Людмила Бизяева
Конспект ОД в подготовительной группе «Животные Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представления об образе жизни животных и птиц Севера.
Задачи
Образовательные:
Расширять представления детей о животных и птицах Севера (внешний вид, характерные особенности) : белый медведь, северный олень, тюлень, морж, полярная сова, полярная чайка, песец.
Публикация «Конспект ОД в подготовительной группе „Животные Севера“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Знакомить с климатическими условиями разных материков, дать представление о явлении природы Северное сияние.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к животным и природе
Воспитывать умение выслушать сверстника.
Материал: ноутбук; глобус; иллюстрации с изображениями животных, с изображением материков; таблица с картинками по теме; оборудование для опыта (ёмкость с водой, слив. масло, салфетки, смайлики, клей-карандаш.
Ход.
Вводная часть (5 мин).
Дети входят в группу.
Воспитатель: Сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.
1. Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые члены жюри. Здравствуйте ребята!
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!
Звучит звук видео вызова «Скайп». Воспитатель включает видео с Барбоскиным.
2. Воспитатель: Ребята, слышите, нам кто-то звонит по видеосвязи. Давайте присядем и ответим на вызов.
Гена Барбоскин:
Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите узнавать все новое и интересное. В моем научном кружке мне задали задание узнать какие животные живут в удивительном месте нашей планеты – Севере, и выяснить, почему они не замерзают. Ведь на Севере сильные морозы, много снега и льда. Но я очень занят сейчас. Мне нужно помочь Лизе, Розе, Дружку с уроками, а с малышом мне нужно еще и погулять. Совсем не хватает времени. Ребята, помогите пожалуйста собрать материал для задания. Воспитатель: Ребята вы Согласны помочь Гене? Дети: Да!
3. Воспитатель: Прежде чем начать выполнять задание, давайте поговорим немного о севере. На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика — на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты — Антарктида, закованный в лёд материк на Южном полюсе. На Севере полгода день, а полгода ночь.
Звучит аудиозапись «Вьюга»
Основная часть (20 мин)
4. Воспитатель: Чтобы нам определить, какие животные живут на севере, давайте составим небольшую подсказку. В середине таблицы Север. Север – это часть нашей большой планеты Земля. А что же такое сам Север? Давайте подберём нужные картинки.
Планета Земля
Север
Льды, снег, айсберги, вода,
( ТРИЗ: Горизонтальный лифт – системный оператор) Ответы детей
5. Воспитатель: Молодцы. Чтобы закрепить наши знания предлагаю ответить на вопросы:
Дидактическая игра «Кто знает, пусть дальше называет»
Айсберг это. (крупная глыба льда над водой)
Необычайное природное явление Севера. (северное сияние)
На Севере длится 6 месяцев? (полярная ночь и полярный день)
Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом (полярники)
Судно, прокладывающее путь во льдах… (ледокол)
6. Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте узнаем, что еще есть удивительного на севере. Показывает картинку «Северное сияние».
Воспитатель: Ребята что вы видите? Что это такое?
Дети: Северное сияние!
Воспитатель: Это очень красивое, удивительное небесное явление природы. Это явление можно наблюдать весной и осенью на Северном и Южном полюсе. На ночном небе загораются сверкающие дуги и переливаются разными красками. Ребята, вам нравится?
Дети: Да, очень красиво.
Воспитатель: Этим прекрасным явлением природы любуются и животные Севера. Но ребята, мы с вами отвлеклись и забыли о задании Гены. А нам надо собрать материалы для Гены.
Давайте на иллюстрацию с изображением северного сияния наклеим изображения животных Севера. А чтобы их найти, предлагаю Вам отправиться в путешествие.
7. Воспитатель: Ребята, давайте, подумаем, какие животные могут жить на СЕВЕРЕ. (Ответы детей)
А давайте определим признаки животных Севера, чтобы составить схему. Эта схема поможет нам в нашем путешествии.
ТРИЗ-игра. «Гусеничка» : Воспитатель предлагает детям составить план-схему для определения признаков животных Севера : густой мех (оперение, питание, маскировка.
Воспитатель: Теперь мы готовы к путешествию.
Воспитатель: Я буду раскручивать глобус,
А вы – глаза все закрывайте и немножко помечтайте,
Ветерок нас подхватил, покружил и в Австралию переместил.
8. Воспитатель совместно с детьми рассматривает на материках животных и находят жителей Севера с помощью плана-схемы. Делают выводы и приклеивают на лист изображение.
Материк. Австралия – песец.
Воспитатель: Я кручу глобус, Вы глаза все закрывайте и немножко помечтайте, ветерок нас подхватил, покружил и в Африку переместил.
Материк Африка – белый медведь.
