Сабирова Роза Хамидуллиновна
Конспект ООД по речевому развитию «Душа его так пела, он жил по зову сердца»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: открыть детскую душу состраданию, сопереживанию, добру через художественное слово башкирского писателя, поэта.
Задачи:
1. Познакомить детей с жизнью и творчеством башкирского писателя Мустая Карима;
2. Воспитание нравственных качеств: честность, порядочность, ответственность за свои дела и поступки, а также представление о добре и желание противостоять злу;
3. Формирование умение видеть красоту окружающего мира и бережно к ней относиться;
4. Воспитание любви к Родине, красоте родной земли, гордости за своих соотечественников;
5. Формирование у детей интереса к чтению и книгам;
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию „Душа его так пела, он жил по зову сердца“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
6. Развитие вокальные навыки детей;
7. Закрепление музыкально-ритмические навыки: умение ориентироваться в пространстве, умение двигаться ритмично, умение владеть предметами.
Музыкальный материал: аудиозапись «Утро» Х. Ахметов, фонограмма песни «Дедушкины медали» А. Зиннурова, аудиозапись голоса Мустая Карима, аудиозапись звучание курая, запись музыки для башкирского танца, нотное сопровождение песни «Край родной» Е. Гомонова
Оборудование: мультимедийное оборудование, башкирские платки для танца, журнальный столик, несколько книг Мустая Карима, подсвечник со свечой, портрет писателя, звукозапись голоса Мустая Карима.
Музыкальный репертуар:
- «Ватан» (музыка Гершовой, слова Х. Мухамедьярова);
- «Цветы на камне» (музыка Урала Идельбаева, слова М. Карима);
- «Бишбармак» (башкирская народная мелодия);
Предварительная работа:
- Беседы:
«Мустай Карим – башкирский поэт, писатель, драматург»
«Жизнь и творчество Мустая Карима»
«Театры города Уфы» (папки с иллюстрациями)
- Дидактические игры:
«На какой улице живешь ты?»
«Подбери правильно … (одежду, предметы быта, национальные блюда, жилище и т. д. разных народов РБ)»
«Кто больше назовет…» (литературных произведений М. Карима, названий городов (населенных пунктов) РБ)
- Разучивание стихотворений.
М. Карим «Башкирия моя! Твой сын простой…» (отрывок)
М. Карим «О березовом листе» (отрывок)
М. Карим «Я - россиянин» (отрывок)
М. Карим «Я ухожу, товарищи на фронт…» (отрывок)
М. Карим «И в ясный день, и вечером морозным…» (отрывок)
М. Карим песня «Цветы на камне»
- Чтение художественной литературы:
М. Карим:
«Туда или сюда?»
«Скворчонок»
«В березовом лесу»
«Радость нашего дома»
«Листик и муравей»
«Барашек и лягушка»
«Ленивая пчелка»
«Петушиная мельница»
- Просмотр презентации:
«Жизнь и творчество Мустая Карима»
Ход организованной образовательной деятельности
Звучит песня «Ватан»
Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня пригласить вас в литературную гостиную. (Дети садятся на стульчики).
Воспитатель:
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой!
Родиной моей, единственной, великой
Простерлась ты от Ика до Яика,
И у тебя такие горы есть:
Вершин достичь - орел сочтет за честь.
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наша Родина, наш родной край?
Ответы детей
Воспитатель: Как же много великих и творческих людей дал миру наш родимый край.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение
Я с детства так люблю –
Твой сын -
И гордость гор, и красоту долин,
И золото земли,
И серебристость вод,
Но всех дороже мне
Родной народ!
Воспитатель: Ребята, скажите, вы знаете кто автор этого стихотворения?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно. Ребята, посмотрите на этот портрет. Кто это?
