Оля Мосеева
Конспект ООД «Путешествие к Северному полюсу»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Цель: формировать первоначальные представления об особенностях природы Арктики.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей об образе жизни животных и птиц на Крайнем Севере;
- познакомить с особенностями приспособленности разных животных (внешний вид, повадки, питание) к обитанию в условиях Арктики;
- рассказать о животных, занесенных в Красную книгу.
Развивающие:
Публикация «Конспект ООД „Путешествие к Северному полюсу“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
- способствовать развитию познавательной активности, внимания, памяти; двигательной активности;
- развивать умение устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать выводы.
- активизировать словарь.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе.
Дидактическое оснащение и оборудование: Глобус. Картинки с изображением животных, обитающих в Арктике. Мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, экран. Аудиозапись шума метели. Презентация «Животные Севера».
Предварительная работа: беседы о разных климатических зонах Земли; рассматривание детских иллюстрированных энциклопедий о животных.
Ход ООД.
Мотивационно-ориентировочная часть. (3 мин)
Воспитатель ставит перед детьми емкость с водой и предлагает ребенку бросить в неё кусочек льда. Дети пробую «утопить» лед.
Воспитатель: Почему он не тонет? (Лед легче воды) А где в природе можно увидеть плавающий лед? (весной в реках, морях, лужах) А вы знаете, что на Земле есть места, где льдины плавают в морях в любое время года.
Звучит шум метели (аудиозапись). Воспитатель предлагает определить звуки, которые они слышат.
Воспитатель: Как вы думаете, когда у нас бывают такие сильные метели? (Зимой) На Земле есть очень холодные места, где такие метели и снежные бураны бывают очень часто. Это Арктика. Я предлагаю вам отправиться в это царство холода, снега и льда. Но прежде чем пуститься в путь мы должны узнать, в какой точке земного шара находится это необыкновенное место.
Показ Арктики на глобусе.
Организация детской деятельности. (25 мин)
Воспитатель: Арктика находится на севере земного шара в центральной части Северного Ледовитого океана. Как вы думаете, почему название океана – Ледовитый (Ответы детей) Почему льды в нем не тают? Во-первых, потому что там очень холодно, а, во-вторых, эти льдины очень большие, просто огромные. Климат там суровый, по полгода не бывает солнца – длится полярная ночь. Целые сутки темным-темно и очень холодно, а следующие полгода солнце не заходит за горизонт, но лучи его настолько слабы, что не греют – это время называют полярным днем. Нужно нам одеться потеплее и отправляться в путь.
Имитация одевания.
Мы садимся в самолёт.
Отправляемся в полёт (дети имитируют полёт на самолёте)
Тут – стоп, поворот:
Сядем мы на теплоход.
Теплоход плывёт –
Нас в Антарктику везёт. (имитируют передвижение на пароходе)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и на месте. Кругом большие льдины, плавают айсберги. Кого же мы можем встретить здесь в таких суровых условиях? Ребята, навстречу нам вышел здешний хозяин. Кто же он, отгадайте?
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь)
Воспитатель: Белый медведь наикрупнейший хищный зверь Арктики. Его длина около 3 м – это приблизительно вот сколько, а весит он 800 -1000 кг. На снегу его совсем незаметно. Как вы думаете, почему? (Ответы детей: шуба его белая и снег белый.)
Выдает его лишь чёрный нос. Когда медведь подкрадывается к своей добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Прыгнет в ледяную воду и плывет дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода ему не страшны. Как вы думаете, почему? (Ответы детей: у него теплая шуба.)
Да, мех медведя почти не промокает, т. к. имеет очень густой подшерсток. В нем задерживается воздух, и вода не проникает туда. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду.
Чем питается белый медведь? (Ответы детей)
Правильно, белый медведь - хищник, он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.
Осенью белые медведи роют в снегу берлоги, в которых зимой рождается 2 – 3 крохотных (размером с ладошку) малыша, которых она выкармливает своим жирным, как сливки, молоком. Чтобы не замерзнуть, медвежата приближаются к медведице-маме.
