Айсулу Сейтасанова
Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной монологической речи.
Задачи:
Образовательные: упражнять детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту, грамматически правильно строя предложения, обогащать словарь образными выражениями языка.
Развивающие : развивать монологическую речь, слуховое восприятие, память, логическое мышление, произвольное внимание; активизировать словарь по лексической теме.
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе „Пересказ рассказа Л, Н, Толстого „Косточка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Толстой Л.Н.
- «Косточка», Толстой Л.Н.
- Темочки
Воспитательные: воспитывать чуткость, справедливость, умение признать ошибку.
Методы и приё мы: чтение рассказа, беседа, вопросы, указание, поощрения, динамическая пауза, игровая мотивация.
Материал и оборудование: ваза с разрезанными фруктами; предметные картинки с изображением горницы, варёного рака; ноутбук, компьютерная игра «Учись говорить правильно», мультимедийный проектор и экран.
Словарная работа: горница, покраснел как рак, сочла, побледнел, беда, проглотил, падающие, не удержался, слукавил, вредно для здоровья.
Индивидуальная работа с Серёжей – беседа по содержанию сказки, упражнение на развитие слухового внимания «Что звучит?».
С Катей – описание фруктов, рассказывание по сюжетным картинкам.
Предварительная работа: отгадывание загадок, беседа о фруктах, игра «Съедобное – несъедобное», рисование на тему «Фрукты».
Ход:
I. Вводная часть
1. Организационный момент (мотивация)
(На столе стоит ваза с разрезанными косточковыми фруктами).
Воспитатель: - Сегодня нам принесли угощение. Назовите одним словом, что это? Дети: - Фрукты
Воспитатель: - Где растут фрукты?
Дети: - Фрукты растут в саду.
Воспитатель: - А что же находится внутри каждого фрукта?
Дети: - Внутри фруктов есть косточка.
Воспитатель: - Можно кушать косточку?
Дети: - Нет, косточку нужно выбрасывать.
Воспитатель: - Молодцы ребята, вы хорошо знаете, как правильно кушать фрукты, чтобы не вредить здоровью.
2. Знакомство с темой, целью
Воспитатель: - Сегодня я познакомлю вас с рассказом Льва Николаевича Толстого «Косточка».
II.Основная часть
1. Чтение рассказа
2. Беседа по содержанию
Воспитатель: - Что купила мама?
Дети: - Мама купила сливы.
Воспитатель: - Как вёл себя Ваня, когда сливы лежали на столе?
Дети: - Ваня ходил вокруг и всё их нюхал.
Воспитатель: - Почему они интересовали Ваню?
Дети: - Они ему очень понравились, он никогда не ел слив.
Воспитатель: - Как повёл себя Ваня, когда остался один в комнате?
Дети: - Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел.
Воспитатель: - Кто заметил, что одной сливы не стало?
Дети: - Мама посчитала сливы и заметила, что одной не хватает.
Воспитатель: - Признался ли Ваня в своём поступке?
Дети: - Нет, он, как и все дети сказал, что не ел слив.
Воспитатель: - О чём беспокоился папа?
Дети: - Он сказал, что если кто-нибудь из детей съел сливу-это не хорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки и если кто проглотит косточку, то через день умрёт.
Воспитатель: - Правильно, но папа слукавил (проявил хитрость, чтобы узнать правду). Что ответил Ваня?
Дети: - Ваня сказал, что косточку выбросил в окошко.
Воспитатель: - Почему Ваня заплакал?
Дети: - Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок.
Воспитатель: - А как бы вы поступили на месте Вани?
Дети: - Я бы подождал, когда мама сама даст сливы. Если бы я съел без спроса, то признался бы в этом сам.
Воспитатель: - Есть такая пословица: «Тайное всегда становится явным». Как вы её понимаете? Дети: - Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что всё равно все узнают об этом.
3. Словарная работа
Воспитатель: - В рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак», что оно означает? Дети: - От стыда стал красного цвета, как варёный рак.
Воспитатель: - А что такое горница?
Дети: - Красивая, светлая комната.
Воспитатель: - Как вы понимаете слово «сочла»?
Дети: - Посчитала.
Воспитатель: - Что означает слово «проглотил»?
Дети: - Быстро съел.
Воспитатель: - Как вы понимаете слово «побледнел»?
Дети: - Стал белым, бледным от испуга.
Воспитатель: - Назовите ещё фрукты, у которых есть косточка, как у сливы.
Дети: - Абрикос, персик, алыча…
Воспитатель: - Где они растут?
Дети: - На дереве в саду.
Воспитатель: - Попробуем достать с ветки абрикос.
4. Динамическая пауза «На ветке»
Вот на ветке – абрикос (потянуться руками вверх)
Он на солнце так подрос! (развести руки в стороны)
Ты за ним тянись, тянись, (подняться на носочки, потянуться руками вверх)
Но смотри, не оступись! (быстро присесть) Е. Карельская.
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ
Воспитатель: - Сейчас я вам прочитаю рассказ ещё раз, а вы внимательно слушайте, а затем будете пересказывать. (Повторное чтение рассказа).
Воспитатель: - Расскажите историю про мальчика Ваню. (Рассказы детей).
7. Игра «Звуки осени»
Воспитатель: - Когда созревает урожай?
Дети: - Осенью.
Воспитатель: - Осень прекрасное время года. Я предлагаю вам послушать и определить звуки осени. (Компьютерная игра «Учись говорить правильно» - раздел «Неречевые звуки. Лес).
Дети: - Шелест листьев; шум дождя; крики птиц, улетающих на юг…
Воспитатель: - Молодцы ребята, вы очень внимательные.
III.Заключительная часть
Рефлексия:
Воспитатель: - Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось больше всего? Как называется рассказ, который вы пересказывали? Кто его автор? Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестрёнкам и братишкам, бабушкам и дедушкам.