Роза Золотова
Конспект ООД по развитию речи «Поможем Маше подготовиться к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое открытое занятие по развитию речи
в подготовительной группе
«Маша идет в школу»
Составила: воспитатель МАДОУ "Детский сад" "Колобок"
Золотова Роза Евгеньевна
2015
Цель. Развитие речи детей.
Задачи.
• Называть и различать звуки русского языка, закреплять умения делить слова на слоги, составлять предложения, уметь составлять короткие рассказы по сюжетным картинам.
• Расширять словарь детей.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Поможем Маше подготовиться к школе“» размещена в разделах
• Ориентироваться во времени, уметь высказывать свои мысли, вырабатывать культуру общения, формировать связанную речь.
• Упражнять внимание, память, познавательный интерес, творческие способности, самоконтроль
• Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу, воспитывать у детей доброту, отзывчивость, формировать устойчивый интерес к школе.
Интеграция образовательных областей. Социально-комуникативное развитие, познавательно-речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Оборудование: сюжетные картинки по теме “Природа”, кукла Маша, аудиозапись из мультфильма "Маша и медведь", карточки для игры с изображением предметов «Один- много», «Четвёртый лишний», портфель и набор школьных принадлежностей, рисунок с изображением дома для игры "Что изменилось".
Методы и приемы:
- наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация);
- словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание);
- практические (игровые).
Ход занятия
1. Вводная часть.
- Добрый день, ребята! Сегодня нас ждет необычная встреча. К нам придет необычная гостья. Послушайте запись и определите с какого она мультфильма.
(Звучит аудиозапись из мультфильма “Маши и медведь”.)
- Ребята, вы узнали, что это за гостья? (ответы детей)
-А вот и наша гостья (показ куклы Маши)
- Из какого мультфильма она пришла к нам? (ответы детей)
- Какие серии про Машу вы смотрели? (ответы детей)
- А давайте сами придумаем новую серию про Машу и напишем сценарий к новой серии, отошлем его на киностудию и если наш сценарий понравится режиссеру-мультипликатору, то будет снята новая серия мультфильма и в титрах "Сценаристы", вы увидите свои фамилии.
Ребята, в сценарии будут описываться все наши действия и слова, поэтому надо быть предельно внимательными, контролировать свое поведение и следить за своей речью.
А чтобы наша речь была внятной, четкой и понятной, давайте потренируем наши язычки (артикуляционная гимнастика по показу воспитателя). Теперь мы готовы для написания сценария.
2. Основная часть.
Посмотрите на нашу гостью, и скажите какая она по характеру? (Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная).
- А еще Маша большая путешественница, она побывала в разных детских садах, в разное время. В одном детском саду она была там, где дети танцуют, поют песни. Как вы думаете что это за зал? (Музыкальный зал)
В другом детском саду она побывала где дети играют, занимаются, читают книги. Что это за помещение? (Группа)
Она даже побывала там, где дети раздеваются и укладываются спать. (Спальня).
А в третьем детском саду она побывала в помещении где много шкафчиков, куда дети вешают свою одежду (Раздевалка).
Также она была там, где есть полотенчики, мыло (Туалетная комната).
Она бывала в детском саду в разное время суток.
Когда дети
- приходят, здороваются … (Когда это бывает) (Утром)
- обедают, благодарят, ложатся спать (Днём)
- одеваются, прощаются с детками и воспитателем (Вечером)
- И вот однажды, Маша решила, что ей уже пора идти в школу.
Но посмотрев какие предметы она набрала в школьный рюкзак, я сильно удивилась (Воспитатель показывает предметы).
Давайте Маше поможем собрать нужные для школы предметы.
Игра «Опиши предмет».
Дети по - очереди подходят, берут один предмет и описывают его (форма, цвет, величина, из каких частей состоит и каково назначение предмета).
(Книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка.)
- Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Школьные принадлежности).
-Портфель готов, но чтобы пойти в школу нужно много знать. Ребята, покажите Маше какими знаниями нужно обладать прежде чем идти в школу.
-Ответьте пожалуйста на каком языке мы с вами разговариваем? (русский)
-Из чего состоит наша речь? (предложений)
Придумайте предложение из 3 слов, затем из 4-х слов (ответы детей)
-Из чего состоит предложение? (слов)
-На что делятся слова? (слоги).
Дети делят слова на слоги? (школа, доска, ученик, учебник.)
