Суздальцева Ирина
Конспект ООД «Путешествие в царство Живописи и Графики» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Продолжать работу по формированию навыков последовательного, целостного художественного восприятия подлинного искусства.
Задачи: Закреплять знания о жанрах живописи. Формировать основы художественной культуры детей, продолжая знакомить с произведениями живописи художников. Учить видеть своеобразие, отличительные особенности в картинах разных художников, особенности творческой манеры некоторых из них. Подвести к пониманию того, о чем и как говорит искусство, о том, что художник изображает картины окружающего мира, вызвавшие его интерес.
Публикация «Конспект ООД „Путешествие в царство Живописи и Графики“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
Развивать устойчивый интерес к живописи, эстетические и патриотические чувства, умение видеть прекрасное глазами художника.
Воспитывать интерес к искусству, прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Поощрять активное участие детей в художественной деятельности.
Словарная работа: живопись, графика, натюрморт, пейзаж, портрет, жанры, репродукции.
Предварительная работа: Составление рассказов по картинам, рассматривание репродукций картин, беседа по ним. Дидактические игры: «Жанры живописи», «Картинная галерея», «Угадай, из каких цветов состоит этот цвет?» «Составь композицию».
Оборудование: кроссворд, изображения сказочных героев, изображение фей Графики и Живописи, изображение карандашей с буквами (цвета радуги, портреты художников, репродукции картин, листы с лицом мальчика с недостатками на каждого ребёнка, карандаши, посуда, искусственные цветы, овощи и фрукты, вазы, «отгадки», конверт с белыми листами, банки-непроливайки, бумага с нарисованными замками, акварель, трубочки, мешочек, цветные карточки, медали, сладости.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Времена года», «Баба Яга».
Ход занятия:
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но куда, вы попробуете догадаться, разгадав кроссворд.
ж асмин
и ван
маль в ина
пьер о
чип пполино
алиса
песочник
эльза
В середине кроссворда появляется слово "живопись"
К кому мы сегодня с вами отправимся? (К фее изобразительного искусства – Живописи.) Что означает слово «живопись»? (Писать жизнь.) Чем повелевает фея живописи? (Цветом.)
Какой материал используем, когда занимаемся живописью? (Гуашь, акварель, масляные краски.) Есть ещё одна фея изобразительного искусства. Как её зовут? (Графика.) Чем повелевает фея Графики? (Линией, штрихом, точкой.) Какие материалы ей помогают? (Карандаши, восковые мелки, уголь, пастель.) Зачем нужны людям эти феи? (Чтобы рисовать.) На доску воспитатель вывешивает изображение фей. Что можно нарисовать? (Всё, что угодно: природу, человека, животных, птиц и т. д.) А как можно назвать людей, которые всё это умеют рисовать и с которыми дружат наши феи? (Художники.) Правильно. Художники очень любят этих фей. Без них они никуда. Ведь все художники пользуются красками, карандашами, углём и т. д. А рисование на ту или иную тему определяет жанр живописи. Фея Графики предлагает отгадать один из жанров по её карандашам. Нужно расположить цвета карандашей по порядку цветов радуги. Только будьте внимательны.
Дети выкладывают карандаши в порядке цветов радуги и читают название жанра – портрет. На стене развешены портреты художников, на другой стене – репродукции их картин.
Если видишь, что с картины, смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется …портрет.
На что похож портрет? (На фотографию.)
И здесь художники изображают не только их лица, позу, одежду, но и их настроение: грустное или радостное, спокойное или взволнованное.
Какие бывают портреты? (Погрудные, поясные, во весь рост.) Сейчас задание вам от феи Живописи. Давайте рассмотрим некоторые портреты. Нужно найти репродукции картин и их автора.
Дети находят пары:
Д/игра «Найди недостаток в портрете»
Воспитатель раздаёт детям изображение лица одного и того же мальчика или девочки с разными недостатками. Дети дорисовывают недостающие части лица.
