Лариса Попова
Конспект ООД в старшей группе «Сказочно-былинная живопись»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе.
Тема: «Сказочно-былинная живопись»
Подготовила и провела воспитатель высшей категории - Попова Лариса Александровна.
Цель: закрепить знания детей о сказочно-былинной живописи В. М. Васнецова
Задачи:
-обобщить знания детей о живописи, как виде искусства, о жанрах живописи
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Сказочно-былинная живопись“» размещена в разделах
-развивать интерес к сказочно-былинной живописи, и конкретно живописи В. М. Васнецова, её героям, через создание положительного отношения детей к своей продуктивной деятельности
-развивать художественное восприятие путём установления синтеза выразительных средств разных искусств (музыки, живописи, поэзии, фольклора) в видении художественного образа, его настроения
-обогащать речь детей новыми словами
-способствовать развитию творческой личности
-воспитывать эмоциональное отношение к образам художников, композиторов, сопереживать им
Предварительная работа: беседы о сказках и былинах, чтение сказок и былин, разучивание стихов, рассматривание репродукций разных художников к сказкам и былинам, просмотр презентаций, слушание классической музыки, рисование по сказкам и былинам, игры «Собери картину», «Что лишнее», создание выставки детских рисунков, создание мини-галереи в группе.
Словарная работа: живопись, пейзаж, натюрморт, портрет, галерея, музей, репродукция, мольберт
Оборудование: мультимедиа, презентация, картинки к игре «Что лишнее», игра – пазлы «Собери картину», аудио для прослушивания музыки, подборка классических произведений
Ход занятия:
Приветствие:
Станем рядышком по кругу
Скажем «здравствуйте» друг другу,
Нам здороваться ни лень,
Всем «привет» и «добрый день»,
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
- Доброе утро!
- Ребята, сегодня я предлагаю разговор о живописи… -Что такое «живопись», как вы можете рассказать об этом? (Ответы детей)
-Настя, расскажи ты о живописи.
(Читает стихотворение Надежды Радченко «Живопись»)
- Где мы можем увидеть осенние деревья, с которых никогда не опадает листва; фрукты, которые нельзя съесть; цветы, которые никогда не вянут; людей, которые застыли в какой-либо позе навсегда? (на картинах) - Кто пишет (создаёт) картины? (художники)
- Художники обладают уникальным зрением, они как-бы фотографируют окружающий мир и заставляют сердца плакать или,наоборот, смеяться, пробуждают в людях чувства. У художников удивительные руки. Они могут быстро, ловко перенести увиденное на бумагу и таким образом создают множество картин различных жанров.
-Какие жанры живописи вы знаете? (портрет, пейзаж, натюрморт, сказочно- былинный жанр)
- Предлагаю вам игру «Что лишнее?»
(На доску выставляется 3 картинки с портретами, а четвёртая, например, пейзаж; нужно назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, закончить игру картинками со сказочно-былинным жанром)
-Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю сказки. Послушайте стихотворение, которое вам прочтут Лена и Соня. Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно :
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить
. Сегодня я предлагаю вам побывать в мире сказок и былин, а помогут нам художники и музыканты, присаживайтесь.
Вниманию детей предлагается презентация.
- Как вы думаете, что изображено на слайде? (галерея, музей)
-Человек какой профессии перед вами? (художник) Почему вы так думаете?
Следующий слайд с портретом В. М. Васнецова.
- Чей перед вами портрет?
- Как вы думаете почему именно его портрет пере нами? (Потому что В. Васнецов написал очень много картин в сказочно-былинном жанре)
- О какой картине сейчас пойдёт речь?
Вечерняя тает заря,
Клубятся над степью тучи,
Три сказочных богатыря
Коней оседлали могучих.
От силы жестокой вражьей
Народ берегут они,
И грозно стоят на страже
Нашей родной земли!
(Богатыри)
- Кто такие богатыри?
- Во что одеты богатыри, чем вооружены?
- Назовите имена этих богатырей.
- Как вы думаете эта картина большая? Хотите увидеть её настоящий размер?
- Эту картину Васнецов писал 25 лет!
- Послушайте музыкальное произведение и вспомните название (звучит отрывок из «Богатырских ворот» М. Мусоргского)
- Какая музыка по характеру? (торжественная, величественная, гордая, сильная)
- Сейчас предлагаю вам размяться.
Физминутка.
Потянулись: 1,2,3,
Мы теперь – богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
- Как называется следующая картина? («Царевна лягушка»)
- Какой момент из сказки изобразил Васнецов? (Танец на пиру)
- Какие чувства вызывает эта картина? (Радость, веселье)
- Послушайте произведение Михаила Глинки и вспомните название?
(Звучит «Камаринская» М. Глинки)
- Как вы думаете, подходит ли это музыка к содержанию этой картины? Почему?
-Сейчас я предлагаю и вам потанцевать под эту озорную, задорную музыку.
Рассматривание картины «Алёнушка»
- По мотивам какой сказки написана картина?
- Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Сострадание, жалость, грусть, желание помочь Алёнушке)
- Как выдумаете, какой момент сказки запечатлел художник? (Мнения детей)
- Кто хочет показать, как сидела Алёнушка у воды?
-А сейчас послушайте музыкальную загадку? (Звучит произведение М. П. Мусоргского «Баба Яга»). Ответы детей.
- Молодцы! Какую картину Васнецова мы сейчас увидим? («Баба Яга»)
- Какой характер у музыки и у картины? (Злость, тревога, страх)
-Послушайте ещё одну музыкальную загадку (звучит адажио из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица»)
- Правильно, а сейчас, как вы думаете, какую картину Васнецова мы увидим? («Спящая царевна»)
- Какой момент из сказки вы видите?
-Как вы думаете, как долго будет спать царевна?
-Хорошо или плохо, что все вокруг спят с царевной? (Мнения детей)
- А сейчас вашему вниманию я предоставлю ещё одну царевну…
(показ картины «Царевна лебедь»)
- Скажите, права ли я буду, если скажу, что эта картина лишняя именно на сегодняшнем занятии? Ведь Царевна Лебедь тоже персонаж из сказки?
(Дети отвечают, что картину написал Врубель, а не Васнецов)
-Молодцы! Так не хочется покидать этот удивительный, волшебный мир сказок! Я прошу вас убрать стульчики и подойти ко мне…
- Предлагаю вам игру «Собери целое из частей» («Собери картину»)
Игра в парах
- Вы отлично справились с заданием! А сейчас предоставляю слово вам…
Дети презентуют выставку своих рисунков:
Саша: Мы не плотники и не сапожники
А настоящие художники.
Эту выставку создали
Для того, чтоб вы тут побывали.
Уля: Открывайте свои глазки
И смотрите – это сказки, Вместе мы их обсуждали
И картины создавали.
Алина: Присмотритесь- раз, другой,
Не найдёте вы такой!
Все картины разные, чудесные, прекрасные.
Ни одна не повторяется
В каждой техника меняется.
Соня: Много мы труда вложили
Для того, чтоб сказки вы любили,
Для того, чтоб вы их прочитали,
И друзьям, конечно, рассказали.
Тимофей: Поскорей сюда вы проходите
Нашу выставку внимательно смотрите.
Но, а если захотите,
Парочку купите!
Большое спасибо! А закончить мне хочется такими словами:
Пусть дети рисуют, творят, фантазируют!
Не каждый из них станет художником, но рисование доставит им удовольствие, они познают радость творчества, научатся видеть прекрасное в обычном. Пусть они растут с душой художника!