Виктория Скоржевская
Конспект ОД по экспериментированию в старшей группе «Соленое варенье Карлсона»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по экспериментированию в старшей группе «Соленое варенье Карлсона.»
Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи исследования.
Публикация «Конспект ОД по экспериментированию в старшей группе „Соленое варенье Карлсона“» размещена в разделах
- Варенье
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: - выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? - узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? -исследовать свойства соли опытным путём. -стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей, продолжать знакомить детей с нетрадиционными приемами рисования
Развивающие: - развивать познавательные потребности, стимулировать интерес к изучению неживой природы; - развивать творческие способности, воображение, любознательность.
Воспитательные: - воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; -воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью; изобразительная деятельность; физкультминутка - наглядные: презентации, наблюдение; - словесные: беседа, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, анализ работы.
Словарная работа:
Обогащать словарь детей словами: «соль», «вещество», «растворить», «минерал», «поваренная», «кристалл», «сыпучая».
Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, соль: поваренная, каменная, морская. Баночки с солью, ложки, яйцо, прозрачные емкости, клей, кисточки, заготовки из картона (деревья).
Педагогические технологии: здоровье сберегающие, ИКТ-технологии.
Реализация в ФГОС: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», использование игровой ситуации на протяжении, художественно – эстетическое развитие, всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми. (ИКТ-технологии, показ презентаци
Материалы и оборудование:
• Увеличительные стекла, трубочки по количеству детей.
• Соль мелкого помола и крупного.
• Стаканы с водой и чайные ложечки (по количеству детей).
• Презентация по теме «соль»
•Банки с водой, 2 яйца для экспериментирования.
•разноцветные мелки, баночки для декорирования.
Ход занятия
Слайд 1: Карлсон с баночкой варенья.
Вос-ль: Ребята к нам прилетел Карлсон, он жалуется, что его варенье в этот раз получилось совсем не вкусное. Он просит нас разобраться в чем же дело. А использовал он ягоды малины и вещество из этих баночек. Его так бабушка учила. Давайте ребята разберемся, что же здесь насыпано. Приглашаю вас исследовать эти вещества.
Вос-ль: Прежде, чем приступить к работе, нам надо надеть защитное снаряжение. Надеваем фартуки и начинаем работать.
Ребятки, не забывайте, что нужно вести себя аккуратно, осторожно, внимательно, и соблюдать правила:
1. Не трогать руками глаза
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа
4. Сначала посмотри, а потом повтори.
5. Выполнил и положи на место.
Вос-ль: Давайте попробуем определить по внешнему виду и на
ощупь. Что вы можете сказать об этих веществах? (оба вещества белые на вид, кристаллические на ощупь и сыпучие). Значит, так мы не сможем определить соль. (или: да, вы быстро догадались, какое из веществ соль, а какое сахар. А по каким признакам вы это узнали)
Давайте попробуем определить вещество по запаху, понюхайте каждое. (оба вещества не имеют запаха) Значит, так мы тоже не сможем найти соль.
Что еще можно сделать? Попробовать на вкус. (одно сладкое, другое соленое) Вот мы и определили с вами, где находится соль, а где сахар.
Послушайте какое стихотворение сочинили про соль!
Соль на столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И с хлебом вкусна:
И в пищу – каждому нужна.
Что говорится о соли? (вкусная, очень нужна людям)
А в варенье ее нужно добавлять? (нет, это будет солено, не вкусно)
Воспитатель: -Дорогой Карлсон, ты просто перепутал баночки! Тебе нужно сварить другое варенье.
Воспитатель: - Ребята, а чем же соль так полезна людям, что в ней особенного, вот сейчас я вам предлагаю это и узнать.
Уберем тарелочки с сахаром со стола и продолжим работать с солью.
Да, ребята, и сегодня мы поговорим с вами о соли, как настоящие ученые-исследователи.
Слайд 2: Соль.
Ребята, вы уже знаете, что соль – это полезное ископаемое, ее добывают разными способами. Давайте посмотрим, как же ее добывают.
Слайд 3 Добыча соли путем выпаривания морской воды. (Коментарии и объяснение воспитателя по слайду)
Слайд 4: Добыча каменной соли. (Коментарии и объяснение воспитателя по слайду)
Воспитатель: - Ребята, вы все правильно определили и повторили, что соль - это сыпучее вещество белого цвета, не имеющее запаха. А хотите узнать, какие еще свойства есть у соли?
Вос-ль: Начнем с того, что соль бывает разная (каменная, поваренная, морская) и разного помола: крупная и мелкая.
И для следующего опыта вам нужно взять немного крупной соли, насыпать тонким слоем на картон и попытаться раздавить кристаллик соли. Получилось? Что мы можем сказать про это свойство соли? (соль твердая)
Давайте выделим еще одно свойство соли. Пододвиньте к себе тарелочки с мелкой солью и капнете в нее водой их пипетки, что произошло? (вода впиталась и соль не растворилась) Значит, соль впитывает не большое количество воды.
Для следующего опыта нам понадобится два стакана с водой (холодной и горячей). Насыпаем туда сначала в холодную воду, затем в горячую и размешиваем, что вы заметили? (соль, хотя и твердое вещество, растворилась в воде, в горячей воде быстрее, в холодной медленнее) Значит, в большом количестве воды соль растворяется. Постепенно вода будет испаряться и унас будут образовываться кристаллы.
А чтобы вырастить кристаллы соли разноцветными, добавим гуашевой краски и хорошенько размешаем. Поместим ниточку в баночку и будем наблюдать каждый день как образуются кристаллы.
Слайд 5: : Дети занимаются зарядкой.
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)
Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)
Слайд 6: Кусочек льда и соль
: Отдохнули и с новыми силами за работу. Мы с вами говорили, что у соли очень много применений и не только в кулинарии, но и в хозяйстве.
Вос-ль: Сейчас мы рассмотрим одно интересное свойство, которое нашло широкое применение в жизни. Возьмите кусочек льда, посыпьте на него мелкой солью и внимательно слушайте, что происходит. (лед трещит и трескается) Вспомните, где это можно применить? (посыпание дорог во время гололеда)
Слайд 6 Мертвое море.
Я вам рассказывала про Мертвое море, что в нем нет жизни и в нем нельзя утонуть, а вот почему мы сейчас попробуем узнать.
Проведение опыта.
Посмотрите, у меня на столе два яйца и два стакана с обычной пресной водой. В один из стаканов я насыплю много соли. Если я опущу яйца в стаканы, как вы думаете, что произойдет? (ответы детей) Проверим. Да, в одном стакане яйцо утонуло, а в другом нет. В каком, почему? (ответы детей)
Из-за того, что вода в Мертвом море очень соленая, в нем нельзя утонуть. А сейчас сделаем обычное море: добавим пресной воды. Что случилось, почему? (ответы детей) Вода стала менее соленая, и яйцо всплыло до середины стакана.
Слайд 7: Мнемотаблица. Символы свойств соли.
Воспитатель: - Вот такая она знакомая и в то же время новая эта соль. А какая она, вспомните (сыпучая, твердая, без запаха, растворяется сама и растворяет лед, может впитывать воду, держит предметы на плаву)
Воспитатель: Ребята, мы с вами определили, что соль – это вещество белого цвета. Скажите, а можно ли сделать соль цветной?
Давайте узнаем. Проверим.
Воспитатель: Для проведения этого эксперимента нам потребуется: тарелочка, соль и цветные мелки, ложечка.
Добавляем в тарелочку соль из стаканчика, растираем с мелками и с помощью ложечки перемешиваем.
Воспитатель: Что произошло с солью?
Дети: Соль изменила цвет.
Вывод: Соль при взаимодействии с красителями может поменять цвет.
Воспитатель: Я предлагаю вам покрасить соль и сделать из цветной соли поделку. Возьмите воронку из бумаги, вставьте её в горлышко баночки и поочередно добавляйте соль. После того, как ваши баночки будут заполнены, закрутите их крышечкой. Ваша поделка готова.
Вот и закончились наши исследования соли и ее свойств, а на память нам останется баночки с разноцветной солью.
Рефлексия. [/i]
1. Ребята, что вы узнали нового сегодня на занятии?
2. Что вам больше всего понравилось делать?
3. Что вызвало затруднение?
4. О чем бы вам хотелось рассказать родителям?
5. Как смогли помочь Карлсону?