Анна Родионова
Конспект ОД в старшей группе «Путешествие по родному городу»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад комбинированного вида №10 «Незабудка»
Конспект
образовательной деятельности
образовательная область «Познавательное развитие»
(формирование целостной картины мира)
Тема: «Экскурсия по родному городу»
Составила:
воспитатель:
Родионова А. А.
Г. Елец, 2013 г.
Цель: Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через привитие любви к родному городу.
Публикация «Конспект ОД в старшей группе „Путешествие по родному городу“» размещена в разделах
Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
1. Познакомить с жизнью композитора Т. Н. Хренникова.
2. Обобщать знания детей о достопримечательностях города, известных людях, символике.
3. Закрепить и пополнить знания детей о родном городе.
4. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города.
5. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к городу, любовь и чувство гордости за него.
Образовательная область «Речевое развитие» :
1. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
2. Развивать связную речь.
3. Закрепить согласование имен существительных в мужском роде с прилагательными.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
1. Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Предварительная работа:рассматривание карты города Ельца, беседа о родном городе, крае, разучивание стихотворения И. А. Бунин «Листопад», разучивание пословиц и поговорок о Ельце, прослушивание песни «Живи, Елец», музыка Т. Н. Хренникова, создание альбомов: «Елец древний и современный», «Символика страны», создание альбома с фотографиями города, рассказывание о знаменитых людях города.
Оборудование:музыкальный центр, слайды с изображением храмов России, достопримечательностей города Ельца, фотографии достопримечательностей города и их силуэты, кружево, подушка для кружевоплетения, заготовки открыток, элементы разных гербов.
Ход НОД:
Дети с воспитателем смотрят мультфильм. Раздается звуковой сигнал.
В. Дети, к нам пришло электронное письмо. Давайте его прочитаем.
«Собирайся детвора!
Жду вас в гости я с утра!
Хочу я что- то показать
И новое вам рассказать.
Краевед»
Воспитатель: Какое интересное имя: Краевед. Дети, как вы думаете,
почему его так зовут?
Дети: - Его зовут Краевед, потому что он изучает родной край.
- Краевед изучает прошлое и настоящее.
- Краевед знает, как раньше жили люди.
- Слово «краевед» образовано от двух слов «край» и «ведать»
Воспитатель: Я согласна с вашими ответами. Краевед занимается краеведением, изучает свой родной край, свою Родину.
У каждого человека есть большая и малая Родина.
- Что для вас большая Родина?
Дети: - Большая Родина – это наша страна.
- Для меня большая Родина – это Россия.
В. : А что для вас малая Родина?
Дети: - Малая Родина – место,где мы родились.
- Для меня малая Родина – город Елец, в котором я родился.
В. : Дети, а кто может рассказать стихотворение о родине?
- Малая Родина – островок земли,
Под окном смородина,
Вишни расцвели,
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья,
Ласковая, милая
Родина моя!
Воспитатель: Как называют людей, которые живут в городе Ельце?
Дети: Людей, которые живут в городе Ельце, называются ельчане.
Воспитатель: Ты кто, Кирилл?
Ребенок: Я ельчанин.
Воспитатель: А ты, Марина, кто?
Ребенок: Я ельчанка.
В. : Вы не забыли, что нас пригласили в гости? Нам пора к Краеведу. Быстро попасть к нему нам поможет чистоговорка.
- Ём, ём, ём – к краеведу мы идем.
Сначала я произнесу тихо. Послушайте. А теперь повторяйте за мной. (дети произносят шепотом, тихо, громко).
Краевед:
Здравствуйте, детишки!
Сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию по нашему городу.
Елец родной, Елец старинный,
Прославленный в веках, былинный.
Его истории тома-
Монастыри, мосты, дома.
Поедем мы на автобусе. Прошу занять свои места.
- Можно я буду вашим экскурсоводом? (да)
Краевед. : А кто такой экскурсовод?
