Ольга Деминтиевская
Конспект ООД по речевому развитию с использованием приёмов мнемотехники в старшей группе «В гостях у Лесовичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие всех компонентов устной речи.
Задачи:
Обучающие:
1. Обогащать и активизировать словарь детей.
2. Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложение из 4-6 слов.
3. Формировать навыки составления короткого описательного рассказа с помощью мнемотаблиц.
4. Закреплять умение давать характеристику - описание отдельным диким животным (лиса хитрая, рыжая, ловкая, живет в норе)
5. Продолжать учить детей образованию существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами (бельчонок, бельчата).
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию с использованием приёмов мнемотехники в старшей группе „В гостях у Лесовичка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
6. Продолжать учить детей использовать в речи предлоги : в, на, под, около.
Развивающие :
1. Развивать четкость произношения, силу голоса, темп и ритм речи.
2. Развивать фонематический слух. Учить детей делить слова на слоги.
3. Развивать внимание и память.
4. Развивать логическое мышление и творческое воображение.
Воспитывающие:
1. Воспитывать организованность, самостоятельность.
2. Воспитывать любовь к природе.
3. Воспитывать у детей потребность в речевом общении.
Методы и приемы: сюрпризный момент, наглядные - мнемотаблицы, вопросы к детям, игровая мотивация, похвала, использование художественного слова.
Материалы и оборудование: Игрушка «Лесовичок», наборы картинок, иллюстраций, объединенных общей темой «Осенний лес», «Дикие животные средней полосы»; мнемотаблица (Дикие животные); конверт с письмом от Лесовичка; тетради в крупную клетку, цветные карандаши, листы бумаги, деревья (сосна, дуб, ель, орешник); мяч; картинки с изображением животных, в названии которых есть звук «Л» и «ЛЬ».
Ход ООД.
1 часть. Вводная часть (3 мин)
Воспитатель: Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о том, что происходит осенью в лесу. О том, как готовятся к зиме лесные звери. Для этого я предлагаю вам отправиться в осенний лес в гости к одному моему другу. Его зовут Лесовичок. Только вчера я получила от него письмо. Оно адресовано не только мне, но и вам. Послушайте.
«Дорогие ребята! Пишет вам маленький Лесовичок. Я живу в лесу, слежу за порядком в нем. Если вам интересно, как живет большой лес, приходите ко мне в гости. Дорога к моему лесу простая. Посылаю вам план, как добраться до моей лесной полянки. До встречи! Ваш друг Лесовичок.»
Воспитатель: Ну что, хотите побывать в лесу? Тогда посмотрите на этот план и постарайтесь его запомнить. Вот как объясняет Лесовичок дорогу к своему домику: «Вы выезжаете из города с большими домами. Проезжаете мимо круглой клумбы с красными цветами. Мимо синего озера, мимо прямоугольного поля с пшеницей. Лесную опушку вы узнаете по двум елочкам, желтому клену и красной рябинке».
Дети смотрят на картинку - план (30-40 сек., после чего воспитатель предлагает им восстановить этот план в тетради по памяти (В тетрадях заранее заготовлена таблица). Воспитатель просит рассказать, как же попасть к Лесовичку? (ответы 1-2 детей)
2. Основная часть (20 мин).
Воспитатель: Вот мы и оказались в гостях у Лесовичка. А вот и первый домик, который мы видим. Нужно разгадать загадку, чтобы узнать, чей же он.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет зима,
Просыпается от сна.
- Кто это?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Конечно, медведь. (Выставляется иллюстрация с изображением медведя и мнемотаблица).
З
Воспитатель: Что же мы знаем о медведе?
Рассказы детей о медведе по мнемотаблице.
«Медведь – это дикое, хищное животное, живет в лесу, у него есть четыре ноги, тело покрыто густой шерстью, осенью он строит себе берлогу, всю зиму спит; Зимой у медведицы рождается детеныш-медвежонок. Она кормит его молоком».
Воспитатель: Молодцы, ребята. А вот и другой домик. (Загадка и мнемотаблица).
Комочек пуха.
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
-Давайте расскажем Лесовичку, что же мы знаем о зайчике.
(Рассказы детей по мнемотаблице)
Воспитатель: А под дубом устроила себе жилище – просторную нору… (Загадка)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее –….
Дети: Лиса.
Воспитатель: Вот послушайте, как Лесовичок рассказывает о лисе : «Лисичка к зиме готовится так: она отращивает себе более густую и теплую шерстку, чем та, что была у нее летом. Даже на подошвах лапок у нее отрастает шерсть. Будет лисичка бегать по снегу как в валенках. А вот припасов лиса никаких не делает. Да и зачем они ей? Лиса охотится круглый год».
-А чей же домик на дубе?
Воспитатель выставляется домик – мнемотаблицу и загадывает загадку.
По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая,
Но не лисица.
Дети: Белочка.
Воспитатель: А как же белочка готовится к зиме? Расскажите о ней. (Рассказы детей по мнемотаблице).
- Ребята, а кто из диких зверей спит зимой, как медведь?
Дети: Ёжик, барсук.
Воспитатель: А вы что-нибудь интересное о них знаете?
Дети: (Ответы, рассказы)
Воспитатель: Ну что ж, вы молодцы, ребята, много рассказали Лесовичку о диких лесных жителях.
Физкультминутка.
Воспитатель: А у Лесовичка в письме есть еще кое - что. О, да это стихотворение. Как же нам побыстрее его выучить?
Дети: Надо нарисовать, или показать движениями.
Воспитатель: Верно, мы с вами покажем движениями.
Есть в лесу под елью хата. (Руки вверх - деревья машут ветками, руки домиком)
Там уснули медвежата. (Руки под щеку, затем делаем ушки – руки к голове)
А меньшой не хочет спать, (Показываем руками маленький размер, мотаем головой)
Маме стал надоедать.
(Руки к голове – уши медведице, стучим кулаками по коленям)
Капризуля косолапый просит: (Показываем косолапые ноги, шагаем, руками маним к себе)
«Ужин мне состряпай! (Показываем руками – стряпаем)
Поскорей неси сюда (Руками маним к себе)
Меда, рыбку из пруда!» (Гладим рукой по животу, рукой показываем рыбку, волнистыми движениями)
Напевает сыну мать: (Показываем маму медведицу – руки ушки)
«Баю, баю, надо спать! (Качаем ребенка, руки к щеке)
Ты уснешь, и сон придет, (Продолжаем держать руки, пальцами по коленям – топ-топ)
Все в корзинке принесет!» (Показываем корзинку – руки в кольцо, затем руки к детям)
Игра «У кого кто?» (с мячом)
У белки – бельчонок
У зайчихи – зайчонок
У лосихи – лосенок и т. д.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем с вами в другую игру – «Найди звук». Будем искать звук «Л». (На фланелеграф выставляются картинки с изображением животных – лиса, лось, волк, медведь, белка, заяц.). Какой это звук? (Ребенок выставляет схему)
-В каких словах спрятался звук «Л»?
-Найти слова, в которых звук стоит в начале, в середине, в конце слова.
-Посчитать сколько слогов в словах.
- А в каком слове мы слышим звук «ЛЬ»? (Лиса).
3 часть. Заключительная (2 мин).
Воспитатель: Какие вы сегодня молодцы, хорошо позанимались. А Лесовичок вам прислал подарки-орешки. Угощайтесь, пожалуйста.