Гном На метеоплощадке есть дождемер. Будем приходить после дождя и узнавать сколько осадков выпало. Я предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко и дождик»
Вос. Следующая точка «Птичий городок».(встречает гномик в голубом колпаке -ГЕЛЕ.)
Вос. Дети, посмотрите, что это (кормушка)
Вос. А для чего она? Вы кормили птиц зимой? Чем вы кормили?
Гномик Геле. Еда с вашего стола не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несоленое сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв клестов ловко шелушит шишки. Ещё клест удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов. Зимой люди подкармливают птиц, а весной они строят для них скворечники.
Вос. Зачем люди делают скворечники? (птицы приносят людям пользу).
Вос. А какую пользу приносят птицы людям (они истребляют огромное количество вредных насекомых, радуют нас своим пением).
Вос. Ребята, а как вы думаете, птиц можно отнести к живой природе? (Да, это живая природа, они, как и всё живое - питаются растут болеют, размножаются)
Вос. Скажите, каких птиц вы знаете? (грач, ласточка, скворец, соловей, кукушка, трясогузка, утка)
Вос. Чем отличаются птицы от животных? (летают, есть перья, клюв, перья)
Вос. Какие бывают птицы? (большие, маленькие, пестрые, красивые, зимующие, перелетные, лесные, домашние, дикие, водоплавающие, степные).
Отгадайте загадки и расскажите о них:
Трактору чуть ли не на нос садится.
Бежит за плугом с криком вскачь
Весны посланец – черный (грач)
2-ой Ребенок. Грачи открывают весну. Питаются червячками, личинками насекомых, которых находятся в земле, копаясь в ней своими крепким клювом. Очень любят сопровождать трактор, который работает в поле. Гнезда грачи строят на деревьях, где -нибудь около деревни, или на опушке рощи.
А вот ещё загадка.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка).
3-ий Ребенок. Часами носятся ласточки в небе, ловят на лету комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и они сидят потом в таком гнезде как в чашке
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый (скворец).
4-ый Ребенок. Скворец – певчая птица. Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинки насекомых, гусениц и тем самым принося большую пользу. Игра «Летает- не летает»
Вос. Молодцы, теперь посмотрим в карту, следующий объект «Дедушка пень» (встречает гномик в синем колпачке- СЕЛЕ).
Вос. Отгадайте загадку:
Был я деревом когда-то
И шумел листвой, ребята,
Потерял свою красу,
Стал я ниже всех в лесу (Пень).
Вос. Кто знает, что такое пень?
Вос. Посмотрите, когда -то здесь было дерево, затем его спилили, на этом месте остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет?
Вос. Давайте рассмотрим пень. Какая кора у пня? (шершавая, много борозд)
Вос. Что еще есть на пне? (трещины)
Вос. Ребята, является ли пень живой природой? (Ответы детей).
Гномик Селе. Ребята, нужно уважительно и почтительно относиться к старым деревьям и пням, бережно относиться к окружающей природе, к любому объекту живой и неживой природы. В этом пне тоже идет жизнь. В нём прячутся маленькие букашки и жучки. Назовите насекомых, которых вы видели у себя на участке. (жуки, солдатики, комары, букашки)
Гномик Селе. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их домик. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.
Вос. Давайте поиграем в словесную игру «Загадывание желаний» (детей хорошо расположить по кругу. Пусть представят себе, что здесь сбываются все желания. Каждый ребенок по очереди загадывает такие желания, например: - Если бы я был котом, я бы. - Если бы я был каким-нибудь зверьком, я бы. - Если бы я стал птицей, я бы. - Если бы я стал насекомым, я бы. - Если бы я был цветком, я бы. - Если бы я стал деревом, я бы. - Если бы я был слоном, я бы.)
Вос. Идем дальше и следующая точка - это «Лужок». (встречает гномик в фиолетовом колпачке – ФИ)
Вос. Чем отличается луг от леса? (на лугу не растут деревья)
Вос. Что растет на лугу? (Трава, цветы).
Вос. Правильно. Мы с вами каждый день здесь ходим, играем, бегаем, но не обращаем никакого внимания на траву. А она, как ковер, застилает большую часть нашего участка, радуя нас своей зеленью.
Вос. Как вы думаете. Каким бы был бы наш участок без травы? (скучным унылым, серым).
Вос. Наклонитесь и аккуратно погладьте траву. Какая она на ощупь? (мягкая, прохладная. Нежная, шелковистая).
Вос. Как приятно в жаркий денек посидеть и поваляться на ковре из травы.
Вос. Как называется вот эта трава? (подорожник).
Вос. Почету она так называется? (растет у дороги)
5-ый Ребенок. Существует легенда, что слово подорожник означает «след человека». В давние времена, когда еще не было транспорта, люди передвигались пешком. К одежде человека цеплялись семена растения. Таким образом, не догадываясь, человек расселял семена. Осыпаясь, они прорастали, вдоль тропинки, дорожки. Отсюда и название подорожник.
Вос. Ребята, а подорожник обладает лечебными свойствами?
Вос. Кто знает, чем он полезен? (прикладывают к ранам, отвар пьют при болезни желудка).
Вос. Посмотрите, какие цветы растут на лугу? (одуванчики
Вос. Молодцы, ребята. А вы знаете, что эти цветы относятся к первоцветам, так как появляются одними из первых после схода снега.