Народный поэт слава и гордость Башкортостана Мустай Карим, а настоящее его имя Мустафа Сафич Каримов, родился осенью 1919 года (то есть сто лет тому назад, в деревне Кляшево Чишминского района в семье крестьянина. Мустай Карим – талантливый и мудрый писатель, поэт, драматург. Рос Мустай Карим в многодетной семье. Был он трудолюбивым и прилежным ребенком. Вот как он сам писал про себя:
«Всему, что я знаю и умею, меня научили люди. Мать – учила ходить, брат Муртаза – ездить на коне; Муххарам, сын Курбана – плести лапти, солдаты – терпению, Тукай и Пушкин – сочинять стихи…»
Воспитатель: Это был очень добрый и открытый людям человек, который посвятил свою жизнь литературному творчеству во благо народа. Мы с вами знакомы с разными произведениями Мустая Карима. Скажите, что писал Мустай Карим, в каких жанрах он писал?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, Мустай Карим писал рассказы, сказки, повести, стихи. Когда Мустай учился в институте, он начал писать первые стихи. Он искренне любил свою Родину, поэтому и посвящал ей свои стихи. Давайте послушаем его произведение
(звуковая презентация произведения на экране)
О БЕРЕЗОВОМ ЛИСТЕ
Взгляни на глобус:
Вот он - шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же - великая Россия -
Так зелена, так высока!
На глобусе страна не велика -
Размер обыкновенного листка.
А если в глубь веков заглянешь ты -
Узришь народного величия черты.
По тропам нашей радостной земли
Чредою поколения прошли,
И славу их вздымал за веком век,
И горе их - на дне башкирских рек.
Они - история!
Они ушли в века,
И подпись их -
На скалах след клинка.
Воспитатель: М. Карим был поистине добрым и открытым человеком и своими произведениями воспевал дружбу народов, уважение и почтение к окружающим людям, отсюда и рождались следующие строки…
(звуковая презентация произведения на экране)
Я – россиянин
Не русский я, но россиянин. Ныне
Я говорю, свободен и силен:
Я рос, как дуб зеленый на вершине,
Водою рек российских напоен.
Своею жизнью я гордиться вправе —
Нам с русскими одна судьба дана.
Четыре века в подвигах и славе
Сплелись корнями наши племена.
Воспитатель: После окончания института, сразу началась Великая Отечественная Война. И Мустафа Каримов пошел на фронт. С самого начала войны М. Карим работал корреспондентом фронтовых газет. Во время войны был тяжело ранен в грудь и долго лечился в госпитале. За проявленное на фронте мужество он был награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды и медалями.
Воспитатель: Война ни одного человека не может оставить равнодушным, а потому в годы войны М. Каримом было написано много стихов. Послушайте одно из них:
(звуковая презентация произведения на экране)
- Я ухожу, товарищи на фронт,
Чтоб стариков текла спокойно старость,
Чтоб нашим девушкам краса осталась,
Чтоб наш Урал всегда стоял могучий,
Чтобы над Белой не сгущались тучи.
- Товарищи, я ухожу на фронт.
За ту весну, что навсегда настанет,
За светлый сад, которым край наш станет,
За маленького сына моего,
И Родины любимой торжество!
Среди множества его стихов, есть и стихотворение «Цветы на камне». Совсем недавно певец и композитор Урал Идельбаев написал музыку к этим стихам и стихотворение стало прекрасной песней…
Прослушивание песни «Цветы на камне» (Музыка Урала Идельбаева, слова Мустая Карима)
Воспитатель: После окончания войны стихи и проза Мустая Карима были переведены на многие языки и читаются в разных уголках земного шара.
М. Карим также любил писать для детей. Скажите, какие сказки и рассказы вам запомнились больше всего
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, повесть «Радость нашего дома», сказки и рассказы «Туда или сюда?», «Ленивая пчелка», «Листик и муравей», «Барашек и лягушка»
Воспитатель: я предлагаю вам поиграть и собрать иллюстрации к сказкам М. Карима.
Игра «Собери картинку»
(дети делятся на 4-5 подгрупп и каждый собирает свою иллюстрацию).
Воспитатель: Особенной любовью М. Карима был театр. Многие его произведения были поставлены на сценах разных театров и не только в Башкортостане, но и по всей стране.
Воспитатель: М. Карим всегда считал, что литература «была и будет песней народной души», а писатели должны воспевать душу народа. А также почитать и сохранять народные традиции.
И в ясный день, и вечером морозным,
Чернее сумрак или зной лютей,
Я путь определяю не по звездам,
А – как по звездам – по глазам людей,
По радостным, печальным и серьезным…
Гляжу в глаза, чтобы с пути не сбиться,
Чтоб в песне, не солгав, не ошибиться…
Мустай Карим – прекрасный выдающийся человек и деятель искусств внес огромный вклад в нашу литературу. И мы – будущие поколения хотим сказать ему за это огромное СПАСИБО!