Елена Косторнова
Конспект ОД в старшей группе по развитию речи «На помощь к жителям сказочного леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в старшей группе
на тему «На помощь к жителям сказочного леса»
Образовательная область «Речевое развитие»
Подготовила:
воспитатель МКДОУ
ДС №7 «Колосок» Косторнова Е. В.
с. Благодатное, 2017г.
Тема: «На помощь к жителям сказочного леса»
Публикация «Конспект ОД в старшей группе по развитию речи „На помощь к жителям сказочного леса“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове; совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках; упражнять детей в подборе антонимов — слов с противоположным значением; продолжить знакомство детей с многозначными словами; упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний; упражнять детей в суффиксальном образовании слов; закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным; воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон.
Методы и приемы: информационно-рецептивный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, ИКТ.
Планируемые результаты:
- Сформированы представления детей о гласных и согласных звуках.
- Сформированы навыки в произношении звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.
- Способны формировать слова в подборе антонимов -слов с противоположным значением.
- Сформированы представления с многозначными словами.
- Способны самостоятельно определять родовую принадледность слов.
- Испытывают потребность в умении отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Организация проведения образовательной деятельности.
I. Организационный момент.
1. Создание игровой мотивации.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, почтальон принес нам телеграмму. Я не стала ее читать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе. (вскрываю телеграмму и читаю ее детям).
«Дорогие ребята, в нашем Сказочном лесу, происходит не понятное, звери разучились правильно общаться между собою. Мы надеемся, что вы придете и поможете нам. А еще я приглашаю вас к себе в гости на чай с медом. Ваш Мишутка».
Воспитатель: Что же случилось в лесу? Ребята, попробуем помочь жителям Сказочного леса (Ответы детей). Скажите, кто же живет в лесу?
Дети перечисляют животных, которые живут в лесу.
Воспитатель: Правильно. Нам надо спешить. Для этого надо выбрать самый быстрый транспорт. (Дети выбирают транспорт.)
Воспитатель: Давайте поедем на сказочном транспорте. Пусть это будут наши стульчики. Мы скажем волшебные слова, и наши стульчики полетят на помощь животным.
Дети говорят волшебные слова: Раз, два, три, Стульчик мой лети. Дети закрывают глаза, имитируют движения стульчика, «приземляются» в лесу.
II. Основная часть.
1. Д/и «Расскажи о предмете».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает. Елочка, помоги нам с ребятами, к жителям леса пройти.
Елочка: Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку.
Воспитатель: Конечно, расскажем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще иголки знаете? (У сосны, швейную, у ежа, медицинскую).
Воспитатель: А какие ножки вы знаете? (У детей, у стола, стула, кресла).
Елочка: Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, вам нужно идти дальше по той дороге (указывает направление)
Воспитатель: Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.
Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две.
Белочка: Помогите мне справиться с моим трудным заданием, и я обезательно покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку. А задание такое:
2. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
сахар – соль
чистота – грязь
зима – лето
потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
смеется – плачет /ребенок/
лежит – сидит /человек/
закрыть – открыть /книгу/
взлетает – садится /самолет/
надевает – снимает /свитер/
Воспитатель: Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.
3. Чистоговорки.
Воспитатель: Ой, ребята, а здесь Ежик грибочки собирает, попросим его дорогу показать к мишутке.
Ежик: Помогите мне справиться с язычком, и я вам обязательно помогу.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем, как работать можно с язычком. Повторяйте за мной чистоговорки:
Ла-ла-ла – белочка спала;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы козу пасли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.
Ежик: Ребята, да с такими успехами вы все преодолеете. Спасибо. Дальше вам по той дороге. (указывает дорогу).
4. Игра «Цветочки – загадки».
Воспитатель: Вперед, в дорогу! Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. Посмотрите, а вот и лисичка. – Лисичка! может помочь тебе чем?
Лисичка: Да, конечно, совсем уж запуталась в цветочках-загадках.
Воспитатель: А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? что они обозначают? ( Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные).
Воспитатель: Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке, /дети называют/.
- А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их и определите первый звук в этих словах, (бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек).
Воспитатель: Правильно ребята, теперь мы помогли и лисичке с загадками. Ребята, предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно, в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
Лисичка: Спасибо вам ребята, вот какие вы умные, вам по той дороге (указывает дорогу).
Воспитатель: Опять выполнили задание, идем дальше. Теперь уже не далеко осталось до мишутки и нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот зайка сидит, давайте у него и спросим.
Воспитатель: Зайка, как нам пройти к Мишутке?. Ребята, оказывается, он может перекинуть нам палку выручалку, если мы выполним его задание.
5. Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»
/иллюстрации/
медведь, лиса, солнце
волк, белка, окно
лось, сорока, дерево
аист, ворона, яблоко
Воспитатель: Ребята, мы опять справились с заданием, Зайке придется перекинуть нам палку выручалку. Идем дальше, уже недалеко находится мишуткин домик.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и Барсучок. -Барсучок, покажи нам дорогу к Мишутке?
Барсук: Конечно помогу, но и вы мне помогите со словами,а то совсем запутался.
Воспитатель: Ребята, Барсучок дает нам задание. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?». А подбирать слова мы будем к слову «Мишка».
6. Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»
Мишка /какой?/ – большой, добрый, коричневый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый.
Мишка /что делает?/ – спит, ходит, бегает, кувыркается, пляшет, радуется, лапу сосет, играет, и т. д.
Настроение у мишки/какое?/ — радостное, веселое, счастливое.
А гости на дне рождения /что делают?/- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т. д.
7. Д/и «Назови правильно». – Ребята, а как вы думаете, Мишутка уже накрыл стол к приходу гостей. Интересно, куда Мишутка положит хлеб?
- Как называется посуда для хлеба? /Хлебница/.
- Для сахара? / Cахарница/.
- Для конфет? /Конфетница/.
- Для салата? /Салатница/.
- Для салфеток? /Салфетница/.
- Для масла? /Масленка/.
- Для соли? /Солонка/.
Воспитатель: Молодцы! Справились с очередной задачей. Ребята мы помогли лесным жителям справиться с заданиями. Так славно потрудились.
Ребята, а какие пословицы про труд мы знаем?
«Терпение и труд все перетрут»;
«За всякое дело берись умело»;
«Жизнь дана на добрые дела»;
«Какие труды, такие и плоды» и др.
III. Рефлексия.
Воспитатель: А вот и Мишуткин домик. Теперь Мишутка приглашает вас за стол.
Как вы думаете, мы справились с заданиями? А почему? Мы помогли зверям? (ответы детей).