Марина Царева
Конспект ООД по познавательному развитию во второй младшей группе «В ожидании зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей представления о жизни диких животных зимой.
Задачи.
Образовательная область «Речевое развитие»: развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов. Обучать умению слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, не перебивая говорящего взрослого. Способствовать умению употреблять слова с обобщающим значением. Формировать способность участвовать в беседе. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Формировать потребность делиться своими впечатлениями.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию во второй младшей группе „В ожидании зимы“» размещена в разделах
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: продолжать формировать желание и умение к совместной деятельности. Формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Образовательная область «Познавательное развитие»: продолжать знакомить детей с многообразием животного мира. Расширять представления детей о жизни условиях обитания диких животных. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года.
Образовательная область «Физическое развитие»: развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.
Словарь: «дикие животные», «зимуют», «гнездо», «берлога», «грызуны».
Предварительная работа:
- беседы о диких животных;
- дидактические игры: «Дикие и домашние животные», «Чьи детки?», «Покорми животное»;
- чтение сказок о животных: «Колобок» (обр. К. Ушинского, «Волк и козлята» (обр. А. Н. Толстого, «Кот, петух и лиса» (обр. М. Боголюбской, «Лиса и заяц» (обр. В. Даля);
- разучивание песенок, потешек, закличек: «Заинька, попляши…», «У оленя дом большой…», «Зайка серенький…»;
- рисование: «Следы в лесу», «Медведь»;
- аппликация с использованием ваты «Серый зайка станет белым»;
- лепка несложных предметов, состоящих из нескольких частей «Мишка косолапый»; «Зайчик»
- рассматривание серии картин «Дикие животные».
Средства: панорама зимнего леса, игрушки: дикие животные (зайчик, зайчиха–мама, ежик, белка, птица (сорока, картинка рябины.
Способы: игра, вопросы, чтение стихотворения, физкультминутка. Индивидуальная работа: помочь Даше Л., Егору Ч., Артему С. отвечать на вопросы о жизни животных.
Литература и интернет ресурсы:
- Программа "От рождения до школы", Н. Е. Веракса, 2015 г
- «Ознакомление с природой в детском саду», О. А. Соломенникова
http://www.moi-detsad.ru/zanatia1267.html
http://littlhuman.ru/731/
http://www.maam.ru/detskijsad/rechevye-igry-s-mjachom.html
http://stixi-poet.ru/marshak/poezd-marshak-s
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/10/18/stihi-dlya-detey-3-4-let-pro-osen
Содержание образовательной деятельности
В гости к детям приходит зайчишка (игрушка).
Зайчонок. Здравствуйте, дети, я заблудился и очень хочу вернуться к своей маме - зайчихе, а как найти дорогу, не знаю, помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель: Ребята, поможем зайчику? Его так жалко – ведь он остался совсем один!
Дети: Поможем, поможем!
Воспитатель: Как вы думаете, где может жить зайчиха?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Конечно, мама–зайчиха живет в лесу. Вы согласны пойти вместе со мной и зайчиком в лес искать зайчиху?
Дети: Да.
Педагог с детьми отправляется в «сказочный лес» - идут к панораме сказочного леса.
Воспитатель читает стихотворение А. Твардовского «Лес осенью»:
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко–желтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней –
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Смотрите, на рябине (картинка) висят красные гроздья ягод. Многие звери питаются этой ягодой, она для них очень полезна. Прислушайтесь, поют ли в лесу птицы?
Дети: Нет.
Воспитатель: Не слышны голоса птиц, многие птицы уже улетели в теплые края, где у них будет достаточно пищи. Птицы, которые будут зимовать в лесу, усиленно кормятся и делают запасы. Под ногами шелестят осенние листья. Ой, кто же это шевелится в листве, еще и фырчит? (Ежик-игрушка)
Зайчонок: Здравствуй, ежик, ты не видел мою маму–зайчиху?
Ежик: Нет, я не видел твою маму. У меня осенью много дел. Я готовлюсь к зиме. В опавшей листве ищу себе пищу - червей и насекомых. Потом мне еще нужно сделать из листьев и травы гнездо. Зимой, когда будет холодно и нечего кушать, я буду спать в этом гнезде.
Воспитатель: Ежик, мы не будем тебе мешать.
Дети прощаются с ежиком.
Дети встречают белку (игрушка).
Зайчонок: Здравствуй, белочка, а ты не видела мою маму–зайчиху?
Белочка: Не видела, у меня сейчас очень много дел. Скоро зима, и мне нужно сделать припасы себе и бельчатам. Зимой не будет орешков, ягод и грибов, поэтому я запасаю их заранее. В свое гнездо я приношу орешки, а грибочки развешиваю на веточках деревьев. Грибы высохнут, и зимой их можно будет кушать.
Воспитатель: Белочка, тебе зимой в лесу холодно?
Белочка: Зимой мне не холодно. Зимой мой мех станет очень теплым, и из рыжего превратится в серый. А если сильные морозы наступят, тогда я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как одеялом.
Зайчонок: Да, хвостик у тебя пушистый и очень красивый. Мне нужно торопиться и найти маму. Прощай, белочка!
Воспитатель: Мы отправляемся дальше на поиски мамы зайчонка. Дети, а как вы думаете, кто еще живет в лесу?
Дети: Лиса, волк и т. д.
Зайчонок: Ой, я очень боюсь лисички, она может меня съесть!
Воспитатель: Не бойся, мы не дадим тебя в обиду.
Зайчонок: А вон и мама моя! Мама!
Зайчиха: Мой маленький зайчонок, как я рада тебя видеть! Дети, спасибо вам, что не бросили в беде моего зайчонка. Он еще совсем маленький и несмышленый, поэтому и заблудился в лесу.
Зайчонок: Я заблудился, а ребята мне помогли. Я очень боялся встретить лису или волка.
Зайчиха: Конечно, этих зверей нам – зайцам нужно опасаться.
Воспитатель: Зайчиха, а вы готовитесь к зиме?
Зайчиха: Мы, зайцы, скоро поменяем серый мех на белый. Зимний мех теплее и гуще, и еще в белой шубке мы не так будем заметны на снегу.
Воспитатель: пока мы гуляли по лесу, немного замёрзли. Как нам согреться?
Зайчонок: Давайте поиграем!
Физкультминутка
стихотворение движения
Зайка беленький сидит И ушами шевелит. Приседание
Вот так, вот так Он ушами шевелит! Движения руками, имитирующие шевеление ушами
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Прыжки
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Надо лапочки погреть! Хлопки руками
Кто-то зайку напугал, Зайка прыг - и ускакал! Подскоки
На ветвях дерева стрекочет сорока (игрушка).
Воспитатель: Здравствуй, сорока! Как нам выбраться из леса?
Сорока: Не ходите по левой дорожке, там медведь готовится к зимней спячке.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что медведь зимой по лесу не гуляет, а спит?
Сорока: Медведь строит себе берлогу и зимой в ней спит. Мех медведя к зиме становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. Питается медведь ягодами, медом и рыбой. Летом и осенью много ест, запасается пищей до весны, наращивает жир. Весной с появлением пищи медведь выходит из берлоги. Поэтому сейчас ему не нужно мешать. Да и лиса с волком тоже готовятся к зиме.
Воспитатель: Сорока, расскажи нам, как зимуют волк и лиса?
Сорока: Эти животные не впадают в спячку. У них меняется мех на более теплый. Под снегом они добывают себе пищу – различных грызунов (например, полевых мышей).
Воспитатель: Спасибо, сорока. Мы теперь знаем, что осенью животные готовятся к зиме, каждый занят своим делом, мы не будем им мешать. Сорока, зимой, когда будет холодно, прилетай к нам в детский сад. Мы с ребятами сделаем кормушку и угостим тебя и твоих друзей.
Сорока: Спасибо, ребята! Я обязательно к вам прилечу.
Рефлексия
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Конечная остановка - детский сад, группа «Почемучки». Дети, вам понравилось наше путешествие? Вы расскажете родителям, какие животные нам встретились в лесу? А как животные готовятся к зиме?