Воспитатель: Я кручу глобус, Вы глаза все закрывайте и немножко помечтайте, ветерок нас подхватил, покружил и в Северную Америку переместил.
Материк Северная Америка – тюлень и морж.
9. Воспитатель: Обратите внимание у моржа и тюленя нет густого и теплого меха. Почему они не замерзают? Ответы детей.
Не только мех помогает животным не мерзнуть. Под их кожей находится толстый слой жира, который их греет. Поэтому северные животные крупные, упитанные.
Белый медведь постоянно ныряет в океан и ловит там рыбу. Как вы думаете, почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз?
Воспитатель: Чтобы проверить наши предположения мы проведем опыт.
В емкость с водой опустим руку и сразу же выньте ее. Посмотрите на неё внимательно, она мокрая, т. е. покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил сильный мороз, то эта вода превратилась в корочку льда. Теперь вытираем руки и слегка смажьте их маслом. Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили (вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками) и если руку встряхнуть, эти капли слетят с руки. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лёд. Так что спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз?
По итогам опыта делаем Вывод:
Физминутка.
Среди снега мишки жили, головами всё крутил (повороты головы)
Дружно рыбоньку ловили (наклоны туловища вперд)
И в мороз по льду ходили (руки на поясе ходьба по кругу на пятках)
А потом они плясали (присядка)
К солнцу лапы поднимали (руки вверх)
Воспитатель: Я кручу глобус, Вы глаза все закрывайте и немножко помечтайте, ветерок нас подхватил, покружил и в Южную Америку переместил.
Материк Южная Америка – белая сова.
Воспитатель: Я кручу глобус, Вы глаза все закрывайте и немножко помечтайте, ветерок нас подхватил, покружил и в Евразию переместил.
Материк Евразия – белая чайка.
Воспитатель: Я кручу глобус, Вы глаза все закрывайте и немножко помечтайте, ветерок нас подхватил, покружил и в Антарктиду переместил.
Материк Антарктида – северный олень.
По ходу деятельности картинка с северным сиянием заполняется животными Севера.
10. Воспитатель: Ну вот ребята мы собрали животных севера для Гены, нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Я кручу глобус, Вы глаза все закрывайте и немножко помечтайте, ветерок нас подхватил, покружил и в детский сад переместил.
11. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Давайте вспомним, что могут делать животные Севера?
Дидактическая игра «Найди друга» (элемент ТРИЗ)
1. «Тюлень». Тюлень умеет хорошо нырять, а кто еще умеет нырять?
Ответы детей.
2. «Северный олень». Северный олень умеет ходить по сугробам и не проваливается, а кто еще так умеет?
Ответы детей.
3. «Полярная сова». Сова умеет охотится по ночам, кто еще так умеет?
Ответы детей.
4. «Белый медведь». Белый медведь любит ловить рыбу, кто еще так умеет?
Ответы детей.
Речевое упражнение «Скажи одним словом»
Если у медведя толстые лапы, то как его назовем? (толстолапый).
Если у оленя длинные рога, то как его назовем? (длиннорогий).
Если у моржа острые зубы, то как его назовем? (острозубый).
Если у тюленя толстая кожа, то как его назовем? (толстокожий).
Итог (5 минут)
12. Воспитатель: Ребята, мы с Вами нашли нескольких животных Севера. На самом деле их намного больше. О многих жителях Севера вы можете узнать из энциклопедий, при просмотре телепередач и Интернета. А картинку с изображениями животных я отправлю по почте Барбоскину Гене.
13. Воспитатель: А теперь, я хочу узнать что вы сегодня узнали и предлагаю вам игру «Закончи предложения».
Дидактическая игра «Закончи предложения»
- Погода в Арктике …
- Снег не тает потому, что….
- На ночном небе можно любоваться ….
- В Арктике обитают….
- Животным не замерзают из-за …
- Животные не мокнут из-за…
14. Рефлексия
Воспитатель: Как вы думаете, мы сумели помочь Гене?
Ответы детей.
Воспитатель: Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
Дидактическая игра «Что сначала, что потом по содержанию занятия»
1. Сегодня мы помогли…
2. У него было задание…
3. Мы отправились в …
4. Мы собрали животных и поселили их там где они должны….
5. Мы проводили ….
15. Воспитатель: Ребята я вам сейчас предлагаю с помощью смайликов показать, понравилось вам наше путешествие или нет. Смайлик с улыбкой – понравилось, у вас всё получилось и было интересно, а смайлик грустный – было очень трудно, хочется ещё узнать больше по этой теме, смайлик обычный – было неинтересно.
16. Воспитатель: Ребята спасибо, наше путешествие закончилось. На память о нём я хочу подарить вам занимательные раскраски.
Давайте попрощаемся с гостями.