Молодцы! Но есть ещё жанры, которые называют «живой» и «мёртвой» природами. (Это – пейзаж («живая») и натюрморт («мёртвая»).) Почему натюрморт называют «мёртвой» природой? (Ответы детей.)
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это… натюрморт.
Натюрморт иначе – «тихая жизнь вещей». Нас всегда окружают вещи. Мы привыкли к ним и порой даже перестаём их замечать. А у художника взгляд зоркий, пытливый, он видит в вещах необычное, прекрасное. Давайте найдём репродукции – натюрморты.
Дети находят: И. Э. Грабарь «Яблоки», К. С. Петров – Водкин «Черёмуха в стакане», «Розовый натюрморт», «Утренний натюрморт». Д/игра «Составь натюрморт». Дети составляют натюрморт из цветов, посуды, овощей, фруктов и т. д. Игра проводится под музыку. А какая природа «живая»? (Пейзаж.)
Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш
Обязательно картина называется …пейзаж.
Что же можно увидеть на пейзаже?
1. Выше леса, выше гор расстилается ковёр. Он всегда, всегда раскинут над тобой и надо мной. То он серый, то он синий, то он ярко-голубой. (Небо.)
2. Растёт, растёт всё лето. Коровам без неё беда: она их главная еда. (Трава.)
3. Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево.)
4. Серебряные нити сшивают землю с небом. (Дождь.)
Воспитатель по ходу отгадывания загадок выставляет на доску отгадки. Потом получается картина – пейзаж. Молодцы! Справились с заданием! А сейчас отгадав музыкальную загадку, вы узнаете о каком жанре ИЗО пойдёт речь дальше.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Баба –Яга». Какой жанр ждёт с нами встречи? (Сказочно – былинный.) Входит Баба – Яга. Садится на стул.
Баба Яга: Всё, закончилось ваше путешествие. Воспитатель: Ну, здравствуйте, дорогая Баба Яга. А почему путешествие закончилось?
Баба Яга: Я в сказочном мире всё заколдовала. Воспитатель: А мы расколдуем… Баба Яга: Попробуйте. Воспитатель: Ребята, надо нам в сказке всё расколдовать. Баба Яга: Попробуйте, такая красота была… Даже самой жалко.
Баба Яга достаёт конверт. Там белые листы бумаги с вырезанным прямоугольником. В них дети видят: богатыря, серого волка, Алёнушку, Снегурочку. Дети узнают картины.
Баба Яга: Порадовали вы меня своими знаниями. Люблю я этого художника сказочника, только забыла, как его зовут. Помогите, дети! (Виктор Михайлович Васнецов.)
Баба Яга: Вот, вот Васнецов. Слышать слышала, а видеть не видела. (Дети находят портрет В. М. Васнецова.) Красивый мужчина. Мне бы такого в избушку. Хочу себе такую картину нарисовать. Вот, чтобы замок был, как у спящей принцессы, весь в зарослях необычных. Люблю коряги, кустарники. Да жаль…
Воспитатель: Ребята, давайте исполним желание Бабы Яги – нарисуем сказочные заросли. Но… Взамен ты всё до конца расколдуешь и вернёшь всё на свои места. Пока мы рисуем, ты всё исправляешь. Договорились? (да)
Дети рисуют методом выдувания заросли. Добавляют методом тычка цветы, листочки.
Появляется Баба Яга с мешочком.
Баба Яга: Какая красота получилась! Я всё исправила. А Феи Графика и Живопись рады за вас, что вы прошли все испытания и справились со всеми заданиями. Они передали для вас вот эти карточки и сказали, что вы знаете, какой здесь цвет тёплый, а какой холодный.
Воспитатель показывает карточку, зажигается «волшебный куб» с этим цветом. Дети называют, какой это цвет: тёплый или холодный.
Баба Яга: Какие молодцы! (Собирает карточки, складывает их в мешочек.) Кручу, верчу, быть доброй хочу. Цветные карточки в подарок превращу! (Достаёт медали и сладости.) Под торжественную музыку проходит награждение детей.