Дети: Экскурсовод – это человек, который показывает достопримечательности города и рассказывает о них.
(раздается звон колоколов)
Краевед: Как вы думаете, что мы слышим?
Дети: - Это колокольный звон.
Краевед: А ты как считаешь?
Дети: Я думаю, что это звонят колокола.
Краевед: О чем может оповещать колокольный звон?
Дети: - Давным- давно колокольный звон служил сигналом тревоги при пожарах.
-Колокольный звон сообщал о приближении врага.
- Я думаю, что он помогал в метели найти дорогу в город.
- А в настоящее время колокольный звон возвещает о праздниках в городе.
Краевед: А откуда доносится колокольный звон?
Дети: Колокольный звон слышится с колоколен храмов.
Краевед: Давайте остановимся и выйдем из автобуса и еще раз послушаем колокольный звон. (звучит звон колоколов)
Краевед:В каждом городе есть храмы, с колоколен которых доносится колокольный звон. Посмотрите на фотографии. Эти храмы находятся в разных городах нашей страны. Узнаете ли вы главный храм нашего города?
1 Успенский собор Московского Кремля
2. Храм Христа Спасителя г. Москва
3. Вознесенский собор г. Елец
5. Христорождественский собор г. Липецк
Дети: - Я вижу Вознесенский собор на фотографии № 3
- Я согласен, на фотографии № 3 изображен Вознесенский собор.
Краевед: Молодцы, вы правильно определили, что на фотографии № 3 Вознесенский собор.
Итак, наша первая остановка – Вознесенский Собор.
Краевед: А по каким признакам вы определили, что это Вознесенский собор?
Дети: - У собора 1 купол большой и золотой и 4 маленьких синих с золотыми звездами.
- Украшен собор узором из арок, в каждой арке есть красивая ромашка.
- Окна у собора узкие и высокие.
В. : Дети, давайте расскажем Краеведу историю возникновения Вознесенского собора. Послушай, правильно ли они рассказывают.
Дети: - Давным – давно ельчане построили деревянный храм. Люди приходили в храм со своей радостью и горем.
- Но этот храм был очень маленький и не мог вместить всех горожан.
Поэтому ельчане решили на месте маленького храма построить Вознесенский собор.
- Проект разработал архитектор Константин Андреевич Тон.
Строили собор очень долго – 44 года.
- Давным – давно собор был желтого цвета. Совсем недавно – зеленого. Сейчас собор реставрируют, и он скоро станет желтого цвета.
- Собор стоит на берегу реки Быстрая Сосна и хорошо виден с большого расстояния.
Краевед: Правильно. А вы знаете, что у каждого храма есть колокольня, где находятся колокола. А у Вознесенского собора эта колокольня не достроена. Это тоже отличительная особенность собора нашего города.
Краевед: На какой площади находится Вознесенский собор?
Дети: - Вознесенский собор стоит на Красной площади города Ельца.
Краевед: Продолжим нашу экскурсию. Занимайте места в автобусе.
Краевед: Дети, посмотрите, что я для вас еще приготовил. У меня есть музыкальная шкатулка. Но чтобы она открылась вам нужно вспомнить пословицы и поговорки о городе Ельце.
Дети: - Кто в Ельце не бывал – красоты не видал.
- Елец, как гранит – никто не победит.
-Нет в мире краше города нашего.
Шкатулка открывается, звучит «Вальс» (муз. Т. Н. Хренникова)
Краевед: Дети, вы узнали, что это за мелодия?
Краевед: А кто написал вальс?
Дети:Музыку написал Тихон Николаевич Хренников.
Краевед: Что вы можете рассказать об этом человеке?
Дети: Т. Н. Хренников – композитор.
Краевед: А кто такой композитор?
Дети: Композитор – это человек, который сочиняет музыкальные произведения.
Краевед: А что вы еще можете рассказать о Т. Н. Хренникове?