Вос. Ещё они очень яркие и издают запах, который привлекает насекомых. Насекомые, например, пчелы. Лакомятся нектаром, перелетают с цветка на цветок и переносят на лапках пыльцу. Дотроньтесь аккуратно пальчиком до цветка. Что осталось у вас на пальце? (желтая пыльца). Вот это и есть пыльца. Ее и переносят на лапках насекомые.
Гномик Фи. Ребята, как вы думаете, что произойдет с цветком если его сорвать?
-Гномик Фи. Правильно, он завянет и погибнет. Поэтому не рвите, пожалуйста, цветы. Не мните их нежные лепестки. Знаете, как они плачут, когда кто-нибудь их срывает напрасно. Послушайте.
Я шел по зелёному лугу,
Высыхала на листьях роса;
Ветер травы качал упруго
И я слышал цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца – отрада. Украшенье родимой земли.
Вос. Ребята, а какие насекомые живут на поляне?
Отгадайте загадку:
С листьев тлю она съедает,
следить за садом помогает.
Вот она взлетела ловко.
Это – (Божья коровка).
Вос. Сколько лапок у божьей коровки? (шесть)
Вос. Как передвигается? (умеет ползать, а может и летать)
Вос. Чем питается? (поедает тлю)
Вос. Чем полезна для людей? (божья коровка поедает огромное количество тли. Тля наносят большой вред растениям, растущим в саду и огороде).
Вос. Зачем ей яркий наряд? (Своим ярким нарядом коровка предупреждает, что ее есть нельзя, она не съедобная).
Вос. Божья коровка — семейство жуков. Удивительные способности божьих коровок – их неприхотливость, прожорливость. Они защитники садов и полей.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение «Божья коровка»
6-ой Ребенок. Вот так чудо! Вот потеха!
Всколыхнулся сад от смеха:
Тучкой с неба очень ловко,
Вниз пикируют коровки,
Словно капельки-дождинки.
Красные мелькают спинки.
Слышен лёгкий шелест крыльев.
В сад десантники спустились.
На капусту часть их села,
Тлю на ней мгновенно съела.
Чёрно-красной взвились тучей,
Сильным воинством могучим.
И куда пришла беда, вмиг слетятся все туда.
Благодарны им растенья, Труд полезный, без сомненья.
Сад всех радует здоровьем. Вот спасибо вам, коровки!
Вос. Следующая загадка:
На цветке сидит цветочек,
в два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные, по краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это. (Бабочка)
Вос. Молодцы, ребята!
Вос. Бабочки – это насекомые с полным превращением. Их вид очень разнообразен, а их представителей можно встретить практически в любой точке планеты. Наверняка вы обращали внимание на то, что у бабочек рисунок на крылышках одинаковый – зеркальное отражение изображения. Кушают бабочки цветочный нектар, но некоторые виды могут питаться фруктами и мёдом. В общем, бабочки – сладкоежки. Не так давно были разгаданы некоторые загадки про бабочек. Например, некоторые бабочки в течение своей жизни вообще ничего не кушают. Представляете? Оказалось, что они живут за счёт запасов с тех времен, когда ещё были гусеницами.
Вос. А теперь послушайте стихотворение «Бабочка»
Ребенок. Над травой порхает. бантик?
Нет, наверно это фантик разноцветный от конфет?
Знает кто из вас ответ?
Ой, есть крылышки у чуда!
Прилетело ты откуда?
Тихо бабочка присела, отдохнула и взлетела.
Так с цветочка на цветок я порхаю весь денёк.
Вос. Сколько у бабочек крыльев? (4)
Вос. Чем питаются бабочки? (листвой, травой)
Динамическая пауза «Бабочка»
Утром бабочка проснулась.
(Плавные взмахи руками)
Потянулась, улыбнулась.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
Фея. Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я - Фея Природы! Это я прислала вам письмо и пригласила вас в путешествие по экологической тропе. Пока вы проходили по маршруту экологической тропы я все время видела вас и поняла, что, сегодня здесь собрались настоящие друзья природы. Природа- наше богатство, поэтому давайте ее любить и беречь. Я люблю добрых и отзывчивых детей, любящих природу. Ребята, пока я шла к вам на встречу, я обошла все и обнаружила мусор на небольшой полянке. Вы не поможете мне его собрать?
Эстафета «Собери мусор». (дети делятся на две команды и по сигналу бегут по одному,собирают мусор в корзинку. Побеждает команда больше всех собравшая мусор).
Фея: Здорово, как у нас на полянке чисто, молодцы ребята, я вас всех так люблю! Давайте, постоим минутку тихо, понаблюдаем и прислушаемся. Ребята, посмотрите, как красиво. Солнце светит, небо голубое, птицы поют. Везде зелень, цветы. И мы не должны нарушать их покой. Ребята, в природе все растения, животные и даже люди связаны между собой. Если не будет кого-то одного, не будет жизни для другого.
Фея. Ребята, вы такие молодцы! Я вижу, что вы тоже любите природу. И я хочу вам подарить медальки, которые будут вам напоминать о нашей встрече. Я всегда буду вас ждать в нашем природном царстве. До свидания!
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Восп. - Вот, и, закончилось наше путешествие по экологической тропе. Ребята, какие природные объекты д/сада мы с вами сегодня осмотрели? (Ответы детей)
-Скажите, что вам запомнилось больше всего?
-Молодцы, ребята! Наше занятие подошло к концу. Спасибо за внимание!