МААМ-картинки

Конспект ООД по приобщению старших дошкольников к социокультурным ценностям «Наша Родина — Кубань. История, традиции, народы»

Елена Маслова
Конспект ООД по приобщению старших дошкольников к социокультурным ценностям «Наша Родина — Кубань. История, традиции, народы»
▼ Скачать + Заказать документы

Программные задачи:

1. Познакомить детей с многонациональным составом Краснодарского края.

2. Закреплять имеющиеся знания об истории возникновения Кубани, культуре и традициях.

3. Воспитывать любовь к своему краю, людям разных национальностей, чувства гражданственности, патриотизма, уважения друг к другу, к обычаям и культуре разных народов, населяющих Кубань, уважение к людям старшего поколения.

Методы и приемы:

Публикация «Конспект ООД по приобщению старших дошкольников к социокультурным ценностям „Наша Родина — Кубань, История, традиции, народы“» размещена в разделах

Художественное слово, вопросы к детям, рассказ воспитателя, пение песни, просмотр презентации, музыкально-ритмическая пауза, физминутка, слушанье музыкальных произведений народной музыки, поощрения, разгадывание кроссворда.

Оборудование:

Мультимедийная установка, презентация «Наша Родина - Кубань», мяч, шапочка-маска "Лошадь"

Предшествующая работа:

Беседы с детьми о родном городе и крае, знакомство с художественно-декоративным творчеством Кубани, чтение литературных произведений, слушанье кубанских песен, подвижные игры «Сон казака», «Плетень», «Сбей кубанку» и т. д.

Ход:

Под кубанскую народную музыку дети, в казачьих костюмах входят в зал и по очереди приветствуют гостей.

1. Добро пожаловать, гости дорогие!

2. Приветствуем, Вас, добрые люди!

3. Просим в нашу хату!

4. Красному гостю – почётное место!

5. Будьте как дома, присаживайтесь!

Все вместе: Милости просим!

Дети проходят к стульчикам и садятся.

Воспитатель:

В чудесном краю, где растет виноград,

Хлеба колосятся и реки шумят,

Где солнце над морем лазурным встает,

Тепло свое дарит почти круглый год.

Единой семьею народы живут,

Кубань хлебосольную «мамой» зовут.

Любимую землю теплом украшают,

Ей песни, легенды свои посвящают.

Одна из легенд докатилась до нас,

Ее мы поведаем миру сейчас.

- Ребята, как называется край, в котором мы с вами живем? (Краснодарский край, Кубань)

- А кто из вас может сказать, почему наш край еще называют Кубанью? (это название произошло от главной реки – Кубань.)

- Река Кубань, протекает по всему нашему краю и питает своими водами все поля и луга.

- Мы живем в благодатном и красивом крае. Наша Кубань богата традициями, обычаями, обрядами и промыслами, которые сохраняются и бережно передаются из поколения в поколение.

Ребята, а давайте вернемся в старое доброе время, когда на Кубани стали заселяться казаки.

Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как жили казаки.

А начиналось все с Указа царицы Екатерины II. Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи - казаки-запорожцы. Так появились наши предки - казаки на Кубани.

Казаки начали обживать кубанские земли.

Обживая земли, казаки строили себе дома.

- Как называется дом казака? (мазанка, хата)

Хаты строили из самана. Саман-это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади.

Хата внутри и снаружи обязательно белилась. Белый цвет – это символ чистоты и опрятности.

- Каким материалом казаки крыли крыши своих хат?

Правильно, крыши крыли камышом и соломой.

Хату огораживали вот таким забором из виноградной лозы и ветвей. Как называется такое ограждение? (плетень).

Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. Люди занимались гончарным делом. Занимались кузнечным делом - каждый шестой казак был отличным кузнецом. Они ковали подковы для лошадей, оружие, сабли, плуги, лопаты, вилы и т. д. Занимались ткацким делом. Умели и половики ткать на загляденье, и рушники вышивать. В каждом дворе женщины умели плести кружева. Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были кружевные салфетки. Занимались плетением. Плели из камыша, тростника, прутьев. Мастера плели корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди. Ничего подобного в то время в магазинах не было. Удобные, легкие, вместительные. Побольше – для взрослых, поменьше - для детей.

Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения). Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Младший старшему обязан уступить дорогу. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При встрече молодой парубок, казачонок должен поклониться и снять шапку.

В 3 года дети уже свободно ездили на лошади, а в пять скакали по степи.

Воспитатель: Какое занятие для казаков было самым главным?

Дети: Они охраняли границы России от врагов.

– Ребята, а какие вы знаете поговорки о казаках?

Дети. Без коня казак кругом сирота.

Конь казаку – лучший друг.

Казак без службы, не казак.

- А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?

Дети: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.

Воспитатель: Основным промыслом казаков было животноводство. Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и споем песню «Ой при лужку…».

Дети исполняют танец – песню «Ой при лужку…»

В нашем регионе можно отыскать четыре сокровища:

1 – земля: горы, поля и равнины;

2 – вода: реки, родники, озера и моря;

3 – люди, их мастерство и свершения.

4 – самое главное, у нас считается – дружба и гостеприимство трудолюбивых, народов. Все они стремятся сделать нашу Кубань еще лучше, богаче, красивее.

Ребенок:

Как хорошо, что дружба есть на свете,

Она, как воздух, нам с тобой нужна.

Так пусть шагает дружба по планете,

Пускай, как солнце, светит нам она.

Всюду, всюду вместе с нами дружба!

Наш край, наша песня – дружба!

