Шляндина Маргарита
Конспект ОД по развитию речи в старшей логопедической группе с ОНР «В гостях у Карлсона»
Цель: закрепление знаний по лексической теме «Продукты питания»
Задачи:
1. Активизировать словарный запас по лексической теме «Продукты питания».
2. Отрабатывать умение составлять целое из частей.
3. Упражнять в образовании существительных в форме родительного, творительного, винительного падежей без предлогов; образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением; образовании относительных прилагательных; составлении предложений по опорным схемам сущ. в И. П. + гл. +прил. + сущ;
сущ. в И. П. +гл. +сущ. в Р. П. +сущ. в Т. П.
Публикация «Конспект ОД по развитию речи в старшей логопедической группе с ОНР „В гостях у Карлсона“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
4. Развивать внимание, память, целостность зрительного восприятия, мелкую моторику пальцев рук.
5. Поддерживать интерес к логопедическим занятиям, формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку заниматься сообща.
Оборудование: картинки (Карлсон, Малыш, молочные продукты, мясные продукты, сладости); таблицы (мясные, молочные, мучные продукты, с геометрическими фигурами); схемы предложений из четырех слов без предлогов; раздаточный материал (набор геометрических фигур со схемой, улыбки)
Литература: Киселева Г. А. Книжка-учишка: Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4-6 лет. Издательсво «Книголюб», 2007.
Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи,игры-занятия. - М. -ТЦ Сфера, 2005.
В гостях у Карлсона.
I. Орг. момент. (у доски)
Лог. : Здравствуйте, ребятки! У меня для вас загадка:
Взяв для подкрепления баночку варенья,
Отправляется в полет Человечек-вертолет. (Карлсон)
- Кто знает из какой он сказки? («Малыш и Карлсон, который живет на крыше» шведской писательницы Астрид Линдгрен.)
- Кто лучший друг Карлсона? (Малыш)
- Я вчера получила письмо.
Друг Карлсона Малыш написал его.
В нем говорилось, как Карлсон болел,
А Малыш его жалел. (проходим на свои места)
II. Основная часть.
1. - Чтобы не болел у Карлсона живот,
Молочные продукты ему Малыш несет (таблица молочных продуктов) :
Дети договаривают словосочетания:
Миску (творога, бутылку (молока, стакан … (кефира,
Чашку (сметаны, пачку … (масла, кусочек… (сыра).
- Что из молочных продуктов не принес Малыш? (таблица молочных продуктов)
2. - Еще продуктов взял мясных.
Мы назовем по скольку их. (Таблица мясных продуктов. Дети считают продукты, составляют словосочетания числит. + сущ.)
3. - От всех продуктов этих воротит Карлсон нос.
И говорит: «Не буду кефир.» (Дети продолжают составлять предложения)
- Мне б сладости и фрукты! Ты мне не то принес!
Рецепт мой от болезни: чем слаще, тем полезнее.
- Давайте попробуем уговорить Карлсона съесть эти продукты?
4. - Ласково продукты называйте,
Питаться капризулю заставляйте! (дети образовывают уменьшительно-ласкательные формы существительных, по картинкам)
(Показываю картинку грустного Карлсона)
- Как вы думаете, удалось нам уговорить Карлсона? (нет)
- Придется воспользоваться его рецептом : чем слаще, тем полезнее!
5. - Чего по кусочку Карлсон съел и от радости взлетел? (Таблица со сладостями.) Дети составляют словосочетания сущ. в И. П. +сущ. в Р. П. (кусочек пирога)
6. - Чего же он не будет есть? Это лишним будет здесь. (дети выбирают лишний предмет).
7. - Радости ему прибавьте, свои сладости добавьте! (дети называют сладости)
8. - По линеечка шагайте, предложения составляйте!
(дети составляют предложения сущ. в И. П. + гл. + прил. + сущ в В. П.
Карлсон ест сладкую конфету.)
- Посмотрим на Карлсона снова. Выглядит он вполне здоровым!
(показываю картинку веселого Карлсона)
Физминутка.
- Думали, считали, называли. И немножечко устали.
А теперь мы отдохнем, сладости все назовем.
Если вы не забыли, чем Карлсона лечили.
(Рядом со столами.)
- Если услышите название сладости – радостно, как Карлсон, поднимите руки и голову вверх; если название какого-то другого продукта – грустно опустим руки и голову вниз. (перечисляю названия продуктов питания)
9. – От какого продукта след, догадались или нет?
(показываю карточки с геометрическими фигурами)
- Это какая фигура? От чего останется прямоугольный (круглый, треугольный, квадратный) след?
(дети дают ответ в форме сущ. в Р. П.)
10. – Ой, раскололась шоколадка… Сложите ее из кусочков сладких.
(дети достают из конвертов геометрические фигуры и шаблон, складывают фигуру по образцу)
11. – Поваром попробуй стать, загадки эти разгадать!
Готовить будем из мяса, молока, муки.
Что из этого получится – ты мне помоги! (Показываю карточки с мясом, молоком, мукой)
- Из мяса (молока, муки) какие продукты получатся? (Мясные, молочные, мучные). Назовите мясные (молочные, мучные) продукты питания.
12. – У Малыша сегодня день рождения.
Друзей он пригласил на угощение.
Всем гостям он угодил,
Всех по вкусу угостил :
Кошке дал сметану, няне – бананы,
Карлсону – конфету, а щенку – котлету.
Но не так он раздал угощение,
Помогите Малышу в день рождения!
(выставляю картинку)
(дети составляют предложения сущ, в И. П. + гл. + сущ. в В. П. + сущ. в Т. П.)
- А еще он для каждого гостя, как мог.
Пирога со свечами отрезал кусок.
Где чей кусок? Найди, дружок,
И скажи: кто ел, а кто ела пирог.
(Дети соединяют кусок пирога и гостя, составляют предложения)
III. Итог.
- Карлсон снова весел и здоров!
Попрощаться с нами он готов!
Выполнены задания все без ошибки?
Молодцы, раскрашивайте улыбку!
(дети раскрашивают улыбку)