Светлана Садыкова
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «В поисках клада»
▼ Скачать
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе
Воспитатель: Садыкова Светлана Васильевна
Дата: 29.04.2022г. подготовительная группа
«В поисках клада»
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе „В поисках клада“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь. Закрепить у детей знания полученные ранее.
Образовательные:
-активизировать словарный запас;
-совершенствовать грамматическую сторону речи (упражнять в использовании -слов-антонимов, составлять из слов предложение и согласовывать слова в предложении;
-закрепить умение определять место звука в слове;
– совершенствовать правильное произношение шипящих, свистящих и сонорных звуков; автоматизировать в слогах и словах.
-активизировать речь детей посредством составления предложений, сказки по мнемотаблице.
Развивающие.
- развивать фонематический слух и восприятие; артикуляционную моторику; навыки учебной деятельности :
-внимательно слушать и действовать по предложенному плану.
Воспитательные.
-воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и сверстников.
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Методы и приемы работы с детьми: Словесные методы, такие как беседа, ситуативный разговор, необходимые для построения диалога, и практические. В основу положен метод проблемного воспитания и обучения. Он направлен на стимулирование познавательной активности, мышления, самостоятельности ребенка. Важную позицию занимает игровой метод, который способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психически адекватной возрасту ситуации общения.
Оборудование: конверты 5, буквы (КНИГА, картинка лошадка, машина, поезд, воздушный шар, указка, сундучок – клад, круги 4-5 шт., дуга, кубики большие -4 шт., книжки по количеству детей.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие по развитию речи. Посмотрите, что это? Письмо? Ш8От кого? «Здравствуйте, ребята. Мы, фиксики, спрятали для вас клад, но чтобы его найти надо выполнить задания. Оставляем вам план-карту. Следуя плану, выполняя задания, вы соберете буквы, из них сложите слово, прочитаете его и узнаете где находится клад. Мы знаем, что вы очень умные ребята, и быстро найдете его. Всего вам доброго! Фиксики Симка и Нолик» (на доске нарисована карта). Вот карта, давайте ее рассмотрим. (Дети рассматривают план-карту). Скажите, что вы видите? (ответы детей- конверты и картинки, стрелочки).
Воспитатель: Итак, двигаемся в поисках клада! Отправляемся в путь, картинка лошадка. Едем на лошадке, делаем вдох, щелкаем язычком, пока я веду указкой по стрелочке до конверта.
И первый конверт, он не открывается, нужно выполнить задание, тогда мы сможем открыть конверт и достать букву!
1 задание. «Добавлялки» (подбираем слова с определенным окончанием)
1. Ла-ла-ла – муха денежку… (нашла)
2. Су-су-су – я боюсь … (осу)
3. Чу-чу-чу – свет потух, возьми… (свечу)
4. Ро-ро-ро – у Мальвины друг… (Пьеро)
5. Щи-щи-щи – в дождь наденем мы (плащи)
6. Лу-лу-лу – стоит сумка на… (полу)
7. Сы-сы-сы – у папы длинные … (усы)
8. Чи-чи-чи – прилетели к нам … (грачи)
9. Ру-ру-ру – скачет с сумкой … (кенгуру)
10. Жу-жу-жу – волк не страшен лишь… (ежу).
Воспитатель: Буква Н, молодцы, двигаемся дальше. Смотрим на карту, какая следующая цифра? (ответы детей). А теперь мы поедем на машине (ж-ж-ж).
2 задание. «Сложи слово». (в парах)
Воспитатель: - у вас на столах лежат слоги (может буквы, составьте из этих слогов слова, какие слова у вас получились? Назовите первый звук вашего слова.
НО-РА, КО-РО-ВА, ЛИ-СА, МУ-ХА, КА-ША, ВА-ЗА, МА-ШИ-НА, СО-БА-КА,
РЫ-БА, КО-ЗА, РУ-КА
Или задание расскажи сказку по мнемотаблице.
Воспитатель: Умницы! Как быстро справились с заданием. Буква А, молодцы, двигаемся дальше.
-Ой, ребята, теперь нам надо преодолеть препятствие «Полоса препятствий».
(Дети проходят полосу препятствий – прохождение по «камням» (через болото, подлезание под дугой (пещера, перепрыгивание через кубики (кочки).
И мы пришли к следующему конверту 3. Садитесь на места надо выполнять задание.
