Ирина Земскова
Конспект ОД по развитию музыкального восприятия «Знакомство с духовыми инструментами симфонического оркестра»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по развитию музыкального восприятия в подготовительной к школе группе с учетом требований ФГОС
Составила:
Земскова Ирина Геннадьевна,
музыкальный руководитель МБУ детский сад № 200
«Волшебный башмачок»
Тема:
«Знакомство с духовыми инструментами симфонического оркестра»
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие
Публикация «Конспект ОД по развитию музыкального восприятия „Знакомство с духовыми инструментами симфонического оркестра“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Оркестр для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
• Художественно-эстетическое развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Речевое развитие
Задачи:
Познавательное развитие:
1. Познакомить детей с духовыми инструментами симфонического оркестра. Дать понятие о деревянных и медных инструментах.
2. Познакомить с новыми музыкальными понятиями и терминами.
3. Рассказать о способах звукоизвлечения.
4. Отметить черты сходства и различия.
Художественно-эстетическое:
1. Развивать представления детей о выразительных средствах музыки, о тембровых и динамических особенностях духовых музыкальных инструментах.
2. Формировать умение детей распознавать в музыке черты таких жанров, как танец, марш.
3. Формировать музыкальное воображение.
4. Развивать музыкальную память детей.
5. Прививать любовь к музыке.
6. Приобщать детей к восприятию художественных произведений (стихи о музыкальных инструментах).
Социально-коммуникативное развитие:
1. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на красивую музыку.
2. Формировать готовность к совместному обсуждению, желание включиться в разговор.
3. Формировать уважительное отношение к сверстникам и взрослым.
Речевое развитие:
1. Обогащать активный словарь детей.
2. Развивать связную монологическую речь детей.
Методы и приемы:
Практические: выполнение вокальных, двигательных упражнений, прослушивание произведений, танцевальная импровизация.
Наглядные: рассматривание картинок, просмотр слайдов с изображением музыкальных инструментов.
Словесные: рассказывание, беседа, обмен мнениями, обсуждение.
Материалы и оборудование:
Слайды по теме «Духовые инструменты симфонического оркестра»
Аудиозаписи музыкальных произведений
Подборка стихов о духовых музыкальных инструментах (из книги Р. Алдониной «Музыка, ее звуки и инструменты»)
Картинки с изображением симфонического оркестра и музыкальных инструментов.
Шарфики, ленты для импровизации
Экран
Проектор
Компьютер
Музыкальный центр
Звучит классическая музыка в исполнении духового оркестра (А. Вивальди «Концерт для гобоя с оркестром»). Педагог приветствует детей, приглашает занять места в зале. Дети проходят в зал, садятся на стульчики, рассматривают картинки с изображением инструментов симфонического оркестра, развешанные на стенде.
Музыкальный руководитель
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с духовыми инструментами симфонического оркестра. Посмотрите, пожалуйста, на картинку (слайд № 2), это духовой симфонический оркестр. Посмотрите внимательно и скажите, что объединяет все эти инструменты? (ответы детей).
Правильно, ребята, во все эти инструменты дуют, то есть извлекают звук при помощи вдувания воздуха.
«Люди дуют в инструменты,
Звуки льются, как живые.
Мы такие инструменты
Называем духовые» (слайд № 3).
Музыкальный руководитель вместе с детьми рассматривает внешний вид инструментов.
Музыкальный руководитель
Духовые инструменты бывают двух видов: деревянные и медные. Деревянные инструменты, как вы догадались, делают из дерева. Ну, а медные, соответственно, из металла. Исключение составляет только саксофон. Но об этом позже.
Рассмотрим с вами деревянные духовые инструменты (слайд № 4).
У флейты музыка полна
Какою-то чудесенкой,
Как будто вдаль зовет она красивой, нежной песенкой.
А родилась она, ребята,
Еще давным-давно когда-то,
Наверно, в древние века
От дудочки из тростника.
(слайд № 5, рассматривают флейту на слайде, муз. рук. обращает внимание детей на внешний вид, звук, тембр инструмента).
Здесь, кроме флейт
Для нас с тобою поют
кларнеты и гобои,
рожки и дудочки,
а вот – льет звуки
мягкие фагот.
(слайды № 6,7,8, рассматривают деревянные духовые на слайде, обращает внимание детей на внешний вид, звук, тембр инструмента)
Ребята, обратите внимание на саксофон. Как я уже вам говорила, саксофон, по принципу звукоизвлечения принадлежит к семейству деревянных духовых инструментов, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева. А назван так по фамилии изобретателя Сакса
(слайд № 9, рассматривают саксофон на слайде, слушают звучание)
Давайте рассмотрим медные духовые инструменты
Нужно протрубить тревогу
или возгласы победные,
призывают на подмогу
духовые группы медные» (показывает слайд № 10)
(дети рассматривают медные инструменты, отмечают внешний вид)
Я смотрела зачарованно,
Как валторна нарисована,
Через сколько закорюк
У нее проходит звук!»
(слайд № 11, дети рассматривают инструмент, слушают звучание)
Огромные трубы,
Блестящие трубы –
В оркестре они называются тубы.
И, кажется, нет тяжелее работы,
Чем выдуть из них
Очень низкие ноты»
(слайд № 12, дети рассматривают инструмент, слушают звучание).
Музыкальный руководитель показывает детям изображения трубы и тромбона (слайды № 13, 14, отмечает черты сходства и различия, слушают звучание.
Музыкальный руководитель
Ребята, а теперь подумайте и скажите, с каким животным, птицей или явлением природы у вас ассоциируется тот или иной музыкальный инструмент.
Дети еще раз слушают звучание инструментов и высказывают свои ассоциации, например, флейта – птичка, туба – медведь, фагот – листочки падают (ветерок дует) и др.
Педагог предлагает детям поиграть в музыкальную игру.
Включает звучание инструментов. Дети слушают звучание инструментов, движением изображают животных или явление природы.
Музыкальный руководитель
Ребята, а сейчас я предлагаю вам вспомнить песенки или попевки, в которых упоминаются духовые музыкальные инструменты.
Дети вспоминают знакомые песенки и попевки, поют их вместе с педагогом: «Труба», «Наш оркестр» Е. Тиличеевой, «Труба и эхо» И. Арсеева
Музыкальный руководитель
Ребята, послушайте, пожалуйста, фрагменты произведений и определите их жанр.
Дети слушают фрагменты произведения: вальс «Амурские волны» М. Кюсса и Марш «Прощание славянки» В. Агапкина, определяют жанры произведений.
Музыкальный руководитель предлагает детям передать характер музыкального произведения в движении.
Дети исполняют музыкальную импровизацию под вальс с использованием шарфиков, разноцветных лент.
Музыкальный руководитель
Ребята, а сейчас под Марш «Прощание славянки» пройдите по залу и передайте настроение и характер музыки в движении.
(Демонстрируется слайд № 15. Дети под музыку Марша «Прощание славянки» встают в колонну и идут маршевым шагом по залу.)
Педагог хвалит детей, предлагает назвать наиболее запоминающееся произведение, которое дети слушали на занятии, вспомнить название духовых музыкальных инструментов.
Дети делятся впечатлениями о музыкальных произведениях, называют инструменты.
Педагог прощается с детьми (пропевает):
-До свиданья, дети.
Дети прощаются с педагогом (пропевают):
-До свидания.
и выходят из зала.
После знакомства со всеми группами инструментов симфонического оркестра проводится развлечение
«Хорошо быть музыкантом»
.[/i]