Токманенко Ольга
«Путешествие в страну музыкальных инструментов». Конспект ООД по музыке для детей подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в области «Музыка» для детей подготовительной к школе группе «Путешествие в страну музыкальных инструментов» на тему: «Развитие звуковысотного слуха, чувства ритма и координации движений через музицирование»
Цель: Формировать и развивать звуковысотный слух, чувство ритма и координацию движений.
Задачи:
Обучающие:
1. Знакомить детей с различными музыкальными инструментами, с особенным звучанием.
2. Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
3. Побуждать детей к игре на ДМИ, учитывая индивидуальные потребности.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к музыке, чувство коллективизма.
2. Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
Развивающие:
1. Развивать музыкально-ритмические способности.
2. Развивать чувство уверенности в себе.
3. Развивать навык игры на музыкальных инструментах, как индивидуально, так и в оркестре.
Аудиозаписи :
• «Паровозик» авт. И. Челноков, Е. Челнокова, «Турецкий марш» В. А. Моцарта, «Тарантелла» Дж. Россини, «Осенняя песенка» М. Мишаковой
Ход занятия:
(Слайд 1)
Дети заходят в зал под музыку и садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель:
-Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас в нашем музыкальном зале на нашем музыкальном занятии. И, как всегда, предлагаю вам поздороваться с помощью музыкального приветствия. Я начну, а вы продолжите.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята» Е. Кошкарова.
Музыкальный руководитель:
-Ребята, сегодня у нас вами будет не простое занятие. Сегодня мы отправимся в Страну музыкальных инструментов. Но прежде, чем начать наше путешествие, нужно вспомнить, какие же существуют виды музыкальных инструментов?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель:
-Правильно. Молодцы! Скажите, а какие инструменты относятся к духовым?
Ответы детей. (Слайд 2)
Музыкальный руководитель:
-Верно. А к струнным?
Ответы детей. (Слайд 3)
Музыкальный руководитель:
-Правильно. К ударным?
Ответы детей. (Слайд 4)
Музыкальный руководитель:
-К клавишным?
Ответы детей. (Слайд 5)
Музыкальный руководитель:
-Молодцы! Ребята, а какими музыкальными инструментами мы с вами уже пользовались раньше?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель:
-Молодцы, ребята! Как много вы знаете музыкальных инструментов! А сегодня я хотела бы познакомить вас с новыми инструментами. Ой, а где же они?
Осматривается и находит шкатулку.
Музыкальный руководитель:
-Ой, ребята, посмотрите, что это такое лежит?
Дети: Музыкальная шкатулка!
Музыкальный руководитель:
-Давайте ее откроем!
Открывают шкатулку и находят письмо.
Музыкальный руководитель:
-Ребята, посмотрите, тут письмо. Давайте-ка поскорее прочтем его.
Читают письмо.
«Дорогие ребята! Если вы читаете это письмо, значит вы совсем уже большие и готовы прийти мне на помощь. Злой Волшебник Фальшивец похитил музыкальные инструменты, которые вам еще не знакомы. И для того, чтобы их спасти, нужно выполнить его задания. Надеюсь на вашу помощь. Король музыкальных инструментов Рояль»
Музыкальный руководитель:
-Ну что, ребята, поможем найти музыкальные инструменты?
Дети:
-Дааааа!
Музыкальный руководитель:
-Смотрите, в шкатулке есть карта. На ней нарисован путь. По нему мы и отправимся. И первая станция называется «Игровая».
(показать на проекторе картинку с изображением станции «Игровая» (Слайд 6)
Ну что, начнем наше путешествие?
Дети:
-ДААА!
Дети встают «паровозиком» и по музыку едут до станции «Игровая» и остаются в кругу. («Паровозик» авт. И. Челноков, Е. Челнокова)
Музыкальный руководитель находит нотку. На ней написано задание.
Музыкальный руководитель: -Тут написано, что нам нужно сыграть в игру «Оркестр и дирижер».
Пока музыкальный руководитель спрашивает у детей, что такое оркестр и кто такой дирижер, два ребенка раскладывают инструменты внутри круга детей. (Слайд 7)
Игра «Оркестр и дирижер» (музыкально-ритмические движения)
Описание
Дети встают в круг. В центре круга около каждого ребенка на ковре лежит музыкальный инструмент. В центре стоит дирижер с дирижерской палочкой. Под музыку «Турецкий марш» В. А. Моцарта дети берут инструменты и стараются ритмично играть на них, а дирижер дирижирует. Под музыку «Тарантелла» Дж. Россини дети кладут инструменты на ковер и бегут боковым галопом. При остановке музыки каждый останавливается около инструмента. Инструментов на один меньше, чем детей. Тот ребенок, кому не досталось инструмента становится дирижером. Игра повторяется 3 раза.
После игры (дети самостоятельно кладут инструменты в указанное место) музыкальный руководитель находит музыкальный инструмент – Рейнстик или Посох дождя.
Далее следует краткий рассказ об этом инструменте. (Слайд 8) Представляет собой длинную полую глухо закрытую на торцах трубу с расположенными по всей длине внутренними перегородками, частично заполненную мелким сыпучим наполнителем (крупы и другие семена, мелкие камешки, бисер, другие твёрдые гранулы). Перегородки образуют внутри трубы спиральку. При вертикальном переворачивании Рейнстика его содержимое просыпается сквозь спиральное препятствие к противоположному концу трубы, производя звук, напоминающий шум дождя. Поэтому инструмент так и называется. Рейнстик медленно переворачивают, позволяя сыпучему наполнению постепенно перемещаться, создавая звуковой эффект, похожий на шум дождя.
