Получи документы

Конспект ООД по речевому развитию «Душа его так пела, он жил по зову сердца»

Сабирова Роза Хамидуллиновна
Конспект ООД по речевому развитию «Душа его так пела, он жил по зову сердца»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: открыть детскую душу состраданию, сопереживанию, добру через художественное слово башкирского писателя, поэта.

Задачи:

1. Познакомить детей с жизнью и творчеством башкирского писателя Мустая Карима;

2. Воспитание нравственных качеств: честность, порядочность, ответственность за свои дела и поступки, а также представление о добре и желание противостоять злу;

3. Формирование умение видеть красоту окружающего мира и бережно к ней относиться;

4. Воспитание любви к Родине, красоте родной земли, гордости за своих соотечественников;

5. Формирование у детей интереса к чтению и книгам;

Темочки:

6. Развитие вокальные навыки детей;

7. Закрепление музыкально-ритмические навыки: умение ориентироваться в пространстве, умение двигаться ритмично, умение владеть предметами.

Музыкальный материал: аудиозапись «Утро» Х. Ахметов, фонограмма песни «Дедушкины медали» А. Зиннурова, аудиозапись голоса Мустая Карима, аудиозапись звучание курая, запись музыки для башкирского танца, нотное сопровождение песни «Край родной» Е. Гомонова

Оборудование: мультимедийное оборудование, башкирские платки для танца, журнальный столик, несколько книг Мустая Карима, подсвечник со свечой, портрет писателя, звукозапись голоса Мустая Карима.

Музыкальный репертуар:

- «Ватан» (музыка Гершовой, слова Х. Мухамедьярова);

- «Цветы на камне» (музыка Урала Идельбаева, слова М. Карима);

- «Бишбармак» (башкирская народная мелодия);

Предварительная работа:

- Беседы:

«Мустай Карим – башкирский поэт, писатель, драматург»

«Жизнь и творчество Мустая Карима»

«Театры города Уфы» (папки с иллюстрациями)

- Дидактические игры:

«На какой улице живешь ты?»

«Подбери правильно … (одежду, предметы быта, национальные блюда, жилище и т. д. разных народов РБ)»

«Кто больше назовет…» (литературных произведений М. Карима, названий городов (населенных пунктов) РБ)

- Разучивание стихотворений.

М. Карим «Башкирия моя! Твой сын простой…» (отрывок)

М. Карим «О березовом листе» (отрывок)

М. Карим «Я - россиянин» (отрывок)

М. Карим «Я ухожу, товарищи на фронт…» (отрывок)

М. Карим «И в ясный день, и вечером морозным…» (отрывок)

М. Карим песня «Цветы на камне»

- Чтение художественной литературы:

М. Карим:

«Туда или сюда?»

«Скворчонок»

«В березовом лесу»

«Радость нашего дома»

«Листик и муравей»

«Барашек и лягушка»

«Ленивая пчелка»

«Петушиная мельница»

- Просмотр презентации:

«Жизнь и творчество Мустая Карима»

Ход организованной образовательной деятельности

Звучит песня «Ватан»

Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня пригласить вас в литературную гостиную. (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель:

Башкирия моя! Твой сын простой,

Я восхищен твоею широтой!

Родиной моей, единственной, великой

Простерлась ты от Ика до Яика,

И у тебя такие горы есть:

Вершин достичь - орел сочтет за честь.

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наша Родина, наш родной край?

Ответы детей

Воспитатель: Как же много великих и творческих людей дал миру наш родимый край.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение

Я с детства так люблю –

Твой сын -

И гордость гор, и красоту долин,

И золото земли,

И серебристость вод,

Но всех дороже мне

Родной народ!

Воспитатель: Ребята, скажите, вы знаете кто автор этого стихотворения?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно. Ребята, посмотрите на этот портрет. Кто это?

Народный поэт слава и гордость Башкортостана Мустай Карим, а настоящее его имя Мустафа Сафич Каримов, родился осенью 1919 года (то есть сто лет тому назад, в деревне Кляшево Чишминского района в семье крестьянина. Мустай Карим – талантливый и мудрый писатель, поэт, драматург. Рос Мустай Карим в многодетной семье. Был он трудолюбивым и прилежным ребенком. Вот как он сам писал про себя:

«Всему, что я знаю и умею, меня научили люди. Мать – учила ходить, брат Муртаза – ездить на коне; Муххарам, сын Курбана – плести лапти, солдаты – терпению, Тукай и Пушкин – сочинять стихи…»

Воспитатель: Это был очень добрый и открытый людям человек, который посвятил свою жизнь литературному творчеству во благо народа. Мы с вами знакомы с разными произведениями Мустая Карима. Скажите, что писал Мустай Карим, в каких жанрах он писал?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, Мустай Карим писал рассказы, сказки, повести, стихи. Когда Мустай учился в институте, он начал писать первые стихи. Он искренне любил свою Родину, поэтому и посвящал ей свои стихи. Давайте послушаем его произведение

(звуковая презентация произведения на экране)

О БЕРЕЗОВОМ ЛИСТЕ

Взгляни на глобус:

Вот он - шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной.

Всего лишь навсего

Не больше

Обыкновенного листка,

Береза же - великая Россия -

Так зелена, так высока!

На глобусе страна не велика -

Размер обыкновенного листка.

А если в глубь веков заглянешь ты -

Узришь народного величия черты.

По тропам нашей радостной земли

Чредою поколения прошли,

И славу их вздымал за веком век,

И горе их - на дне башкирских рек.

Они - история!

Они ушли в века,

И подпись их -

На скалах след клинка.