-Из чего состоят слова? (звуков)
-Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
-Назовите гласные звуки (ответы детей).
-Что вы знаете о согласных звуках (твердые и мягкие).
Предлагаю игру с мячом. (бросаю мяч ребенку называю твердый согласный, ребенок возвращает мяч делая этот звук мягким).
Ребята посмотрите на Машу, совсем она расстроилась. Сколько всего надо знать?
Давайте поднимем Маше настроение.
Физкультминутка “Если есть хороший друг…” (стоя в кругу)
Настроение упало, (наклон вперед, покачивают руками из стороны в сторону)
Дело валится из рук…
Но ещё не всё пропало, (встают прямо, берутся за руки, раскачивают руками)
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоём, (хлопают в ладоши)
С облегчением вздохнём – (руки на пояс)
Настроение поднимем (встают на носки, руки вверх)
И от пыли отряхнём! (руки на пояс)
Фу-фу-фу, фу-фу-фу. (правой рукой стряхиваем с левого плеча, и наоборот)
Ну вот и Маша повеселела.
Научили мы Машу многому. Но еще каждый ученик должен знать как правильно добираться до школы, дорога может быть разной. Помогите Маше безопасно дойти до школы. (По периметру группы развешаны сюжетные картины, воспитатель предлагает придумать мультяшную историю о том как Маша добиралась до школы, подходя со всеми детьми к каждой картине, дети рассказывают что изображено, фантазируют, домысливают сюжет). Последняя картина с изображением школы, воспитатель предлагает обобщающий, короткий рассказ о том что Маша не опоздала и вовремя к звонку пришла в школу.
Раздается стук в дверь.
Заходит почтальон, заносит посылку, воспитатель раскрывает, достает письмо ( письмо написано печатным шрифтом: "Здравствуйте дорогие ребята! Спасибо, что помогаете Маше готовится к школе. ". Письмо предлагаю почитать двум, трем читающим детям. В письме задание для детей от мишки с целью проверки готовности к школе).
Дети выполняют предлагаемые задания:
1. Назови слово противоположное по смыслу (с использованием ладошек, воспитатель называя слово хлопает ребенка по ладошкам, ребенок отвечая хлопает в ответ0
Радостный – грустный, печальный
Светлеть – темнеть
Сухой – мокрый
Тишина – шум
Часто – редко
Ясный – пасмурный
Мёрзнуть – согреваться
Плохой - хороший
Тёмный – светлый
Храбрый - трусливый
Высокий – низкий
Лёгкий – тяжелый
Тихо – громко
Широкий – узкий
Холодный - горячий и т. д.
2. Второе задание. Игра «Один - много».
- Детям раздаются карточки с изображением предметов во множественном числе
На магнитной доске картинки с теми же предметами в ед. числе.
Воспитатель указывает на картинку, спрашивая- "У кого есть такие предметы? Назови их, у тебя много чего?" (дети отвечают- кубиков, кувшинов, карандашей.). После того как все дети ответили, воспитатель предлагает картинку с изображением пальто (ед. ч, задает вопрос - "Что это?" (ответ детей -пальто). Далее предлагается картинка (изображение во множ. ч.). Воспитатель задает вопрос- "Много чего?" (ответ детей- пальто).Хвалю детей за сообразительность.
3. "Четвертый лишний". (За столами).
Перед каждым ребенком по 4 картинки на одну тематику.
Например:
Три картинки с изображением животных, а одна с изображением птицы.
Три картинки с изображением мебели, а одна с изображением посуды и т. д.
Дети выбирают лишнюю картинку и откладывают ее в сторону.
Воспитатель выслушивает объяснения детей почему та или иная картинка лишняя.
4."Игра на внимание"
Какие трудные задания Мишка нам придумал. Вот ещё одно. Перед вами картинка. Что на ней изображено? (Дом). Сейчас все отвернётесь, а я дорисует несколько деталей, а вы попробуете отгадать, какие произошли изменения.
3. Заключительная часть. – Молодцы, Мишка и не сомневался, что вы справитесь со всеми заданиями. Мы не только помогли Маше подготовиться к школе, но и показали, что сами много умеем и знаем, и готовы пойти в 1 класс.
Мишка благодарит вас за помощь в подготовке Маши к школе, а так же за создание сценария к новой серии, которая будет называться "Поможем Маше подготовится к школе" и дарит вам подарки (раскраски из серии "Маша и медведь").