Ахметьянова Гузель
Конспект ООД в средней группе «Знакомство с фольклором башкир»
▼ Скачать
Конспект ООД в средней группе «Знакомство с фольклором башкир»
Цель: познакомить детей с музыкальным инструментом курай, учить внимательно слушать музыкальное произведение, учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, высказывать свои ощущения; развивать речь детей, мышление, память, музыкальный слух; воспитывать любовь к своему родному краю.
Публикация «Конспект ООД в средней группе „Знакомство с фольклором башкир“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы: изображения цветка курая, персонажи в башкирских костюмах, аудиозапись мелодии курая, иллюстрации к сказке «Медведь и пчелы».
Здравствуйте, ребята! Мы Айгуль и Азамат. Мы встречаем вас в башкирских национальных костюмах. Айгуль одета в платье и фартук, камзол. На голове кашмау. Азамат одет в рубаху и штаны. Камзол и кафтан. На голове у него тюбетейка. Посмотрите на них, какие они красивые. Украшены узорами и монетами.
-Айгуль и Азамат хотят преподнести вам подарок. То башкирский национальный музыкальный инструмент. Называется он курай. Курай изготавливали из стебля цветка курай. Посмотрите на него. (слайд с цветком курая). У курая семь лепестков. Когда дует ветер, цветок курая издает красивую мелодию. Башкиры заметили то свойство и изготовили из цветка музыкальный инструмент. Послушайте, как играет курай (мелодия).
- Понравилась ли вам как звучал курай?
Физкультминутка.
«Курай (Дудочка)»
Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка, он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова:
«Услыхали наш курай,
Собрались мы все сюда.
Наигравшись с кураистом,
Разбежались кто куда.
Хай, хай, хай, хай
На зеленом, на лугу
Мы попляшем под курай,
Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова :
«Ты, курай задорный, веселей играй.
Тех, кто лучше пляшет, выбирай»
Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.
Правила: разбегаться только после окончание слов.
Азамат: Я знаю, что вы очень любите слушать сказки. Давайте мы расскажем вам башкирскую сказку «Медведь и пчёлы».
В давние-давние времена жил-был один косолапый медведь. И был у этого медведя хвост, такой же пушистый и длинный, как у лисы. Медведь очень любил мёд. Ни дня не мог прожить без меда. Он только о том все время и думал, где бы раздобыть мед. А когда он видел дерево с дуплом, в котором был слышен пчелиный гул, медведя непременно охватывала неописуемая радость. Он залезал на это дерево, разорял пчелиное гнездо и начинал есть мед. А бедняжки пчелы тщетно пытались защитить свое гнездо, и окружив медведя, пытались его ужалить. Ведь у медведя очень длинная шерсть, а жало у пчелки очень короткое. Стараясь добраться до медвежьей кожи пчелы забирались в шерсть и запутывались там, а медведю только этого и нужно. Медведь быстренько слезал с дерева и начинал кататься по земле, раздавив таким образом пчелок-тружениц. А если и этого было недостаточно, медведь залезал в воду и пчелы погибали. А после этого медведь залезал вновь на дерево и спокойно лакомился сладким медом, пока весь его не съест.
И вот как-то в лес пришел человек за дровами. Смотрит, сидит на дереве медведь и лакомится медом. И своим пушистым хвостом пчел отгоняет.
- Ах, ты косолапый разбойник! Это ты, оказывается, ходишь тут, разоряешь, убиваешь и грабишь пчелок. Ну, погоди у меня, сейчас я тебе голову-то отсеку! - воскликнул человек и тоже полез на дерево. Добрался он до медведя и замахнулся топором. Но топор попал не по шее, а по хвосту и отсек его под самый корень. Медведь заорал от боли, рухнул с дерева и сломя голову убежал и исчез в темном лесу. С той самой поры медведи стали бесхвостыми.
А тот человек бережно поправил разоренное медведем пчелиное гнездо, поставил на место развороченные соты и ушел к себе домой.
Увидев такое дело пчелы очень удивились и спросили у пчелы-матери:
- А ты не знаешь, почему этот человек не забрал и не съел весь наш мед? Ведь ему же уже никто не мог помешать сделать это?
Пчела-мать задумалась, но она не знала, что ответить на такой вопрос. Но она все же сказала своим детям:
- Вы летите, догоните этого человека и спросите у него самого, почему он не съел наш мед.
Когда пчелы догнали человека и задали свой вопрос, тот ответил:
- А если бы я съел ваш мед, то как бы вы перезимовали? Ведь вы же погибли бы в первые же холода.
Пчелы вернулись обратно в свое гнездо и передали пчеле-матери все слова человека. Пчела-мать и выслушала и велела созвать всех пчел на совет. На этом совете все пчелы решили полететь всем вместе к человеку и просить у него, чтобы он взял пчел под свою защиту, чтобы тот оберегал их от разорительных набегов медведя.
И вот прилетели пчелы к человеку и сказали:
- Пожалуйста, спаси нас от медведя. Совсем нам житья нет от этого косолапого поганого разбойника. Мы будем тебе за это очень благодарны и будем угощать тебя душистым и сладким медом.
Человек согласился. С тех самых пор пчелы и люди стали самыми настоящими друзьями. Трудолюбивые пчелки собирают целебный мед и угощают им людей, а люди всячески оберегают пчел, защищают их и строят им теплые и уютные ульи.
Айгуль: Дети вам понравилась сказка? Жаль нам с вами расставаться. Но вам пора возвращаться в детский сад. Без подарка я вас не отпущу. Я хочу угостить вас башкирским национальным блюдом – чак-чак.