Воспитатель: М. Карим был поистине добрым и открытым человеком и своими произведениями воспевал дружбу народов, уважение и почтение к окружающим людям, отсюда и рождались следующие строки…

(звуковая презентация произведения на экране)

Я – россиянин

Не русский я, но россиянин. Ныне

Я говорю, свободен и силен:

Я рос, как дуб зеленый на вершине,

Водою рек российских напоен.

Своею жизнью я гордиться вправе —

Нам с русскими одна судьба дана.

Четыре века в подвигах и славе

Сплелись корнями наши племена.

Воспитатель: После окончания института, сразу началась Великая Отечественная Война. И Мустафа Каримов пошел на фронт. С самого начала войны М. Карим работал корреспондентом фронтовых газет. Во время войны был тяжело ранен в грудь и долго лечился в госпитале. За проявленное на фронте мужество он был награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды и медалями.

Воспитатель: Война ни одного человека не может оставить равнодушным, а потому в годы войны М. Каримом было написано много стихов. Послушайте одно из них:

(звуковая презентация произведения на экране)

- Я ухожу, товарищи на фронт,

Чтоб стариков текла спокойно старость,

Чтоб нашим девушкам краса осталась,

Чтоб наш Урал всегда стоял могучий,

Чтобы над Белой не сгущались тучи.

- Товарищи, я ухожу на фронт.

За ту весну, что навсегда настанет,

За светлый сад, которым край наш станет,

За маленького сына моего,

И Родины любимой торжество!

Среди множества его стихов, есть и стихотворение «Цветы на камне». Совсем недавно певец и композитор Урал Идельбаев написал музыку к этим стихам и стихотворение стало прекрасной песней…

Прослушивание песни «Цветы на камне» (Музыка Урала Идельбаева, слова Мустая Карима)

Воспитатель: После окончания войны стихи и проза Мустая Карима были переведены на многие языки и читаются в разных уголках земного шара.

М. Карим также любил писать для детей. Скажите, какие сказки и рассказы вам запомнились больше всего

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, повесть «Радость нашего дома», сказки и рассказы «Туда или сюда?», «Ленивая пчелка», «Листик и муравей», «Барашек и лягушка»

Воспитатель: я предлагаю вам поиграть и собрать иллюстрации к сказкам М. Карима.

Игра «Собери картинку»

(дети делятся на 4-5 подгрупп и каждый собирает свою иллюстрацию).

Воспитатель: Особенной любовью М. Карима был театр. Многие его произведения были поставлены на сценах разных театров и не только в Башкортостане, но и по всей стране.

Воспитатель: М. Карим всегда считал, что литература «была и будет песней народной души», а писатели должны воспевать душу народа. А также почитать и сохранять народные традиции.

И в ясный день, и вечером морозным,

Чернее сумрак или зной лютей,

Я путь определяю не по звездам,

А – как по звездам – по глазам людей,

По радостным, печальным и серьезным…

Гляжу в глаза, чтобы с пути не сбиться,

Чтоб в песне, не солгав, не ошибиться…

Мустай Карим – прекрасный выдающийся человек и деятель искусств внес огромный вклад в нашу литературу. И мы – будущие поколения хотим сказать ему за это огромное СПАСИБО!

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию «Домашние птицы» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Домашние птицы» Программные задачи: 1. Обогащать и активизировать словарь.

Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа)Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа) Цель: Формирование у детей знаний о зиме. Задачи: 1. Учить детей видеть признаки зимы; 2. Учить детей поддерживать диалог, отвечать на вопросы,.

Конспект НОД по речевому развитию «Мое здоровье»Конспект НОД по речевому развитию «Мое здоровье» Задачи: учить составлять предложения по сюжетным картинкам; составлять рассказ на заданную тему по сюжетной картинке и опорным вопросам;.

Конспект НОД по речевому развитию «Осень» Задачи: - учить детей отвечать на вопросы, используя картинный план; - расширять словарь по теме "Осень"; - развивать умение образовывать.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группеКонспект НОД по речевому развитию в старшей группе Тема:Рассказывание по схеме. Рекламируем мороженое. Цель: совершенствовать структуру простых и сложных предложений, употребляемых детьми;.

Конспект НОД по речевому развитию «Зима»Конспект НОД по речевому развитию «Зима» Цель: Формирование у детей умений составлять описательный рассказ о зиме, отвечать на вопросы. Задачи: 1. Учить детей отмечать сезонные.

«Зима». Конспект НОД по речевому развитию«Зима». Конспект НОД по речевому развитию Задачи: учить сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; узнавать реальные признаки зимы в их поэтическом выражении;.

Конспект НОД по речевому развитию «Зима»Конспект НОД по речевому развитию «Зима» Задачи: учить узнавать реальные признаки зимы в их поэтическом выражении; наблюдать образные слова и выражения в стихах; подбирать обобщающие.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Тук, тук, сердечко», посвященной Всемирному Дню сердцаКонспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Тук, тук, сердечко», посвященной Всемирному Дню сердца Цель: познакомить детей с сердцем, показать значение сердца для всего организма. Программные задачи: - обучать правилам сохранения здорового.

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в сказочный лес»Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в сказочный лес» НОД по речевому развитиюс использованием театрализованной деятельности (с применением активных методов обучения) в подготовительной к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по речевому развитию «Душа его так пела, он жил по зову сердца»
Опубликовано: 24 ноября 2020 в 17:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по речевому развитию «Душа его так пела, он жил по зову сердца»» (включая файлы) размещена пользователем Сабирова Роза Хамидуллиновна (УИ 913108) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД