Наталья Удовиченко
Конспект ОД по речевому развитию в подготовительной группе «В цирке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по речевому развитию
обучение грамоте в подготовительной группе по теме : «В цирке».
Воспитатель: Удовиченко Н. В.
г. Светлоград
Тема: «В цирке.
Цель:
Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию в подготовительной группе „В цирке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Цирк. Занятия и сценарии на цирковую тему
- Цирк. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
Закрепить у детей знания полученные ранее.
Задачи:
Обучающие:
Формировать умения детей читать слоги, слова.
Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различении согласных звуков по глухости и звонкости.
Совершенствовать навыки звукового анализа слова.
Закреплять умение детей делить слова на слоги, в составлении предложений простых и сложных, умение рисовать схему предложения, различать предложения по интонации ставить соответствующий знак.
Обогащать словарный запас детей;
Развивающие :
Развивать фонематическое восприятие, элементарную орфографическую зоркость, внимание, память, устную речь, слуховое восприятие.
Развивать у детей тактильно-кинестическую чувствительность, мелкую моторику рук, подготовки руки к письму.
Воспитывающие:
Воспитывать умение детей слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля, самооценки.
Материалы:
Воздушный шарик с наклеенной на него схемой слова.
Магнитофон, аудиокассета с записью песни В. Шаинского «Цирк».
Картинки: медведь, кошка, слон, собака, тигр, -счетные палочки
Буквы гласные на карточке.
Листы бумаги альбомного листа, простые карандаши
Воздушные шары с наклеенными буквами
Песок, дощечки, влажные салфетки
Значки «Юный грамотей»
Связь с другими видами деятельности: Ознакомление с окружающим, МУЗО, ФИЗО, развитие речи, конструирование, ознакомление с художественной литературой, РЭМП.
Использование образовательных областей: коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, двигательная активность, музыка, познание, социализация.
Словарная работа: содержание, зашифровать, купол, арена, гимнаст.
Предварительная работа: Беседа о цирке, сюжетно-ролевая игра «Цирк», заучивание загадки, разучивание речевки с гласными звуками.
Преемственность: со школой, работа с родителями, с музыкальным руководителем, подменным воспитателем
Ход НОД:
Орг. момент. Психогимнастика.
Воспитатель, входя в группу, держит в руке воздушный шарик с наклеенной на него схемой слова.
Вос-ль: Ребята, сегодня я пришла к вам не одна, а воздушным шариком. Он поздоровался с вами. Вы слышали его слова?
Дети: Нет.
Вос-ль: А ведь шарик поздоровался с вами необычно. Обратите внимание на белую полоску на нем. Что она обозначает?
Дети: Слово.
Вос-ль: Какое слово она обозначает сейчас?
Дети: Здравствуйте, привет.
Сообщение темы и цели организованной деятельности.
Вос-ль: А, вы знаете, мне этот шар подарила Царица речь. Она считает, что воздушные шары – это всегда праздник, и сегодня для нас она приготовила сюрприз – предлагает попутешествовать в мире цирка. Дети, хотите туда отправиться?
Дети: Да!
Вос-ль: Но есть одно условие, прежде мы поиграем в игру «Блиц-опрос». Я читаю вам вопрос – вы быстро на него отвечаете. Готовы?
Дети: Да.
Вос-ль: 1) С помощью чего общается человек?
Дети: Человек общается с помощью слов.
Вос-ль: 2) А из чего состоит слово?
Дети: Слово состоит из звуков.
Вос-ль: 3) А какие виды звуков вы знаете?
Дети: Звуки бывают двух видов: согласные и гласные.
Вос-ль: 4) Как различить согласные звуки от гласных?
Дети: Гласные звуки поются, а согласные нет. Гласные произносятся легко языку нечего не мешает, а согласные при произношении, язык встречает препятствия.
Вос-ль: 5) Скажите, на какие группы делятся согласные звуки?
Дети: Звонкие и глухие, шипящие, твердые и мягкие.
Вос-ль: 6) Где можно еще встретить слова? Небольшая подсказка, я предлагаю Алине загадать загадку,
Алина: Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться.
Надо грамоте учиться. (книга)
Дети: В книгах можно встретить слова.
Вос-ль: 7) С помощью чего можно написать слово в книгу?
Дети: С помощью букв.
Вос-ль: 8) Чем отличаются буквы от звуков.
Дети: Звуки мы произносим, а буквы видим и пишем.
Вос-ль: 8) Как называется дом, где живут буквы?
Дети: Алфавит.
Вос-ль: 9) Почему буквы разного цвета?
Дети: Гласные- красные, а согласные - синие.
Вос-ль: Вы, здорово играли в игру, теперь можно и в цирк. «Взяли с собой улыбочку и хорошее настроение и - в путь»
Звучит запись песни В. Шаинского «Цирк». (дети шагают)
Вос-ль: Вот мы и пришли. В начале, посмотрим, кто же выступает на арене, предлагаю вам присесть на стульчики и оглянуться, кого вы увидели на картинке, назовите.
Реб-к: На картинке изображен лев.
Вос-ль: Дети, я думаю, Царица-речь была бы рада услышать, сколько звуков в данном слове.
Реб-к: В слове лев три звука.
(аналогично по картинкам – тигр, коза, слон, верблюд, кот, собака, лошадь, медведь, обезьяна).
Вос-ль: Ребята, скоро начнется представление, и я вам предлагаю зажечь цветные огоньки. Посмотрите внимательно на картинку, назовите её и, определите, с какого звука начинается слово: согласного или гласного. И подберите огонёк нужного цвета.
-Егор, почему ты взял огонёк синего цвета?
Дети: На моей картинке изображен Лев – звук Л-согласный, отображается синим цветом.
И т. д. (аналогично по картинкам – тигр, коза, слон, верблюд, кот, собака, лошадь, медведь, обезьяна).
Вос-ль: Дети, а вы смогли бы определить, сколько слогов в данном слове. Кто правильно определит, того ждет сюрприз, так написано в послании от Царицы- речи.
Дети: Да, смогли.
Вос-ль: Тогда возьмите свою картинку и садитесь за парты, там Царица-Речь приготовила вам разноцветные палочки, определите, сколько слогов в вашем слове и положите столько же палочек. Сколько слогов в слове обезьяна?
Реб-к: В слове обезьяна четыре слога.
Вос-ль: Дети, вы справились, теперь переверните картинку и посмотрите, что же там за сюрприз. Эта надпись для вас её нужно прочитать.
Дети читают надпись.
Вос-ль: А сейчас мы отдохнё м:
Физ-минутка.
Дети, вы, под музыку двигаетесь как вам нравиться, как только музыка перестает играть, я достаю из мешочка карточку с буквой, а вы, узнав букву, проговариваете про неё речевку.
А-А-А - дома я сама
У-У-У - молоко кому
О-О-О - едим эскимо
Ы-Ы-Ы - прочитали книгу мы
Е-Е-Е - дайте травки мне.
Вос-ль: Посмотрите в цирке тоже есть библиотека, и очень много книг.
Скажите ребята, а можно ли понять о чём говорится в книге, читая отдельные слова?
Дети: Нет.
Вос-ль: А, с помощью чего человек узнает содержание книги?
Дети: Читает предложения.
Вос-ль: Из чего состоит предложение?
Дети: Предложение состоит из слов.
Вос-ль: Какие виды предложений вы знаете?
Дети: Предложения бывают простые и сложные.
Вос-ль: Скажите, с какой буквы начинают писать предложения, как это обозначить схемой.
Дети: Предложение начинают писать с большой буквы. (дети у доски рисуют схему)
Вос-ль: Какие бывают предложения по интонации?
Дети: Предложения бывают повествовательные, вопросительные, воскличательные.
Вос-ль: давайте поиграем в удивительную игру с предложениями, я вам читаю предложение про цирк, а вы изображаете его с помощью схем, то есть мы зашифруем предложения, вы немного поработаете в роли – фокусников. Договорились? Слушайте внимательно:
Фокусник творит чудеса!
Клоун смешит зрителей.
Тигры прыгают через кольцо?
Медведи катаются на мотоциклах!
Собачки танцуют под музыку?
Я очень люблю цирк!
Ну, что у всех получилось?
Вос-ль: А, вы можете придумать своё предложение о цирке.
Дети: Клоун жонглирует. – предложение повествовательное, простое.
Ура, выступают удивительные гимнасты! – предложение сложное восклицательное.
На арене лев? предложение вопросительное, простое и т. д.
Дети, а вы хотели бы выступать в цирке, а давайте попробуем у кого как получиться? Сейчас кто-то из вас будет клоуном-жонглёром, другой клоуном-весельчаком.
Дети: Да, мы хотим поиграть.
Вос-ль: Жонглёр жонглирует цветными шарами с буквами, а клоун-весельчак составляет из имеющихся букв слово. Потом другая пара распределяет профессии…
Дети: Я буду клоун-жонглёр, а ты клоун - весельчак….
Буквы - С, О, Л, Н. СОН, СЛОН, ОН, НО, НОС.
Вос-ль: Понравилось играть?
Дети: Да!
Вос-ль: Дети обратите внимание -это реклама. Но её нужно не просто прочитать, а после чтения назвать какие слова встретились со звуком Ц, назвать позицию звука, присаживайтесь на коврик и внимательно прослушайте рекламу.
Внимание, одиннадцатого сентября, в центре города Ставрополя состоится цирковое представление. Под куполом цирка будут выступать : легендарные гимнасты, царство дрессированных животных, клоуны- весельчаки. Приглашаем всех желающих, клоун-Цацкин будет встречать каждого гостя, ценителя цирка. На центральном входе вы получите программку с фотографиями циркачей. Не упустите свой шанс побывать в цирке!
Дети: (дети называют услышанные слова в тексте со звуком Ц, определяют где находится звук в слове в середине, начале или в конце)
Вос-ль: Ну, что же дети нам скоро нужно возвращаться в детский сад, но вы знаете, есть такой обычай оставлять на память надписи, и я вам предлагаю сейчас это сделать из песка. А написать нужно, что-то о цирке. Какие слова можно написать?
Дети: КЛОУН, ЦИРК, АРЕНА, ГИМНАСТ, ОБРУЧ, ОГОНЬ, ТИГР, КУПОЛ.
Вос-ль: Молодцы у вас всё получилось, но пришла пора возвращаться в детский сад.
(Звучит запись песни В. Шаинского «Цирк».)
Итог: Дети, так с помощью чего общается человек? (слов)
Из чего состоит слово? (из звуков, слогов) Какие виды звуков вы знаете? (гласные и согласные) Как образуются предложения? (предложения образуются с помощью слов). Какие виды предложений бывают? (сложные и простые) Могут ли предложения отличатся по интонации, назовите их. (повествовательные, вопросительные, восклицательные)
Вы сегодня просто умники и умницы ребята.
Все вы были очень грамотными, и для вас Царица речь передала значки «Юный грамотей». Это значит, что вам пора идти в школу.