Галина Евтенко
Конспект ООД «Природа на Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи. Углубить и расширить знания воспитанников о птицах нашего края.
Уточнить названия часто встречающихся перелётных и зимующих птиц, их особенности, закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь птиц. Развивать умение объяснить значение слов: перелетные, зимующие, водоплавающие, насекомоядные. Познакомить воспитанников со строением пера и их значением в жизни птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период. Обогащать и активизировать словарь дошкольников, закреплять умение делить слова на слоги. Развивать слуховое восприятие, умение согласовывать движения пальцев рук и слова игры для развития мелкой моторики.
Публикация «Конспект ООД „Природа на Кубани“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Природа Кубани: животные и растения
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Предварительная работа:
наблюдение за птицами на прогулке;
рассматривание иллюстрации с птицами;
дидактические игры «Какая птица лишняя?», «Зимующие и перелетные птицы», лото «Птицы», словесные игры «Мяч поймай, зимующих (перелетных птиц) называй», чтение художественной литературы о птицах.
Оборудование:
демонстрационный материал «Птицы»; модели – схемы для сравнения птиц с другими животными;
перья разной формы, цвета, размера;
ножницы, стаканчики с водой;
карточки для дидактической игры «Какая птица лишняя?»
кормушки и различный корм для птиц, аудиозапись «Голоса птиц».
Словарь: перелетные, насекомоядные, водоплавающие, отлет,
Ход.
Мотивация.
Воспитанники приглашены в круг: Встаньте, дети, встаньте в круг. (3 раза). Ты – мой друг, и я – твой друг, старый, добрый друг. Поскорее становись. (3 раза). И друг другу улыбнись, улыбнись, да.
Воспитатель читает: Поспевает брусника. Стали дни холоднее,
И от птичьего крика сердцу стало грустнее.
Стаи птиц улетают прочь за синее море.
Все деревья блистают в разноцветном узоре.
К. Бальмонт.
(звучит аудиозапись птичьих голосов)
Воспитатель. Ребята, чьи голоса вы слышите?
Ответы.
Воспитатель. (читает). Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. Назовите всех названных птиц одним словом. Ответы. Воспитатель Я согласна с вами, мы сегодня будем говорить о перелетных птицах нашего Краснодарского края. А как еще называют Краснодарский край?
Ответы.
Основная часть.
Воспитатель. Совершенно верно. Пришла осень на Кубань, и отправились перелетные птицы в теплые края. Торопятся, решили немного отдохнуть, приземлились на берегу реки, чтобы подкрепиться. Внимательно их рассмотрите, и назовите птиц, которых вы знаете. (на магнитной доске иллюстрации перелетных птиц).
Ответы.
Воспитатель: Вы настоящие знатоки, назвали птиц, которые живут у нас на Кубани.
Воспитатель: ребята, чем отличаются птицы от других животных?
(отвечают, опираясь на модели – схемы).
Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
Воспитатель: Вспомните и назовите птиц, о которых говорится в стихотворении. Ответы. Воспитатель. Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, потому что. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.
Вот вам первое задание: найдите насекомоядных птиц.
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.
Выполните второе задание: найдите водоплавающих птиц.
Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»
Воспитатель. Прилетели птицы, принесли на крыльях игру, которая так и называется «Прилетели птицы!» Будьте внимательны, вовремя хлопните в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(воспитанники хлопают)
Воспитатель: кто лишний?
Ответ. Воспитатель: А мухи – это кто?
Ответ.
Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(воспитанники хлопают)
Воспитатель: начинаем снова…
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Воспитанники хлопают. Воспитатель: продолжаем. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галочки, стрижи,
Аисты, кукушки…
Даже совки – сплюшки…
(хлопают)
Воспитатель: что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи
Комары, кукушки…
(дети хлопают, объясняют, кто такие комары). Воспитатель:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки – сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Воспитатель: Летели перелетные птицы. Торопились, уронили перья. Подойдите поближе. Давайте их рассмотрим. Чем они различаются?.
Ответы. Воспитатель: каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.
Что случится, если сейчас подует ветерок?
Ответы. Воспитатель: если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.
Обмакните перо в стакан с водой, объясните, намокло ли перо?
Ответы.
Воспитатель: Конечно, перья защищают птицу от воды и сырости.
А зачем нужны птицам большие перья?
Ответы.
Воспитатель: для чего им нужны маленькие перышки?
Ответы (для тепла).
Воспитатель: теперь рассмотрите окраску перьев и расскажите о ней.
Воспитанники составляют короткие рассказы – описания.
Воспитатель: часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птицярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.
(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением).
Воспитатель: Мы немного отдохнем, поиграем вместе. (игра с пальчиками). Мы построили скворечню Постукивают кулаками друг о друга. Для весёлого скворца, Мы повесили скворечник Сводят руки над головой — «скворечник». Возле самого крыльца. Всё семейство вчетвером Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.) Проживает в доме том: Ритмично соединяют палец с большим пальцем на обеих руках одновременно — «колечки», по 2раза Мать, отец и скворушки — Чёрненькие перышки.
Е. Тараховская Воспитатель: Посмотрите в окошко, каких птиц вы видите? Ответы. Воспитатель: Да, не все птицы улетают на юг, некоторые остаются зимовать. Как они называются? Ответ (зимующие). Воспитатель: Каких зимующих птиц вы знаете? Ответы (перечислят зимующих птиц нашего края). Воспитатель: приглашаю вас, друзья, принять участие в игре «Какая птица лишняя?» Воспитатель выкладывает перед детьми картинки с изображением перелётных птиц и одну картинку с изображением зимующей птицы или наоборот. Воспитанники должны назвать лишнюю птицу и объяснить свой выбор. Ребёнок, ответивший правильно, забирает лишнюю птицу себе. В конце игры воспитатель предлагает детям сосчитать количество слогов в названии их птицы. Воспитатель: молодцы, ребята, вам любая задача по плечу. Почему в народе говорят, что зимой птицам трудно живется? Ответы. Воспитатель: Как мы, люди, заботимся о птицах зимой? Ответы. Воспитатель: Чем же можно покормить пернатых друзей зимой? Ответы. Воспитатель: Зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не могут птицынайти корма под снегом, они сильно страдают от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
Взрослым и вам, ребятам. надо позаботиться о зимующих птицах, поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.
Ваши родители помогли нам изготовить кормушки для зимующих птиц. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево перед нашими окнами, каждый день будем кормить птиц, наблюдать, какие птицы прилетают к кормушкам.
Рефлексия.
Воспитатель: но прежде чем это сделать напомните мне, какие птицы остаются в нашем крае на зимовку? Ответы.
Воспитатель: каких перелетных птиц вы запомнили?
Ответы. Воспитатель: чем птицы отличаются от других животных?
Ответы. Воспитатель: Для чего птицам необходимы большие и маленькие перья?
Ответы. Воспитатель: Я рада, что вы, мои юные друзья, много знаете о зимующих и перелетных птицах нашего края, и очень надеюсь, что вы поделитесь своими знаниями с друзьями и родителями.