Елена Кулакова
Конспект ООД по экспериментированию в подготовительной группе «Вода — царица Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №37 «Белочка»
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности
в подготовительной группе.
Тема: «Вода – царица земли»
Подготовила : Кулакова
Елена Валентиновна
2022
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей и подготовительной группы
«Вода – царица земли»
Публикация «Конспект ООД по экспериментированию в подготовительной группе „Вода — царица Земли“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Цель занятия: Совершенствовать представления детей о воде и её трех состояниях (твердом, жидком, газообразном).
Программное содержание:
• способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
• развивать речь, мышление, любознательность;
• воспитывать экологическую культуру;
• развивать умение делать выводы, умозаключения;
• воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики; емкости разной формы; мука; соль; сахар; молоко; картинка; краски; кисточка; вата; носовой платок; воронка; растительное масло; пипетка; травяной настой; масло мяты; салфетки; аудиозапись «Вода»; ложки; кувшин с водой.
Организация детей: Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Ход занятия
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель читает стихотворение:
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем
Воспитатель: Перед тем как начать наше сегодняшнее занятие, я задам вам несколько вопросов и посмотрим, сможете ли вы на все ответить.
1. Где в природе можно встретить воду?
2. Для чего человеку нужна вода?
3. Кому еще, кроме человека, нужна вода?
4. Где можно взять воду?
5. Назовите правила бережного отношения к воде.
Воспитатель: Молодцы! Проходите вот к этому столу, где я расскажу вам немного о воде, будьте внимательны, сегодня вы точно узнаете что-то новое о чем не знали раньше.
II часть: Три состояния воды.
Как вы уже все догадались сегодня мы с вами будем говорить о воде. У воды есть три состояния – жидкое твёрдое и газообразное. Давайте я вам чуть больше расскажу об этом!
1. Воспитатель берет два стакана и переливает воду из одного в другой.
Воспитатель: Что вы видите, ребята? (ответы детей)
Молодцы! Первое состояние воды – жидкое. Вода – это жидкость.
2. Что будет если воду нагреть? (ответы детей)
Можно ли пар обратно превратить в воду? (ответы детей)
(воспитатель показывает, как пар обратно превращается в воду используя пластиковую доску) Пар – это второе состояние воды.
3. (воспитатель дает детям лёд) Что это такое? Какой он? (ответы детей). А сейчас мы с вами вспомним из чего состоит лё д: внимательно посмотрите на свои ладошки, что вы видите? (ответы детей). Лёд – это третье состояние воды, которое называется твердое.
Вывод: существует три состояния воды: твердое, жидкое и газообразное.
Физкультминутка.
Как приятно в речке плавать!
Берег слева, берег справа!
Речка лентой впереди.
Сверху мостик посмотри.
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
А теперь пора нам, братцы,
На песочек выбираться.
Мы из речки вылезаем
И на травке отдыхаем.
III Опыты
1) Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
2) Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.
3) Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.
Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
4) Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
5) Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды.
С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.
Фокусы с водой:
1) В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)
2) В стакане с водой плавает небольшой предмет. Как его можно достать, не замочив руки? Опускать в стакан с водой мелкие камешки до тех пор, пока вода не польется через край, и предмет сам упадет на стол. Тогда его просто можно взять со стола.