Демонстрация игры.
Ставит Рейнстик на видное место (Стол)
Музыкальный руководитель:
-Ну, что же самое время ехать дальше. Смотрим на карту и следующая станция называется «Музыкальные загадки». По вагонам!
(Слайд 9)
Дети встают «паровозиком» и под музыку едут до станции «Музыкальные загадки»
Музыкальный руководитель находит нотку с заданием и продолжает:
-Ребята, Король Рояль нам говорит, что на этой станции живет Фея Музыки и чтобы найти еще один музыкальный инструмент нам нужно отгадать ее музыкальные загадки. Посмотрите пожалуйста на экран проектора.
Музыкальные загадки. (Слайд 10)
1. Есть у нас веселый друг,
Обожает громкий стук,
Бей его 100 раз подряд,
Он ударам только рад.
Не драчун и не буян.
Просто это (Барабан)
(Слайд 11)
2. Дед Егор еще не старый,
Внуку сделал он подарок
И теперь у нас Ванютка
Целый день дудит на… (Дудке)
(Слайд 12)
3. Все мы очень любим слушать,
Как поет у нас Тамара,
И в руках ее послушна шестиструнная … (Гитара)
(Слайд 13)
4. Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной
И поэтому купили
Им большое (Пианино)
(Слайд 14)
5. За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»,
Деревянные девчонки, музыкальные сестренки,
Поиграй и ты немножко
На красивых, ярких …. (Ложках)
После загадок находят музыкальный инструмент Мелодика.
Музыкальный руководитель:
-Вот ребята посмотрите, мы нашли еще один музыкальный инструмент, а называется он – Мелодика (Слайд 15).
Мелодика — это клавишно-язычковый музыкальный инструмент. Придумали и создали этот инструмент в Германии в 1958 году. Звук извлекается путём нажатия на клавиши одновременно с подачей воздуха в мундштучный канал. Управление звуками производят клавиатурой, как у фортепиано.
Далее музыкальный руководитель показывает, как играть на Мелодике. Затем ставит ее рядом с Посохом дождя.
Музыкальный руководитель:
-Ребята, молодцы, большая часть пути уже пройдена и нам осталось добраться до последней станции, указанной на карте. И она называется «Песенная». Вперед! (Слайд 17)
Дети едут до станции «Песенная» и садятся на стулья.
Музыкальный руководитель находит нотку с заданием.
Музыкальный руководитель : -Ребята, чтоб нам отыскать еще один инструмент необходимо исполнить песню. А перед тем, как петь, песни давайте с вами исполним попевку.
Она называется «Хитрая лиса» Т. С. Овчинниковой. Сейчас предлагаю послушать попевку. (Исполняю)
Теперь давайте прохлопаем мелодию попевки (передают с помощью хлопков ритмический рисунок попевки). Давайте проговорим текст попевки (сказали).
ПОЮТ попевку.
Музыкальный руководитель:
-Ребята, напоминаю, что мы прибыли на станцию «Песенная» и я хочу предложить вам исполнить песню, которую всем вам знакома. Какое у нас сейчас время года?
Дети: Осень!
Музыкальный руководитель:
-И песенка наша называется «Осенняя». Давайте споем ее.
Поют два куплета (в сопровождении фортепиано) и находят Клавесы.
(Слайд 17)
Музыкальный руководитель:
-Посмотрите на экран, у нас появился еще один музыкальный инструмент, который злой Фальшивец от нас спрятал и называется он «Клавесы».
Клавесы или ритмические палочки –это простейшие шумовые инструменты: две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Были изобретены немецким композитором Карлом Орфом. Обычно клавесы делают из бука, сосны и берёзы. Играть на них достаточно просто. Сейчас я покажу вам несколько приемов игры на этом инструменте.
Демонстрация игры разными способами. Положить к мелодике и посоху дождя.
Музыкальный руководитель:
-Ну что, ребята, вам удалось не только спасти музыкальные инструменты, но и познакомиться с ними, а теперь давайте попробуем играть на всех этих инструментах.
Дети подходят к заранее подготовленным инструментам, берут их и встают полукругом, лицом к зрителю. Сначала пробуют без музыки по очереди каждая группа инструментов.
Музыкальный руководитель:
-Молодцы, и сейчас мы совместим игру на этих инструментах с уже знакомой вам «Осенней песенкой».
Исполнение песни «Осенняя песенка» М. Мишаковой (фонограмма)
После исполнения кладут музыкальные инструменты в определенное место и садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель:
-Вам понравилось ваше исполнение? Молодцы, отлично справились со всеми заданиями и на этом наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в детский сад.
Заключение. Анализ проведенного занятия
Музыкальный руководитель:
-Итак, давайте еще раз вспомним, с какими же музыкальными инструментами мы сегодня познакомились:
Ответы детей.
Музыкальный руководитель:
-Как считаете справились со всеми заданиями, помогли Королю?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель:
-Давайте, как всегда, попрощаемся по-музыкальному.
Музыкальное прощание.
Дети проходят под музыку круг и уходят в группу.