Дети: Т. Н, Хренников написал много музыкальных произведений к фильмам, спектаклям, операм.
- Хренников был нашим земляком.
Краевед: Как вы думаете, кого называют земляками?
Дети: Земляками называют людей, которые родились в одном городе, крае.
Краевед: Верно. Вот и следующая остановка, выходим. Перед вами дом
Т. Н. Хренникова.
Краевед: Хотите узнать о жизни Т. Н. Хренникова подробнее?
Т. Н. Хренников родился в городе Ельце очень давно, когда не было еще ваших мам и пап. С ранних лет он увлекался музыкой. В его семье почти все пели и играли на народных музыкальных инструментах, поэтому сочинять музыку он начал очень рано. Окончив школу в родном городе, Тихон Николаевич поехал в Москву и поступил в музыкальное училище и консерваторию. Его произведения известны во всем мире. Так как Т. Н. Хренников был нашим земляком, в нашем городе было решено открыть музей в доме, где родился и жил композитор.
Здесь находится много личных вещей, которые Хренников передал в дар музею. Рояль композитора, на котором он сочинял свои произведения.
(показ фото)
И сейчас мы с вами в любое время можем посетить дом – музей Т. Н. Хренникова. В этом году мы будем отмечать 100 лет со дня рождения Т. Н. Хренникова.
Краевед: Прежде, чем мы отправимся дальше, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка:
Мы шагаем по мосту,
Смотрим на реку Сосну,
Лодочка по ней плывет,
Солнце над рекой встает
Славный город наш Елец,
Кто живет в нем молодец.
Краевед: Нам пора дальше. Занимайте места в автобусе. Поехали.
Краевед:Что мы можем сказать о нашем городе? Елец - он какой?
( ответы детей: любимый, родной, прекрасный, огромный, красивый, зеленый, веселый и т. д.).
Краевед: - Что за здание вы видите перед собой?
Дети: Это дом – музей Ивана Алексеевича Бунина.
- В этом доме жил Иван Алексеевич Бунин,когда был гимназистом.
Краевед: Давайте остановимся и подойдем к этому зданию.
Краевед: Что вы знаете о Бунине?
Дети:Иван Алексеевич Бунин - замечательный русский писатель.
Родился он в Воронеже в дворянской семье. Детство его прошло в деревне около города Ельца.
В 10 лет Ивана Алексеевича Бунина отдали в Елецкую гимназию, где он учился четыре года.
В музее И. А. Бунина в городе Ельце собраны его рукописи и личные вещи.
И. А. Бунин написал много стихотворений, рассказов, которые очень известны. Осенью в детском саду мы учили стихотворение И. А. Бунина «Листопад»
Я хочу прочитать его.
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Краевед: Вы прекрасно знаете свой город и людей, прославивших его.
А в нашем городе много достопримечательностей.
Многие туристы из разных городов и стран приезжают к нам в город, чтобы полюбоваться интересными по архитектуре зданиями и памятниками.
Краевед: А сможете ли вы по силуэту определить, что это за здание или памятник?
Но сначала давайте вспомним, что такое силуэт?
Дети: Силуэт – это очертание предмета, который выглядит черным пятном на белом фоне.
Дидактическая игра «Найди предмет по силуэту»
Перед вами фотографии известных вам зданий и памятников нашего города. Вам нужно подобрать каждой достопримечательности его силуэт. Возьмите по одному силуэту и прикрепите под соответствующим зданием или памятником.
(Елецкие куранты, здание пожарной охраны с каланчей, Церковь Елецкой Божией Матери, Вознесенский собор, памятник неизвестному солдату, памятник Ивану Бунину, стелла города воинской славы, памятный знак участникам и жертвам ВОВ)
Краевед: К каким зданиям и памятникам вы подобрали силуэты?Почему ты считаешь, что это силуэт?
