Рагина Зубаиловна Исаева
Конспект ООД «Путешествие в страну капельки» по экспериментированию «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- развитие познавательно – исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста;
- формировать у детей представление о свойствах воды.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, интерес к экспериментированию, организованность.
Публикация «Конспект ООД „Путешествие в страну капельки“ по экспериментированию „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Развивающие: развивать любознательность, воображение, мышление, представление об окружающем мире, развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Образовательные: обогатить представление детей о разнообразных свойствах воды (без запаха, без вкуса, без цвета, прозрачная, текучая, теплая, холодная, растворитель).
Методы и приемы:
Методы: игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.
Приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, поощрение, экспериментирование.
Материалы и оборудование:
Музыка «Звуки воды», костюм капельки, подборка иллюстраций на тему «Для чего нужна вода», «вода в быту», прозрачные стаканчики с водой по количеству детей, два больших стакана с молоком и водой, две трубочки для коктейля, трубочки по количеству детей, пластиковая бутылка, разносы, сухие дрожжи, 6%-ная перекись водорода, пищевой краситель, жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, банка с винтовой крышкой, небольшая пластиковая игрушка, блестки, двухсторонний скотч и глицерин, маски капелек по количеству детей.
Ход занятия
Звучит запись «Звуки воды».
Воспитатель: Ребята, слышите? Как вы думаете, что это?
Дети: Высказывают предположения.
Воспитатель: Да, это журчит вода.
- Ой, ребята, посмотрите, а кто пришел к нам в гости? Как вы думаете, кто я?
Дети: Высказывают предположения.
Воспитатель: Ребята, да я «Капелька».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такая капелька?
Дети: Высказывают предположения.
Воспитатель: Ребята, а для чего нужна вода?
Дети: Высказывают предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы.
А еще, стираем, моем пол, варим еду, поливаем растения и т. д. Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря.
Слайд № 2
Воспитатель: А вы знаете кому нужна вода?
Дети: Высказывают предположения.
Слайд № 3
Воспитатель: Ребята, скажите где в природе можно встретить воду?
Дети: Высказывают предположения.
Слайд № 4
Воспитатель: Воду в океане называют океанической, а как называют воду в реке?
Дети: Высказывают предположения.
Воспитатель: А в роднике, В море, В болоте?
Воспитатель: А вы знаете, что в море и океане вода соленая, пить ее нельзя. А какая вода в реке, озере, роднике?
Дети: Высказывают предположения.
Воспитатель: Правильно, пресная. Такую воду пить можно.
Воспитатель: Молодцы ребятки! А теперь я вам предлагаю поиграть. Давайте все превратимся в капельки, и поиграем. Выходите в кружок.
Дети выходят, встают в кружок и выполняют игровое упражнение:
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре пять
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно.
Раз-два, раз-два,
Вышли на берег крутой,
И отправились домой.
Воспитатель: Молодцы ребята, здорово поиграли!
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну капельки! Где мы рассмотрим водичку и расскажем о ней, какая она. Для этого я приглашаю вас за столы.
Дети садятся за столы. На столе прозрачные стаканчики с водой по количеству детей.
1. Жидкая
Слайд № 5
Воспитатель: Перед вами стоят стаканчики. В одном стаканчике вода, а другой – пустой. Давайте аккуратно перельем воду из первого стакана в пустой стакан. Что происходит? Вода льется? А почему это происходит? Какая вода?
Дети: Отвечают на вопросы.
Воспитатель: А если бы вода была твердая, могла бы она течь в реке, ручейке, из крана?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. (Слайд с изображение текущей воды).
2. Вода не имеет формы
Слайд № 6
Воспитатель: Ребята, скажите вот о чём. Кубик, например, какой?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Мячик какой?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Блюдце какое?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А вода, какой формы? Налью я воду из кувшина в стакан. Какую форму приняла вода?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас я из кувшина перелью воду в воздушный шарик? Какую форму приняла вода?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас я перелью воду из кувшина в резиновую перчатку, какую форму приняла вода?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.
Итак, делаем вывод - вода не имеет формы.
(Слайды с изображение воды в разных емкостях)
3. Без запаха
Слайд № 7
Воспитатель: Посмотрите, у вас у каждого есть стаканчик с водой. Давайте понюхаем ее, есть ли запах у воды?
Дети Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите на картинку, она обозначает, что вода и правда ничем не пахнет. (Воспитатель показывает детям соответствующий символ, и вывешивает его на мольберт).
4. Без вкуса
Слайд № 8
Воспитатель: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Давай те возьмем трубочку и попробуем воду из стаканчиков. Есть у воды вкус?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А если мы в воду добавим сахар? Что произойдет? (Воспитатель добавляет детям в воду сахар) Давайте попробуем.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А если мы в воду добавим соль? А сок лимона?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Делаем с вами вывод: Чистая вода не имеет вкуса.
5. Бесцветная, прозрачная
Слайд № 9
Воспитатель: А какого цвета вода, ребята? Дети: высказывают предположения.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня 2 стакана. В одном наша водичка, а в другом - молоко.
Воспитатель: Посмотрите на стакан с молоком. Какого цвета молоко?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Да, молоко белого цвета. Как вы думаете, если я опущу трубочку в стакан с молоком, она будет видна?
Дети: Высказывают предположение.
Воспитатель: Посмотрите, я опускаю трубочку в стакан с молоком и трубочки не видно, потому что молоко белое.
Посмотрим теперь на стакан с водой. Если я в него опущу трубочку, она будет видна?
Дети: Высказывают предположение.
Воспитатель: У воды нет цвета, она бесцветная, прозрачная, трубочка в стаканчике с водой видна.
Делают вывод, что вода бесцветная и прозрачная.
6. Растворитель
Слайд № 10
Воспитатель: А теперь ребятки, мы покажем фокус! А для этого нужно повторять волшебные слова вместе со мной. Повторяйте:
Ты, вода-водица,
Друг ты мой студеный,
Стань, вода-водица,
Не светлой, а бордовой.
Воспитатель кидает в стаканчик цветную гуашь.
Воспитатель: Давайте помешаем водичку, и посмотрим, что с ней случилось!
Воспитатель размешивает воду, вода меняет свой цвет.
Делают вывод, что вода может быть растворителем.
Воспитатель: Мы с вами многое узнали о свойствах воды, теперь я вам предлагаю провести насколько опытов.
Дети: высказывают предложение.
7. Эксперимент с водой «Зубная паста для слона»
Слайд № 11
Воспитатель: Ребята, давайте проведем эксперимент, поставим бутылку на поднос. Зальем в нее полстакана перекиси водорода, добавьте немного мыла или моющего средства и не пожалейте пищевого красителя. Отдельно в чашке тщательно перемешайте 2 столовые ложки теплой воды и 1 чайную ложку дрожжей (трудитесь над этим не меньше минуты, а затем вылейте смесь в бутылку. Почти сразу из нее активно полезет цветная пена, напоминающая зубную пасту, которую выдавливают из большущего тюбика.
Что происходит: Перекись водорода распадается на воду и кислород, а дрожжи как катализатор ускоряют реакцию. Мыло вносит свой вклад, умножая пузыри. Кстати, бутылка и «зубная паста» нагреются — во время реакции выделяется тепло.
8. Эксперимент с глицерином «Зимний шар»
Слайд № 12
Воспитатель: Ребята, теперь я вам предлагаю самостоятельно сделать «Зимние шары», для этого налейте пожалуйста в банку воды, добавьте блестки и глицерин, плотно закройте крышку с водой и переверните емкость, благодаря глицерину блестки будут кружится вокруг фигурки.
Воспитатель: Ребята, мы с вами славно поиграли.
Воспитатель: Ребята, с чем мы сегодня с вами играли, о чем мы разговаривали?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Да, мы вспомнили, что вода нужна для всего живого, поговорили о свойствах воды. Кто мне может их назвать?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось делать?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы и выполняли задания.
- Молодцы, ребята, вот как много важного и интересного про воду мы с вами знаем! А нам пора с вами возвращаться в детский сад!