Ну, а нам лучше всего соблюдать осторожность и держаться подальше от белых медведей. Как вы думаете, почему?
Воспитатель: Дальше будем передвигаться на лыжах.
Дети имитируют ходьбу на лыжах.
Воспитатель: А вот животное, которое питается рыбой.
Кто в Арктике живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он … (тюлень)
Воспитатель: Он прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздух – и снова в воду. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Вне воды тюлени оказываются совсем беспомощными. Почему? (Ответы детей.)
Правильно, они большие и неповоротливые, и у них нет лап. Именно поэтому тюлени становятся легкой добычей для белых медведей.
Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки, прячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин и торосов.
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, еще одну загадку про обитателя Арктики.
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы,.
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый (Морж)
Воспитатель: Морж - крупное хищное животное. Питается рыбой, охотясь на неё в море. Посмотрите, ребята, у него нет лап, а есть ласты. Морж прекрасный пловец, не смотря на то, что выглядит неуклюжим и неповоротливым на суше. Его огромные бивни помогают ему не только обороняться от врагов, морж с помощью них выбирается на сушу.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается, предлагаю, проехать на саночках.
А кого же запряжем мы в санки, отгадайте.
Он вездеход, он пароход
И к тому же самолет!
Везде проедет, везде пройдет —
В любую погоду дорогу найдет!
Словно царскую корону
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (Олень)
Воспитатель: это благородные олени. Не страшны им ни морозы, ни сугробы. Длинные ноги не дают провалиться в снег, а особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, что придает устойчивость на скользких поверхностях. А еще олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом. А что так украшает этих животных? (Рога). Огромные, красивые, ветвистые. Рога есть у самок и самцов. А у детенышей (оленят) рожки похожи на маленькие веточки кустика. За оленятами следит все огромное стадо, которое кочует по тундре во главе с вожаком, самым опытным и сильным оленем.
Воспитатель: В Арктике очень холодно, я замёрзла, а вы? Предлагаю погреться.
Физкультурная минутка «Кто на севере живет»
По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)
Медведица идет.
За нею медвежата (убыстряют шаг)
Торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полынье холодной
Тюлень и морж плывет. (идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени. (руки скрестно над головой – «рога», бегут
Им виден путь едва (высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит
Полярная сова. (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Воспитатель: Вот мы с вами и согрелись. Ребята, посмотрите, что это такое светится. Послушайте небольшую загадку.
Что за чудо чудеса –
Загорелись небеса.
Ой, горит, пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет –
Это с неба льется свет (северное сияние)
Воспитатель: Ребята, такое явление неживой природы на территории нашей страны можно наблюдать только на крайнем севере, в Арктике. Скажите, правда похоже на радугу? (ответы детей).
Игра «Узнай «северные» слова».
Воспитатель: Я предлагаю немного поиграть. Я буду называть слова, а когда среди них встретятся «северные», вы хлопните в ладоши.
Снег, ледник, жара, морж, пустыня, холод, цветок, льдина, лес, морской котик, снежинка, поле, колокольчик, северный олень, северное сияние, радуга.
Воспитатель: Ребята нам уже пора возвращаться в детский сад. Сначала мы летели на самолете, а потом плыли на теплоходе. Значит, чтобы вернутся, нам нужно сначала проплыть, а потом полететь на самолете.
Вот мы и добрались. Посмотрите, у нас в группе есть фотографии животных, обитающих на Севере. Но кто-то решил подшутить и перепутал картинки, добавив фото и других животных. Помогите навести порядок и найти «северных» животных.
Игра «Найди животных»
Воспитатель: Какие вы молодцы, всех нашли и смогли рассказать о них.
Рефлексивно-оценочная часть (2 мин)
Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить, где мы сегодня путешествовали, с кем повстречались в Арктике. Мы узнали сегодня много нового об обитателях Севера. Что вам наиболее запомнилось?
Обитатели Арктики - белый медведь, северный олень, морж - занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. Как вы думаете, почему? К сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным и птицам.
Предлагаю вам в свободное время нарисовать обитателей Крайнего Севера и рассказать о них своим друзьям и родителем.