Дети: Я считаю, что это силуэт Вознесенского собора, так как его очертание похоже на это здание.
Краевед: Продолжаем нашу экскурсию. Проходите в автобус.
А еще в нашем городе есть музей, где собраны экспонаты, созданные руками Елецких мастериц. Что это за экспонаты, вы узнаете отгадав загадку:
Пальцы легкие и проворные
Заплетают, вспорхнув едва,
Как мороз по стеклу, узорные
Получаются … (кружева).
Краевед:Какие экспонаты собраны в этом музее? (Это-Елецкое кружево)
Краевед: Правильно. Это музей Елецкого кружева.
Более 100 лет назад наш город стал центром кружевоплетения. Кружева елецких мастериц славятся не только в городах нашей России, но и далеко за ее пределами.
Краевед: А что такое кружево?
Дети: Кружево – это тонкая ткань, сплетенная из ниток разными узорами.
Краевед: Давайте сделаем остановку. Выходим. Представьте, что мы в музее кружева. Посмотрите, сколько замечательных изделий из кружева. (
фото)
В: А я знаю, как плести кружево. Давайте я вам покажу. Подойдите ко мне.
Деревянные коклюшки
Застучали друг о дружку.
Чтоб узор был ровный, гладкий,
Есть для этого булавки.
Их в подушечку воткнем,
Белой нитью оплетем.
И узорная снежинка,
Как нетающая льдинка,
Все растет, растет, растет.
Кружевной, изящный, нежный,
Весь воздушный, белоснежный,
Так смогли сплести узор-
Не нарадуется взор!
Нитяная паутинка,
Как узоры изо льда.
Белоснежная снежинка
Не растает никогда.
В. : А вот и готовое кружево. Его вы можете потрогать. Какое оно?
Дети: Кружево легкое, воздушное, нежное, белое, похоже на паутинку.
Краевед: Молодцы. В нашем музее собрано много очень старых экспонатов. Один даже рассыпался. Давайте его реставрируем и соберем все части в единое целое.
У нас получилось кружевное панно.
Посмотрите на экран. На что похоже это кружево?
А что изобразили мастерицы на этом кружеве? (герб города Ельца)
Верно. Это герб нашего города. Что на нем изображено?
Дети: На гербе нашего города изображен красный олень под зеленой елью.
Краевед: Что они обозначают? (красный олень- символ мужества и красоты, олень изображен на гербе, так как раньше возле города росло много елей).
Краевед: Какие вы молодцы. Вы прекрасно знаете свой город.
На память о нашей экскурсии пока мы в музее я предлагаю сделать открытки с изображением нашего герба. У каждого на столе заготовка открытки. Вам нужно на лицевую сторону приклеить недостающий элемент герба Ельца, но будьте внимательны. У каждого на тарелочке есть элементы гербов и других городов. Выберите то, что вам нужно. Но перед тем как приступить к работе, мы подготовим пальчики.
Один, два, три, четыре, пять
В город выйду погулять.
Вдоль по улице иду,
Во все стороны смотрю.
Этот дом – одноэтажный,
Этот дом- он двухэтажный,
А вот этот трехэтажный.
Этот дом – он самый важный
Он у нас пятиэтажный.
Как красиво все кругом
В городе моем родном.
А теперь приступаем к работе.
Краевед: Какие прекрасные открытки у вас получились. Какие элементы ты выбрал?
Но вам пора возвращаться в детский сад. Я прощаюсь с вами и жду вас в гости еще раз.
Воспитатель: Можно мы возьмем с собой в детский сад. Поможет вам быстро вернуться в детский сад чистоговорка:
- Ец-ец-ец – очень любим мы Елец. До свидания.
Воспитатель: Вот мы в детском саду.
- Давайте вспомним, по каким интересным местам мы путешествовали?
- Чем запомнилось путешествие?
- А куда в следующий раз вы бы хотели отправиться в нашем городе?