3 задание. «Скажи Наоборот»
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а орех…
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой,
Воспитатель: Буква К, молодцы, двигаемся дальше. Смотрим на карту, какая следующая цифра? (ответы детей).А теперь мы поедем на поезде. (чух. чух)
4 задание. «Составь предложение»
Цель: учить детей составлять правильно предложения.
Машина, гараже, стоит, в. (Машина стоит в гараже.)
Грузовик, дом, за,заехал. (Грузовик заехал за дом.)
Поворот, мотоциклист, выезжает, из-за. (Мотоциклист выезжает из-за поворота.)
Вертолёт, лес, над, летит. (Вертолёт летит над лесом.)
Воспитатель: Буква И, молодцы, двигаемся дальше. Смотрим на карту, какая следующая цифра? (ответы детей).А теперь мы полетим на воздушном шаре (ш-ш).
5 задание. «Поймай нужный звук хлопком».
Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши.
Назови где находится этот звук? (в начале, в середине, в конце)
Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K], лошадь, носки, лопата, кора, слова, плов.
Воспитатель все мы выполнили задание и это последняя буква Г.
(воспитатель читает с обратной стороны где спрятан клад)
Воспитатель: Молодцы! Ура! Мы нашли клад, что же там в сундучке?
Но чтобы открыть сундук, выложим из букв слово. (Правильно - это КНИГА).
Дети выкладывают слово, открывают сундук-коробку и достают книги.
- Как вы думаете ребята, почему книга-сокровище? Что дает нам книга? (ответы детей)
- Правильно! Книга – это источник знаний. В ней можно найти ответы на многие вопросы. книги делают нас умнее, из них мы узнаем много нового и интересного, книги помогают нам познать окружающий мир.
Итог занятия:
Воспитатель: -Ребята, а вам понравилось? Что большего всего вы запомнили? Что было самым трудным? А самым легким? (Ответы детей)
Вы все молодцы, хорошо справились со всеми трудными заданиями, и нашли сокровище. До новых встреч!
1 задание. «Добавлялки» (подбираем слова с определенным окончанием)
1. Ла-ла-ла – муха денежку… (нашла)
2. Су-су-су – я боюсь … (осу)
3. Чу-чу-чу – свет потух, возьми… (свечу)
4. Ро-ро-ро – у Мальвины друг… (Пьеро)
5. Щи-щи-щи – в дождь наденем мы (плащи)
6. Лу-лу-лу – стоит сумка на… (полу)
7. Сы-сы-сы – у папы длинные … (усы)
8. Чи-чи-чи – прилетели к нам … (грачи)
9. Ру-ру-ру – скачет с сумкой … (кенгуру)
10. Жу-жу-жу – волк не страшен лишь… (ежу
2 задание «Сложи слово». (в парах)
Воспитатель: - у вас на столах лежат слоги (может буквы, составьте из этих слогов слова, какие слова у вас получились?
НО-РА, КО-РО-ВА, ЛИ-СА, МУ-ХА, КА-ША, ВА-ЗА, МА-ШИ-НА, СО-БА-КА,
РЫ-БА, КО-ЗА, РУ-КА
3 задание. «Скажи Наоборот»
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а орех…
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой,
4 задание. «Составь предложение»
Машина, гараже, стоит, в. (Машина стоит в гараже.)
Грузовик, дом, за,заехал. (Грузовик заехал за дом.)
Поворот, мотоциклист, выезжает, из-за. (Мотоциклист выезжает из-за поворота.)
Вертолёт, лес, над, летит. (Вертолёт летит над лесом.)
5 задание. «Поймай нужный звук хлопком».
Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши.
Назови где находится этот звук? (в начале, в середине, в конце)
Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K], лошадь, носки, лопата, кора, слова, плов.
12345
«Здравствуйте, ребята. Мы, фиксики, спрятали для вас клад, но чтобы его найти надо выполнить задания. Оставляем вам план-карту. Следуя плану, выполняя задания, вы соберете буквы, из них сложите слово, прочитаете его и узнаете где находится клад. Мы знаем, что вы очень умные ребята, и быстро найдете его. Всего вам доброго! Фиксики Симка и Нолик»
Этапы работы с мнемотаблицами:
1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Рассказывание при помощи символов.
Очевидно, что использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание.
Задачи работы по развитию речи :
1. Воспитание инициативности и самостоятельности детей в речевом общении с взрослыми и сверстниками, обучение формам монолога.
2. Учить детей охотно вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу.
3. Учить детей говорить по очереди, не перебивая собеседника.
4. Составлять короткие описательные рассказы о предметах, рассказы из собственного опыта, пересказывать литературные произведения, воспроизводить текст по иллюстрации.
5. Пользоваться элементарными формами объяснительной речи.
6. разными типами предложений в зависимости от характера поставленного вопроса.
7. Формировать умение пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.
8. Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников.
9. Пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя.
10. В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов. 5
11. Сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования.
12. Различать литературные жанры: сказки, рассказ, загадка, пословица, стихотворение.
13. В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета.
14. Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов.
15. Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их.
16. Учить осваивать формы речи-рассуждения : объяснительную речь, речь – доказательство, речь – планирование.
17. Упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм для точного выражения мыслей и продолжать знакомить их со сложными случаями использования русской грамматики.
Задачи обучения грамоте детей дошкольного возраста:
1) развитие слуховых функций. У детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок, сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом развивается и речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка.
2) развитие фонематического восприятия.
3) развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма.
4) двигательное развитие : развитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом.
5) развитие артикуляционной моторики.
6) развитие устной речи с целью профилактики нарушений чтения и письма предполагает комплексную работу, направленную на формирование каждого компонента речи. Необходимо развивать все стороны динамической и просодической организации речи : Развивая речь ребенка, важно помнить: опора на значение слова является весьма важной в работе с дошкольниками. Подбирать задания для развития звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно, например: «Придумай название действия на заданный звук» и т. п.
7) В круг задач по развитию устной речи включается задача подготовки детей к обучению грамоте в школе, а именно формирование осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо учить дошкольников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении (отбирать картинки, в названии которых имеется заданное количество слогов и звуков, находить место звука по отношению к другим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству слогов в слове и слов в предложении и т. д.). Произносить слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам. 6
8) развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-волевой сферы. Выполнение заданий, названных выше, помогает активизировать все виды восприятия: зрительное, слуховое, кинестетическое и др. 9) формирование у дошкольников эмоционально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. самосознания. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее обучение элементам грамоты дает возможность более продуктивно использовать потенциальные возможности ребенка в коррекционной педагогике. Позитивные аргументы в пользу вышесказанного:
•буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ (легче автоматизировать поставленные фонемы в слогах, словах, фразе);
•развивается аналитико-синтетическая деятельность, звуко-буквенный анализ; •уточняется, обогащается словарь (ребенок легче овладевает практическими навыками словообразования и словоизменения);
•появляется уверенность в себе, исчезает негативное отношение к школе, страх неудачи, опасение получить плохие оценки, нейтрализуются возникающие из-за этого внутрисемейные конфликты;
- совершенствуются коммуникативные связи.
Дети должны уметь:
-пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;
- понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников; пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;
- в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов; с помощью взрослого находить существенные признаки предметов, устанавливать иерархию признаков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения);
- сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени и места действия, завязка (причина события, развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения, развязка (окончание);
- различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение; - в составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки, присказка, троекратные повторы, победа добра над злом, волшебные предметы, герои, превращения и т. д.);
- проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов (в старшей группе - придумывание продолжения и конца к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; в подготовительной группе - рассказы, сказки на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, придумывание диафильмов, рассказы по «кляксографии», по пословицам и т. д.);
7 - в творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;
- уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их;
- в старшем дошкольном возрасте осваивать формы речи-рассуждения : объяснительную речь, речь-доказательство, речь планирование.
В подготовительной группе пытаться самостоятельно использовать эти речевые формы на занятиях и в повседневной жизни.
К концу года дети должны уметь:
- строить сложные предложения разных видов;
- составлять рассказы по картине, из опыта, небольшие сказки;
-пересказывать небольшие тексты близко к содержанию;
- читать по слогам.
По обучению грамоте дети должны:
- знать буквы, (согласные и гласные);
- уметь определять мягкие и твердые согласные звуки, звонкие и глухие; находить слова с определенным звуком; определять место звука в слове;
-писать печатными буквами;
- делить слова не слоги, определять ударный слог;
-составлять предложения из 3 – 4 слов, членить предложения.