Личманова Татьяна
Конспект ООД по развитию речи с детьми старшей группы «Как животные готовятся к зиме?»
Тема: «Как животные готовятся к зиме?»
Цель: развивать умение детей составлять рассказы о том, как дикие животные готовятся к зиме.
Задачи:
1. Образовательные: обобщать и совершенствовать знания детей о том, как животные леса готовятся к зиме. Закреплять умение детей классифицировать диких и домашних животных, разгадывать загадки, внимательно слушать и отвечать на вопросы. Активизировать в речи детей прилагательные, глаголы, а также объяснить и ввести в речь новые слова: дупло, берлога, нора, логово. Учить согласовывать слова в роде, числе и падеже. Учить подбирать однокоренные слова.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи с детьми старшей группы „Как животные готовятся к зиме?“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
2. Развивающие : развивать умение грамотно составлять предложения, как ответ на поставленный вопрос. Развивать диалогическую и монологическую связную речь посредством мотивации к рассказыванию в роли того или иного дикого животного.
3. Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к природе, животным.
Словарная работа: дупло, берлога, нора, логово.
Оборудование: конверт с письмом, осенний листочек, шапочки-маски белки, медведя, лисы, волка, зайца, проектор, экран.
Предварительная работа: беседы, рассматривание картинок, иллюстраций о диких животных, чтение художественных произведений о животных (рассказы, сказки, стихи, отгадывание загадок, продуктивная деятельность, дидактические и подвижные игры.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько много сегодня у нас гостей. Поздоровайтесь со всеми. А теперь отгадайте загадку.
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья. (Осень)
Ребята, вот и немного осталось до седой зимы. Осень скоро заканчивается. Скажите, на какие периоды можно разделить осень.
Ответы детей.
Одна – ранняя, теплая, радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. (Слайд № 1.)
Другая – поздняя, холодная, неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. (Слайд № 2.)
Какое время года наступит после осени? (Зима) Скажите, а как люди готовятся к зиме? (Ответы детей)
Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, тоже готовятся к зиме почти также как и люди? Каких лесных зверей вы знаете? (Ответы детей) Как одним словом можно их назвать? (дикие)
Давайте с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я буду говорить названия животных, а вы должны выбрать из названных лишнее.
Заяц, волк, медведь, свинья – лишняя свинья, т. к. это домашнее животное, а остальные дикие животные.
Корова, коза, лошадь, белка – лишняя белка, т. к. это дикое животное, а остальные домашние животные.
Молодцы, ребята!
(Раздается стук в дверь. Воспитатель вносит конверт)
Ой, ребята! Кто-то прислал нам письмо!
Вот конверт,
Большой и желтый,
Как же нас, конверт,
Нашел ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберемся, ой, постой!
На конверте адрес наш ведь,
А обратный чей? Лесной!
Вам, ребята, интересно, кто же пишет нам из леса?
Пишут лисы, пишут лоси, пишут зайцы,
Ждем вас в гости!
Приходите в лес осенний,
Будем с вами мы дружить,
Поиграем и поскачем,
Веселей мы будем жить!
Ну, что, ребята, пойдем в гости к лесным жителям? (Ответы детей.)
Чтобы нам попасть в лес, звери передали нам волшебный осенний листок. Вы закрывайте глаза, а я взмахну волшебным осенним листочком:
Листик, листик, ты лети,
В лес осенний нас веди!
Открывайте глаза, вот мы и в осеннем лесу (Слайд № 3). Давайте присядем.
Что-то животных в лесу совсем не видно. Ребята, как вы думаете, можно ли нам громко позвать зверей в лесу? (Ответы детей). В лесу шуметь нельзя, так как звери испугаются, и мы их не увидим.
Ребята, а чтобы увидеть лесных жителей, нам нужно отгадать загадки. Послушайте первую загадку:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Верно – белочка. (Слайд № 4.)
Ребята, а давайте поиграем в игру «Расскажи о себе». (Воспитатель вызывает ребенка, надевает на него шапочку-маску белки.) Вот теперь, белочка, расскажи, как ты готовишься к зиме?
(Ребенок составляет рассказ, а воспитатель контролирует и помогает вопросами)
А скажите, как называется жилище белки? (Дупло). Давайте вместе произнесем это слово - ДУПЛО.
Послушайте еще одну загадку.
Кто-то косолапый
По лесу идет.
И мохнатой лапой
Он кору дерет. (Медведь)
Верно – это медведь. (Слайд № 5.) Как же медведь готовится к зиме? (Воспитатель выбирает ребенка, надевает на него шапочку-маску медведя)
Расскажи нам, мишка, как ты готовишься к зимним холодам? (Ребенок составляет рассказ)
Кто входит в медвежье семейство? (Медведь, медведица, медвежата) Давайте вместе повторим как называется жилище медведя. (Берлога)
А эта загадка про кого?
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу краса. Кто же это? (Лиса) (Слайд №6)
Физминутка «Лиса».
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
Лисонька, расскажи, как же ты готовишься к зиме? (Ребенок составляет рассказ.) Кто входит в семью лисы? (Лис, лиса, лисята) Как называется жилище лисы? (Нора)
Следующая моя загадка вам подскажет, какой хищник еще зимой не спит?
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех … (Волк) (Слайд № 7)
Серый волк, расскажи, как ты готовишься к зиме?
(Воспитатель выбирает ребенка, который составляет рассказ о волке)
Ребята, скажите, кто входит в волчью семью? (волк, волчица, волчата) А жилище волка называется? (Логово). Давайте вместе повторим – ЛОГОВО.
Отгадайте про кого эта загадка:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц) (Слайд № 8)
Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает?
(Воспитатель выбирает ребенка, надевает шапочку-маску зайца. Ребенок составляет рассказ.) Кто входит в заячью семью? (Заяц, зайчиха, зайчата)
Ребята, наше путешествие подошло к концу! Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте снова закроем глаза, а я взмахну волшебным осенним листочком:
Листик, листик, ты лети,
В детский сад нас возврати!
Вот мы и вернулись в нашу группу! Волшебный листочек нам поможет оценить наше путешествие. Отвечать на вопрос будет тот, у кого он окажется. (Воспитатель задает вопрос и передает листочек в руки ребенку, который должен ответить на заданный вопрос) Понравилось вам наше путешествие в осенний лес? А что вам запомнилось? Каких зверей мы встретили? Какие звери впадают в спячку? Почему? А кто делает запасы? Почему? Молодцы. А как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно? Зачем белка и заяц меняют цвет шерсти? Почему лиса и волк этого не делают? Молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме и почему.
Давайте вспомним, кто где живет?
Медведь – в берлоге.
Лиса – в норе.
Заяц – под кустом.
Белка – в дупле.
А волчий дом называется – логово.
Много мы всего узнали
И животных повидали.
Тепленькие шубки
Звери все надели.
И готовы все опять
Зиму снежную встречать.