Мария Киселева
Конспект ООД в подготовительной группе на тему «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Киселева Мария Михайловна
Описание материала: конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Русская изба» для детей подготовительной группы. Занятие познавательное, направленное на знакомство детей с культурой русского народа.
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе на тему „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с русской избой с предметами русского быта.
Ввести в лексику детей слова: печь, лавка, прялка, рушник, сундук, ухват. Познакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками, загадками.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Материалы и оборудование:
Предметы домашнего обихода: русско-народный костюм, красные платочки, печь из картона, стол, самовар, скатерть, деревянная посуда, чугунок, ухват, корзина, бочонок, рушник, прялка, сундук, ширма избы. Запись русских народных песен, презентация. Материалы для работы с тестом, платочки влажные, поднос, крендельки.
Ход ООД
Дети сидят в кругу.
Вос. Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.
Это пожелание доброе или злое? (ответы детей).
Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку с кем здороваешься.
Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите посмотреть, как жили люди давным-давно? Тогда закрываем глазки и представляем, что едем по деревне, на телеге запряженный лошадью, подъезжаем к избе (сюрпризный момент, воспитатель снимает халат, появляется в образе русско-народного костюма, так же снимает со столов и ширмы накидки). Открываем глаза, посмотрите мы вернулись, в прошлое и сейчас погрузимся в атмосферу русского быта.
Посмотрите, какая красивая одежда на мне: сарафан, рубаха, лента красная. Это русско-народный костюм. Шили и украшали такую одежду сами хозяйки дома (не было фабрик и заводов по пошиву одежды, каждая хозяйка, хотела, чтобы одежда была у нее красивой.
Жили раньше на Руси в избах. Ребята, а вы знаете, что такое изба? (Это дом, построенный из дерева. Избы строили из дерева - сосны или ели. Еще на Руси были такие мастера, которые могли строить избу без единого гвоздя).
Проходите в горницу. Посмотрите, в горнице (так раньше называли комнату, где всё деревянное: стол, лавки, посуда. (Воспитатель показывает горницу)
Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т. к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.
Вечерами люди собирались в горнице, где пели песни, водили хороводы. И мы сейчас с вами поиграем.
Игра «Золотые ворота»
Ребята становятся в хоровод. Напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последних словах, ребята резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота». Игра заканчивается, когда всех игроков поймали.
Вос. Ребята, отгадайте мои загадки.
«Чего из избы не вытащишь?», «То она печёт блины, то показывает сны», «Попало наше тесто в теплое место, попало – не пропало, румяной булка стала».
Вос. Правильно, угадали, это печь.
Посреди горницы стоит печь. Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь - печник. Были о печи и поговорки и пословицы: «Без печи, и изба не изба», «Хочешь есть калачи- не сиди на печи». Она служила источником тепла и света. Так же на печи люди спали.
Д/И «Четвертый лишний»
Ребята давайте посмотрим, какие сказки мы видим? Показ слайдов. Нам нужно выбрать одну сказку, в которой не было русской печи. (ответы детей)
Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно же в печи!
«Красный Угол» почетное место в избе, где находились иконы и стоял стол. Ребята, посмотрите, что стоит на столе. Это посуда, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева, из глины. Бочонок в нем хранили квас. А вот различные чаши: для молока, для меда. Ложки тоже были деревянные. Все это называется «кухонная утварь». В ней готовили еду. (воспитатель показывает посуду)
Отгадайте загадку:
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит, он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов,
Кран на брюхе открывает, кипяточек наливает.
(самовар)
Ребята, а угостить-то вас совсем не чем. А может и нам крендельки испечь?
Да вот печь надо разжечь,
Тесто надо замесить
Да крендельки накрутить.
Сейчас ребята мы с вами сядем за столы, и прежде, чем начнём лепить разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)
И крендельки испечем (выполняем движения как будто лепят)
Снимают салфетки с тарелочек, в тарелочках тесто, скатанное в шарик.
Ребята для того, чтобы сделать кренделёк, нужно:
1. Взять кусочек теста, раскатать между ладошек, получится колбаска.
2. Сформируйте из теста U (форму подковы) и скрутите концы.
3. Прикрепите закрученный конец к основе кренделя.
(дети лепят крендельки, воспитатель готовые ставит в печь)
Молодцы! Красивые крендельки у вас получились, а пока они пекутся мы с вами поиграем.
Давайте печь растопим, подбросим дров. Прекрасно!
Эх, гори, гори ясно!
Физ. минутка: «Гори, гори ясно».
Описание: участники встают со стульев, стоят около стола, в руках платочки, и говорят слова выполняя движения.
Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)
Чтобы не погасло (присесть руки в низ)
Глянь на небо, (встать. Пройти 1 шаг, руки вверх помахать, отойти назад)
Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)
Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)
Ребята, пока мы играли, наши крендельки испеклись. (Сюрпризный момент, воспитатель достает из печи настоящие крендельки и раздает детям). Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.
Наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться. Ребята образуют кружок, садятся на палас. Закрывает глазки, представляем, как садимся в повозку с лошадьми и едем обратно в детский сад.
Итог:
Ребята, давайте вспомним:
Как называется дом, в котором жили люди на Руси?
Как называется комната, в избе?
Что было самым главным в избе?
Д/и «Что было раньше, а что сейчас».
Надеюсь, что вам очень понравилось наше путешествие в прошлое.
Спасибо за внимание!