Динара Мамедова
Конспект ОД по чтению художественной литературы «Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Мамедова Динара Фаритовна
МАДОУ детский сад №7 г. Тюмени
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка»
Главная идея: бережное отношение к птицам. Почему нельзя разорять гнезда.
Образовательные области : Речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Тема занятия: Ознакомление с рассказом К. Д. Ушинского «Ласточка»
Публикация «Конспект ОД по чтению художественной литературы „Чтение рассказа К, Д, Ушинского „Ласточка“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ласточка
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Ушинский К.Д.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Цель занятия: Определение мотивов поступков папы и мальчика, в процессе слушания, беседы по содержанию рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка», и дидактической игры «Найди зимующих и перелетных птиц»
Задачи занятия:
Образовательная: (для педагога) Учить рассказывать о том, к чему привел запрет папы, в рассказе К. Д. Ушинского «Ласточка»
(для детей) Рассказать о том, к чему привел запрет папы, в рассказе К. Д. Ушинского «Ласточка».
Развивающая: (для педагога) Развивать умение анализировать поступок папы и мальчика.
(для детей) Предположить, что могло случиться, если бы у мальчика получилось разорить гнездо ласточки.
Воспитательная: (для педагога) воспитывать бережное, внимательное отношение к жизни птиц.
(для детей) Дать оценку действиям мальчика и папы.
Дополнительные задачи: Игровая: вспомнить названия перелетных и зимующих птиц. Распределить картинки с изображением птиц на две группы : зимующие и перелетные.
Внимательно слушать педагога и друг друга, не перебивая.
Словарная работа: (Дивиться, диковинки) острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих…
Планируемый результат занятия: Дети объясняют, почему папа не разрешил мальчику разорить гнездо ласточки, высказывают предположения, что было бы, если мальчику это удалось, и понимают мотивы поступка папы в рассказе К. Д. Ушинского «Ласточка». Распределяют картинки с изображением птиц на две группы : зимующие и перелетные. Внимательно слушают педагога и друг друга, не перебивая.
Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением птиц (перелетных, зимующих). Обсуждение сезонных явлений в жизни птиц. Наблюдение за птицами на прогулке. Разучивание физминутки. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка».
Материалы и оборудование: Презентация РР, хрестоматия, интерактивная доска.
1. Игра на приветствие.
Звучит колокольчик. Дети собираются в круг.
-Ребята, мы собрались в круг, чтобы передать друг другу радость от нашей встречи. Соедините ладони с соседями по кругу, посмотрите в глаза, улыбнитесь и произнесите фразу: «Я рада тебя видеть, Оля….». Закройте глаза и почувствуйте радость и тепло от того, как хорошо с друзьями.
2. Подведение детей к слушанию произведения (сюрпризный момент)
- Хотите узнать, кто к нам пришел? Тогда отгадайте загадку
Прилетела к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик над окном
Из травы и глины.
- Как вы думаете, о ком мы будем читать произведение? Рассказ называется «Ласточка», а написал его К. Д. Ушинский.
Портрет на слайде.
К. Д. Ушинский очень усердно учился в детстве и, благодаря этому, стал профессором. Он очень любил детишек и переживал за них. Ведь им было тяжело учиться, так как книги, в те далекие времена, когда еще ваших бабушек и дедушек не было на свете, были скучные и неинтересные. И у него созрела мысль создать такой учебник, чтобы ребята с удовольствием бы занимались. Посмотрите на портрет, как вы думаете, каким человеком был писатель? Как вы это поняли?
3. Фабула.
Сегодня я вновь принесла рассказ К. Д. Ушинского «Ласточка», так как вы, ребята, много раз спрашивали о разных птицах, которые стали появляться на нашем участке, а с наступлением весны и тепла, птицы начинают откладывать яйца и выводить птенцов. Но бывают такие случаи, что люди разоряют гнезда.
4. Аннотация.
4.1 Высказывание личного отношения к произведению.
Мне нравится этот рассказ тем, что в нем много интересного о жизни ласточки и других перелетных птиц, о доброте людей. Я очень люблю наблюдать за пернатыми друзьями.
4.2 Краткий пересказ до отрывка, который будем зачитывать (отрывок раскрывает главную идею произведения)
Мальчик осенью хотел разорить гнездо ласточки. С приближением холодов они улетели. Отец запретил мальчику сделать это, сказав, что весной ласточки опять прилетят, и им будет приятно найти свой домик.
Голосование.
- Как вы думаете, ребята, мальчик послушал отца? Если да, то похлопайте, если нет, то потопайте.
- Папа сказал, что весной птицы вернутся. Как думаете, он прав? Давайте прочтем отрывок рассказа.
Мальчик послушался отца.
Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка.
Работа закипела; ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнёздышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышко, то стебелёк моха.
Прошло ещё несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остаётся в нём постоянно.
6. Возвращаемся к проблемному вопросу.
- Итак ребята, вернулись ли ласточки в свой домик? Прав ли оказался папа? Если да, то похлопайте, если нет, то потопайте.
7. Беседа по произведению.
- Ребята, предлагаю поиграть в игру. Вставайте в круг. Я бросаю мяч, у кого он окажется, тот должен ответить на вопрос, ПТИЦА КАКАЯ? А как характеризует ласточек, К. Д. Ушинский? Кто помнит? Я вам прочитаю…
В конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих…
- Ребята, а кто-нибудь из вас видел ласточкино гнездо? А гнезда других птиц приходилось встречать? Может на даче, в лесу, в деревне? (Можно добавить рассматривание иллюстраций гнезд различных птиц или оставить работу на вечернее время)
- А что было бы, если мальчик не послушал отца и разорил гнездо ласточки? Что могли почувствовать ласточки, когда, вернувшись, не обнаружили бы своего домика?
Давайте присядем и вернемся к тому месту, где из гнезда стала вылетать только одна птичка, а другая оставалась в нем. Как вы думаете, почему? (Можно добавить голосование подтвердится ответ детей или нет)
«Видно, она наносила яичек и сидит теперь на них», — подумал мальчик.
В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка!
Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим деткам!
- Папа еще много интересного рассказал мальчику из жизни ласточек и других перелетных птиц.
8. Физминутка.
Ребята, вы наверное устали, давайте отдохнем.
Ласточки летели, Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.
Все люди глядели.
Ласточки садились, Приседают, сложив руки за спиной.
Все люди дивились.
Сели, посидели, Делают ритмичные наклоны головой.
Взвились, полетели. Опять бегут по кругу, взмахивая руками.
Полетели, полетели,
Песенки запели.
9. Дидактическая игра.
- Посмотрите на мальчика. Какое у него выражение лица? Что он чувствует?
Хоть папа ему и рассказывал, но он забыл, какие птицы зимующие, а какие перелетные. Чем можем ему помочь? Нужно разделить птиц на две группы.
- Молодцы ребята! Помогли мальчику. Какое теперь у него настроение? Он вам благодарен.
- Ребята, как вы понимаете пословицу
Всякая птица свое гнездо любит?
- Подходит ли эта пословица к рассказу К. Д. Ушинского «Ласточка»?
10. Итог
- Как называется рассказ, который мы прочитали?
- Кто автор произведения?
- Что для вас было трудным?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Что вы расскажете маме и папе о занятии?
Если вам понравилось, поднимите большой палец вверх.