Дружба, наций на кубанской земле!

- А как вы думаете, что такое «нация»? (народ, который говорит на своем языке, имеет свои традиции, отличается одеждой)

Сложилось так, что современная Кубань стала домом для людей многих национальностей.

- А какие национальности проживают на территории Кубани? (русские, украинцы, армяне, азербайджанцы, немцы).

Сегодня на Кубани живут люди более 100 национальностей. Большинство из них – русские. Много украинцев, адыгов, армян, греков, белорусов, поляков. Для многих из них Кубань – это Родина, где они родились, выросли. Все национальности проживают на Кубани дружно, помогая, и понимая друг друга.

Живя рядом, разные народы Кубани перенимают друг у друга обычаи, элементы одежды, блюда, язык.

- Рассмотрим это на примере отдельной нации.

Русские:

Родной язык русский. Из каких элементов состоит русский костюм? (рубаха, «косоворотка», брюки, рубаха и сарафан, платье, украшенное разными вышивками, кружевом). На голове кокошник, платок, повязка; у мужчин – картуз (фуражка).

Как одеты казаки?

А казачки? Одежда удобная, яркая, красочная, нарядная, украшенная вышивкой. Девушки зимними долгими вечерами украшали вышивкой одежду.

Адыгейцы:

Родным языком адыгейцев является адыгейский. Одежда адыгейцев соответствует общему северокавказскому типу.

Мужчины носили нательную рубаху, бешмет, черкеску, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочную бурку, папаху, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы, чувяки. Неотъемлемой частью снаряжения были ружье, шашка, кинжал, сошки, приборы по уходу за оружием.

Женщины носили шаровары, нижнюю рубаху, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокую шапочку, обшитую серебряным или золотым галуном, платок.

Внутреннее убранство жилища адыгейцев было простым, оно отличалось чистотой, опрятностью и строгим порядком расположения вещей и предметов. Особое внимание уделялось воспитанию девушек, умению поддержать порядок. Девушка в доме в любое время суток, даже ночью была готова найти любую вещь. Она ничего не должна была искать. Каждый предмет имел свое определенное место.

- Что общего между жилищами казаков и адыгейцев? (хаты мазаные глиной, беленые, имеют крышу, крытую соломой или камышом).

Армяне:

Армянский народный костюм состоит из рубашки с низким воротом и широких шаровар. Поверх рубашки издревле носили архалук (тип длинного сюртука). Традиционной распашной одеждой была черкеска, которую надевали поверх рубахи и кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. Широко использовали армяне бурку. Ее носили внакидку и зимой и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода. А излюбленным головным убором меховые шапки различной формы. У женщин шаровары присборены и закреплены на щиколотках, а у мужчин держатся при помощи широкой обмотки. Женская верхняя одежда была достаточно разнообразна: платья (распашные и нераспашные) кафтанчики и безрукавки. Дамы носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые, войлочные и тканые шапки, у женщин это были накидки, дополняемые ободком с различными украшениями. Обувь армяне шили из сыромятной кожи: это были туфли на низком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.

Армянские дома представляют собой постройку квадратной формы, стены из природного камня и земляная крыша, опирающаяся на деревянные столбы. Свет в жилище проникал через окно или дымоход, проделанный в крыше.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в армянскую народную игру «земля, вода, воздух, огонь”.

Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» — названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.

Мы все разные люди, разных национальностей, с разными обычаями и культурой, но у всех одинаковые ценности - уважать старшее поколение, любить свою родину.

Звучит песня «И все о той весне» (минусовка)

- Какой праздник отмечает 9 Мая вся страна? (День Победы)

В суровые годы Великой Отечественной войны весь народ встал на защиту своей Родины.

Ребенок:

Народы, как одна семья.

Хотя язык их разный,

Все дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну

Нации земли Кубанской

Люди, победившие войну.

- Когда приходит беда, люди разных национальностей вспоминают, что все они с ветки одного дерева. У которого общие корни, и что только дружба и любовь к родине творят чудеса, только они могут сделать нашу Землю красивой и благодатной.

Кубань, как в прошлом, так и сейчас, славится своими песнями! В любой работе, в любых условиях, песня помогала справиться с трудностями казакам. Давайте же и мы сейчас споём и станцуем о подрастающем поколении казаков.

Дети исполняют танец «Казачата»

Веками народы, живущие на Кубани, разговаривали на разных языках и наречиях. Одну и ту же мелодию пели на разные слова. Но язык не враждует с языком. Горы и море объединяют, когда люди обретают общий язык. Русский язык стал золотой цепочкой, которая соединяет все народы. А культуры разных народов, как звонкие ручейки, соединяясь в полноводную реку, обогащают друг друга и нашу Кубань. Ведь любовь и дружба творят чудеса. И только мы сможем сделать нашу Россию красивой и благодатной.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Национальный уголок в моей группеНациональный уголок в моей группе Мы живем в Татарстане. В наш детский сад ходят дети трех национальностей: татары, русские, чуваши. Воспитать детей патриотами- одна из задач.

Тематическое планирование по теме «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста» Тематическое планирование по теме: «Толерантное воспитание дошкольников» Мы едины Большая и малая родина Народные традиции Мы говорим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по приобщению старших дошкольников к социокультурным ценностям «Наша Родина — Кубань. История, традиции, народы»
Опубликовано: 20 марта 2015 в 15:23
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по приобщению старших дошкольников к социокультурным ценностям «Наша Родина — Кубань. История, традиции, народы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Маслова (УИ 34796) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД